КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Монополистическая конкуренция
Признаки монополистической конкуренции: · Большое число производителей, независимых друг от друга, выпускающих товары заменители (отличаются внешним видом, упаковкой, торговой маркой); · Высокая эластичность спроса; · Контроль над ценами незначителен; · Сравнительно легко вступить в отрасль. В качестве критерия оценки рыночной конкуренции используют индекс Харфиндела-Хиршмана: Н = Р12 + Р22 + …+ Рn2, где Н – показатель концентрации монопольной власти, Рn – доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении (в %). Считаются приемлемыми такие значения этого показателя: · доля крупнейших 10 и более фирм ≤ 31% объема продаж; · доля крупнейших 2 фирм ≤ 44% объема продаж; · доля крупнейших 3 фирм ≤ 54% объема продаж; · доля крупнейших 4 фирм ≤ 64% объема продаж. Этот коэффициент для 4 крупнейших фирм достигает в автомобилестроении – 90%, в производстве сигарет – 85%, в выпуске газет – 15%. В условиях рыночной конкуренции различают следующие направления развития (роста) экономических структур: o Горизонтальный рост – расширение объемов производства в рамках одной отрасли (например, объединение двух сталелитейных производств); o Вертикальный рост – расширение объемов производства за счет проникновения в смежные отрасли (например, объединение сталелитейного и машиностроительного производств); o Конгломеративный (диверсифицированный) рост – расширение объемов производства за счет проникновения в технологически не связанные отрасли (например, сталелитейное производство приобретает капитал в нефтеперерабатывающей отрасли; банк покупает универмаг или транспортную компанию). Для регулирования рыночной конкуренции используется антимонопольное законодательство. Особенности антимонопольного законодательства разных стран и континентов: ü США. Первый антимонопольный закон - закон Шермана (1890), который совершенствовался принятием дополнений: · запрет трестов и картелей (дополнения 1914 г.); · поддержка малого бизнеса (1936 г.); · запрет слияния компаний (1950 г.) и т.д. ü Европа, Япония. Антимонопольное законодательство запрещают не на саму монополию, а на злоупотребления монопольной властью. (В Японии допустимо, если одна фирма занимает ≤ 50% рынка, а две фирмы ≤ 75%). ü Украина. Приняты закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» (1992), закон «Об антимонопольной политике Украины» (1993), согласно которым: § «монопольное положение» (1992 г.) – это доля одного предприятия на рынке ≥ 35%, что влечет дополнительные ограничительные меры; § ведется государственный контроль за регистрацией и реорганизацией предприятий (слияние, присоединение); § предусмотрено возмещение убытков от недобросовестной конкуренции. Принятие антимонопольных законов ослабляет монопольные тенденции в экономике, способствует усилению рыночной конкуренции и снижению уровня цен.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |