Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы мышления

Функции мышления.

По степени новизны.

По участию воли в процессе мышления.

По соотношению с нормой.

По степени развернутости.

2.6.1.3.1. Аналитическое (дискурсивное) - имеет четко выраженные этапы, которые осознаются человеком.

2.6.1.3.2. Интуитивное - характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

2.6.1.4.1.Реалистическое - регулируется логическими законами, направлено в основном на внешний мир.

2.6.1.4.2. Аутистическое - [греч. autos — сам] - самая ранняя форма детского мышления, в которой отражаются желания и фантазии ребенка без учета условий и требований реальности[15].

2.6.1.4.3. Эгоцентрическое характеризуется, невозможностью принять точку зрения другого человека.

2.6.1.5.1. Непроизвольное непроизвольные трансформации образов, сновидения.

2.6.1.5.2. Произвольное - целенаправленное решение мыслительных задач.

2.6.1.6.1. Продуктивное - возможность получения новых знаний в процессе мышления, т. е. спонтанно, а не путем заимствования извне.

2.6.1.6.2. Репродуктивное - на его основе осуществляется решение знакомых задач, по образцу усвоенному ранее.

2.6.1.6. По функциональному назначению:

Творческое – порождение новых идей.

Критическое – отбор и оценка идей.

2.6.1.7. По специфики решения задач.

2.6.1.7.1. Абстрактное – способность субъекта использовать информацию в отрыве от конкретной ситуации и сиюминутных реалий.

2.6.1.7.2. Вариативное - способность выбирать разные варианты поведенческих программ для достижения одной и той же цели.

2.6.1.7.3. Комбинаторное - способность последовательно сочетать разные программы поведения, осуществляя пошаговое достижение цели.

2.6.1.7.4. Концептуальное - совокупность интеллектуальных операций, приводящая к обобщению реальной информации в понятия высокого уровня абстракции и к порождению новых понятий и связей между ними. Например, прогнозирование не наблюдавшихся в реальности свойств, функций, связей и т.п.

2.6.1.7.5. Стратегическое - способность к построению сложных и эффективных поведенческих программ с гибким приспособлением к ситуации за счет выбора и комбинации поведенческих стереотипов и построения недостающих блоков.

2.6.1.7.6. Экстраполяционное - способность субъекта распространять известные ему закономерности в пространстве и времени.

 

1. Установление зависимостей.

2. Понимание сущности явления;

3. Обобщение свойств однородной группы явлений.

 

1. Осознание проблемной ситуации

2. Мотивация (желание решить проблему).

3. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).

4. Поиск решения на основе:

4.1. одного известного алгоритма (репродуктивное мышление);

4.2. выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;

4.3. комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов;

4.4. поиск принципиально нового решения (творческое мышление);

4.4.1. углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.);

4.4.2. использования аналогий;

4.4.3. использования эвристических приемов.

4.4.4. использования эмпирического метода проб и ошибок.

4.5. в случае неудачи - переключение на другую деятельность:

5. логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

6. Реализация решения.

7. Проверка найденного решения.

8. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 3).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По типу решаемых задач | Отрицательные характеристики мышления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.