Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подражание

Модная одежда разоблачает тайные мысли, утверждают теоретики моды, пытаясь разрешить противоречие между одеждой и модой. Суть данного противоречия в том, что одежда яв­ляет собой наиболее индивидуальное творение человеческой культуры, и в то же время рядом с модой, которая как тень следует за одеждой, шествует могущественный инстинкт подражания.

Подражание имеет ряд общих черт с явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психи­ческих состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонст­рируемого поведения.

Проблема изучения подражания как механизма распространения моды имеет глубокие научные корни. 3. Б. Элькина, обобщая высказанные мнения о роли подражания в моде, условно выделяет три вида подражания: подражание-уважение; подража­ние-соперничество и интегральное подражание.

Специфика подражания в моде базируется на психической деятельнос­ти людей и выражается через пассивность и творчество в подражании, неосознанность и полуосознанность, эмоциональный характер подражания, его относительную иррациональность и принудительность.

Подражание в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст. И поскольку речь идет об усвоении предложенных об­разцов поведения, то всегда существуют два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой (группой членства или группой, членом которой индивид не является, но она значима для него).

Подражание в моде имеет как положительные, так и отрицательные сто­роны. С одной стороны, имитация одного и того же образца поведения приво­дит к унификации индивидов, а с другой, новые идеи, имеющие социальную ценность, эталонные социальные стандарты поведения или даже эталонный образ жизни могут быть распространены на широкую сферу имитации мод­ного. Масса принимает их не потому, что видит в них ценность и полезность, а потому, что подражает им как модному. Но вместе с тем модными могут ста­новиться и весьма сомнительные ценности, которые благодаря подражанию в моде приобретают массовый характер.

Подражание модному образцу освобождает человека от психологичес­ких мучений выбора. По мере формирования системы личностных оценок, позволяющих создавать избирательное, критическое отношение личности к системе ценностей, избирательно-ориентирующая функция моды будет становиться менее социально значимой.

Если новая мода согласуется тем или иным образом с назревшими обще­ственными потребностями индивидов, то она начинает входить в быт сна­чала наиболее чувствительных к этим потребностям индивидов, а затем и менее чувствительных, но более конформных.

На этом этапе распространения новой моды вступает в действие закон конформизма, сущность которого состоит в тенденции людей изменять свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало поведению и требова­нию других людей. «Лучше быть нескромной со всеми, чем отличаться от других своей скромностью», — характеризуя эту черту моды, писал еще в XIX веке Ф. Дишер.

Люди испытывают дискомфорт, когда слишком выделяются на фоне других. Но, по крайней мере в западных культурах, они испытывают неко­торое неудобство и тогда, когда выглядят в точности так же, как все. Экспе­рименты С. Снайдера и Г. Фромкина (С. P. Snyder, H. Fromkin, 1980) пока­зали, что людям нравится ощущать себя неповторимыми. Более того, сво­им поведением люди отстаивают свою индивидуальность.

«Делать противоположное — тоже вид подражания», — находим в «Афо­ризмах» Лихтенберга (1764—1799). «Нонконформисты» — индивиды, чье по­ведение демонстрирует открытое противопоставление собственных ценно­стей ценностям общепринятым — первыми воспринимают новые веяния в моде. Человек может вдруг принять совершенно новый облик. Нередко это делается для того, чтобы преодолеть «психическую инертность» окружающих. С. Л. Рубинштейн писал по этому поводу: «Пока манера общения с другими, род занятий, качество труда, внешний облик, характер препровождения сво­бодного времени, отклик на происходящие события, преследуемые цели, весь уклад жизни, присущие другому человеку, соответствуют образцам, которым привык следовать общающийся с ним субъект, последний обычно проявляет своеобразное равнодушие к психологии другого. Он, так сказать, без сомнений и доказательств полагает, что у другого человека «психология» такая же, как и у него. И только когда другой в образе жизни, в манере вести себя, в реаги­ровании на происходящие события, в своем внешнем облике отходит от тех «образцов», которые в глазах общающегося с ним являются выражением «нормы», последний от регистрации внешней стороны поведения этого чело­века переходит к психологической классификации его поступков, пытается дать им ту или иную оценку и понять этого человека как личность»2.

Таким образом, с одной стороны, мода удовлетворяет желание человека не слишком выделяться на фоне окружающих, но, с другой стороны, позво­ляет реализовать потребность быть неповторимым, подчеркнуть то, в чем заключается его индивидуальность, пробудить интерес окружающих к ней.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внушение | Идентификация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.