Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрицательные характеристики мышления

Положительные характеристики мышления.

Качественные характеристики мышления.

Основные формы (процессы) мышления.

Операции мыслительной деятельности.

Анализ – расчленение целостной структуры объекта на составляющие элементы.

Синтез – обратный анализу процесс, соединение частей, в единое целое, находя существенные связи и отношения.

Абстракция – (от лат. abstractio — «отвлечение») отвлечение от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков.

Конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного.

Обобщение – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.

Сравнение – установление отношений сходства и различия.

Систематизация (классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.

 

2.6.4.1. Понятие – единство существенных свойств, связей, отношений предметов, явлений.

2.6.4.2. Суждение – высказывание, в котором что-либо утверждается или отрицается о предмете, свойствах, отношениях между предметами.

2.6.4.3.Умозаключение – вывод на основе правил логики заключения или следствия из нескольких суждений (посылок)[16].

Виды умозаключений.

2.6.4.3.1. Индукция ( от лат. induction – наведение ) – вывод частного суждения из общего.

2.6.4.3.2. Дедукция (от лат. deduction – выведение ) – вывод общего суждения из частных.

2.6.4.3.3. Аналогия – вывод делается на основании частичного сходства между предметами, без достаточного рассмотрения всех условий.

 

Широта – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская необходимых для дела частностей.

Конкретность – умение не упустить существенные моменты, а не охватить весь вопрос целиком.

Глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов.

Самостоятельность -умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость - умение быстро подстраивать действия при изменении обстановки.

Быстрота – способность быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять решение.

Критичность ума – умение оценивать свои и чужие мысли, всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Последовательность – умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса.

Поверхностность - человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Торопливость – человек спешит дать решение, высказывает не продуманные ответы и суждения.

Замедленность – человек медленно решает задачи возникающие в деятельности.

 

2.6.5. Понятие об интеллекте

В настоящее время существуют несколько трактовок понятия интеллект:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации»

2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость»

3. Структурный подход, сформулированный французским психологом Альфре́дом Бине (1857-1911)«способность адаптации средств к цели», совокупность способностей.

По Давиду Векслеру (1896—1981) интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы мышления | Оценка интеллекта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.