КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внушение
Заражение Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы, азартные настроения в спортивных играх и соревнованиях и т. п. В самом общем виде заражение определяется как бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или, по выражению Б. Д. Парыгина, «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного, преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Экстаз, психоз, азарт — эти понятия, определяющие психические состояния, давно уже стали эпитетами модной гонки, в которую включается огромная масса людей под воздействием заражения. Процесс освоения и принятия моды сопровождается целой гаммой чувств — от сильного эмоционального возбуждения и интереса до раздражения и апатии. Переживаемые эмоциональные состояния либо являются следствием дефицита информации о новинках или избытка этой информации, либо вызваны субъективными причинами, которые участниками моды в данном случае не осознаются. Следует заметить, что в современном обществе заражение как механизм распространения моды играет значительно меньшую роль, чем в прежние времена. Б. Ф. Поршнев справедливо отмечал, что, чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам, которые автоматически увлекают их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно: целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу людей. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Еще В. М. Бехтерев показал, что внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, не нуждаясь в доказательствах и логике. В моде внушающее воздействие основано на авторитете, доверии, эмоциональной привязанности субъектов моды к источнику информации. Доступность информации, ее эмоционально-оценочная насыщенность и постоянная пополняемость создает эффект «эмоционального заражения», который становится причиной эффекта внушения. Поэтому дверь в мир моды обычно широко распахнута: потребитель при желании может узнать почти все, если не абсолютно все, о дизайнере, его отношениях с производителем, о том, кто из авторитетных известных лиц пользуется его услугами, кто из манекенщиц участвует в его показах и т. д. и т. п. Типичный пример — объем и качество информации о жизни и творчестве французского кутюрье Ива Сен-Лорана. Почти каждому, мало-мальски интересующемуся модой, известен не только путь восхождения кутюрье на олимп моды, но и его сексуальная ориентация, его пристрастия в живописи и литературе, имя его вечной музы — актрисы Катрин Денев и даже кличка любимой собаки — Казадеи (Cazadei), а также причины, по которым король моды отрекся от трона, не оставив наследников. Е. Тремнер, автор книги «Гипнотизм и внушение» (1923), отмечал, «что не всякая идея, возвышающаяся над обычным сознанием, может быть названа внушением. Творческие идеи возникают всегда вследствие общего подъема душевной жизни, внушения же связаны с сужением сознания, с преходящим понижением духовной самостоятельности, которые вызывает и использует для своих целей лицо, производящее внушение». В основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации. Реклама, модные показы и шоу, телевидение, радио, модные журналы используют различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека в целях создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям, которые будут способствовать распространению моды. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной. Внушающее воздействие зависит от социокультурного уровня развития, особенностей познавательной сферы и социально-демографических характеристик индивида. Люди с низким социальным статусом попадают в большую зависимость от моды, чем люди, имеющие высокий статус. Внушающее воздействие на людей, богатых духовно и стоящих на высокой общественной ступени, затруднено, так как оно требует учета их интеллектуальных способностей и бережного отношения ко всему их духовному облику. Людей малообразованных, с низким уровнем общей культуры мода завораживает сильнее. Причем чем некультурнее масса, тем большее влияние оказывают внушения, пробуждающие страх и разжигающие страсти, в особенности если их беспрестанно повторяют. Такой характер внушения повышает ажиотажный спрос на модную продукцию, за которым стоит страх быть немодным, не таким, как все, страх оказаться белой вороной. Мода, прежде всего, приковывает внимание лиц, привыкших к покорности. Упрямым и непокорным натурам недостает нужной для внушений гибкости. Люди дисциплинированные больше поддаются капризам моды, чем недисциплинированные. Для того чтобы внушение повлекло за собой изменение поведения, необходима еще одна способность — глубоко воспринимать внушение, ассимилировать его. Это та способность, которую легче почувствовать, чем определить, она есть главным образом дело фантазии. Поэтому натуры, одаренные силой воображения, легче поддаются внушению, чем сухие, холодные, люди рассудка. Дизайнер, кстати, подобно всем одаренным фантазией людям, тоже восприимчив к внушению, но чем оригинальнее и гениальнее он, тем самостоятельнее его творчество. Молодежь быстрее поддается воздействию моды, чем старшие поколения. По-разному подвержены внушающему воздействию моды и представители различных национальностей. Например, французы более внушаемы в этом смысле, чем венгры или таджики, ведь Франция — родина моды. Степень знакомства потребителя с той или иной торговой маркой также определяет эффективность внушения. Модная продукция, созданная какой-либо известной фирмой, будет оказывать большее внушающее воздействие на людей, малознакомых с ее маркой, чем на постоянных клиентов. В целом поведение потребителя модных объектов напоминает поведение актера, готовящегося исполнить предписанную роль. И так же, как почти все актеры, потребители восприимчивы ко второстепенным действиям внушения. Е. Тремнер считает: «Каждый актер играет уверенней, правдивей и создает большую иллюзию в костюме, ансамбле и в своей среде...» И далее отмечает: «Есть актеры, которые даже репетируют в костюмах. Костюм внушает им роль, сосредоточивает их сознание на роль и устраняет мешающие побочные явления». Многочисленные примерки потребителем модных вещей в магазинах — аналог актерским действиям. В последнее время все чаще говорят о том, что мода, в частности haute couture, все больше превращается в специфический вид искусства и, следовательно, сильнее приковывает внимание масс. Это связано с тем, что внушения играют особенно большую роль в области наслаждения искусством и понимания его. «Каждый наслаждающийся искусством, — замечает Тремнер, — находится под влиянием воспринятых идей, которые владеют его чувством и суждением, подобно внушению. Воспринимающая искусство публика, чье эстетическое благоволение не основывается ни на врожденном чутье, ни на самостоятельном суждении, следует за внушением различных модных направлений, то есть большей частью руководствуется прочитанными или услышанными хвалебными откликами или критическими замечаниями. Женская часть публики особенно охотно следует эстетическим внушениям»2. Анализируя подобные явления, Е. Тремнер делает вывод: «Никто, конечно, не может быть совершенно самостоятельным в суждениях. Так называемые самостоятельные суждения чрезвычайно редки, остальные же люди судят в большей или меньшей степени в духе внушений, причем не всегда сознают это, так как внушения действуют в подсознании. Широкой публике, даже образованной, для оценки искусства внушения необходимы, как насущный хлеб». И, наконец, массовый характер моды определяет силу внушения. Издавна известно, что душевный строй человека меняется, когда он становится частью массы. И чем сильнее человек чувствует внутреннее или внешнее сходство с другими — по платью (особенно если это военная, спортивная или другая форменная одежда), возрасту, образованию, профессии, взглядам и намерениям на политических или каких-либо других массовых собраниях, тем сильнее развивается взаимное духовное влияние. Невольно мысли и чувства принимают общее направление, внимание устремляется одинаковым образом, люди готовы к общим принципам восприятия, одинаковым взглядам, их начинают волновать одни и те же мысли. Общеизвестна также истина о том, что человек в толпе обладает меньшей способностью к критике, большей готовностью к действиям и равномернее воспринимает аффект. Толпа создает все условия для осуществления внушения. «Восприимчивость массы к внушению бесспорно больше, чем восприимчивость отдельного человека, духовно совершенно свободного. Поэтому тот, кто умеет пользоваться настроением толпы, возбуждая и направляя аффекты, может быть уверен в действии своего внушения, за тем толпа последует, как стадо за вожаком, как, например, во времена революции за искусными демагогами или в эпохи революционных движений за пророками»1, — считает Е. Тремнер. Примером из истории моды является массовое увлечение джинсовой модой сначала в Америке, а затем и во всем мире. На наш взгляд, было бы неверно рассматривать внушение лишь как способ своеобразного психопрограммирования общества на следование моде, то есть манипулятивного воздействия на личность и общество. Актуальной проблемой на сегодняшний день является исследование суггестивного характера моды в позитивном ракурсе.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |