КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение уроков
Политический цикл: 1. Повестка дня: те, которые формируются правительством и те, которые возникают в обществе на основании его потребностей 2. Выработка политики: согласование интересов, определение целей и задач достижения, закрепление в ряде программ, документов 3. Принятие политики: определенными органами при помощи процедур 4. Внедрение политики: 5. Оценка политики 6. Изменение политики, либо отказ от неё 7. Повестка дня Модели разработки политической стратегии: Модель открытых систем (Р. Хофферберт). Основана на «воронке причинности», в соответствии с которой происходит переход от более широких и неопределенных условий (исторически-географические) к более узким и определенным (правила поведения элит в ходе обсуждения). Окончательный политический выбор осуществляется под действием цепи факторов: историко-географические условия → социо-экономическая структура → массовое политическое поведение → правительственные институты → поведение элит в процессе оформленного обсуждения политики → выработанная политика. Модель «институционального рационального выбора» (Э. Остром). Здесь за основу берутся два фактора – индивидуальные условия (ценности и ресурсы индивидов, позволяющие им влиять) и условия, связанные с ситуацией принятия решения (социально-экономические условия, общественное мнение и т.д.). В соответствии с различными ситуациями, индивиды, обладая одними и теми же ценностями и ресурсами, будут действовать по разному. При этом учитываются три уровня: операциональный уровень (уровень агентов, принимающих решения), коллективного выбора (согласованные коллективные нормы, управляющие агентами), конституционный уровень. Модель политических потоков (Кингдом). Первый поток – «проблемный» - информация о реальных проблемах и результатах предыдущей правительственной деятельности. Второй – сообщество исследователей и экспертов, анализируют проблемы и формулируют альтернативы. Третий – политический – выборы, деятельность политиков, конкуренции в ходе принятия законов и т.д. Когда три потока объединяются, возникает «окно возможностей» для принятия решений. Модель «конкурирующих защищающих коалиций» (Сабатьер). Замена политического курса происходит под влиянием трех основных наборов факторов: взаимодействие конкурирующих коалиций (различных заинтересованных сил), внешние перемены, относительно стабильные общественные параметры (базовые социальные структуры, конституционные правила – ограничивают действия акторов и влияют на ресурсы). У всех этих моделей много общего. Общий алгоритм принятия решений: интересы – приоритеты – риски – цели – ресурсы – решения. Условия: исторические, социально-экономические и т.д. Акторы: политические элиты, органы власти, лоббисты, партии, группы интересов и т.д. В выработке решений центральную роль играют органы государственной власти. Какую роль они играют в принятии решений во многом зависит от характера политической системы страны. Основополагающие правила, объем полномочий и распределение власти определяется конституцией государства. Они играют роль в тех политических системах, где существует принцип верховенства права. Она определяет каким образом должны приниматься решения, какие учреждения и ведомства с какими полномочиями, сфера компетенции и т.д. Главная роль конституции – определение, каким образом происходит преобразование социальных интересов во властные государственные решения: одним группам и институтам выступать с предложениями, других – вносит поправки, отклонять, санкционировать, следить за исполнением, судить. Так, например, в парламентских демократиях кабинет не только осуществляет политический курс, но и участвует и несет ответственность за его формирование. Далее, внутри каждого органа существуют свои правила выработки политического решения: например, в парламентах действует правило один человек – один голос, а в правительственных учреждениях решающую роль играет глава учреждения. В связи с этим выделяют несколько моделей принятия решений в государственных органах. Патерналистская. Когда основную ответственность за принятие курса берут на себя лидеры страны. Они сами решают, что нужно для общества. Она обычно разделяется правящей партией и бюрократией. Коллективистская. Роль правительства – находить равновесие между различными группами интересов. Индивидуалистическая. Принятие решения должно учитывать интересы индивидуумов. Влияние политических партий на государственную политику. Степень влияния партий зависит от количества «эффективного числа партий». При однопартийной системе роль партии безальтернативна, для системы «партии-гегемона» (Китай) и с доминирующей (Мексика) партией – влияние других партий может быть только фоновое. Для систем «простого плюрализма» (США) – влияние обоих партий всегда значительно, даже если она не стоит у власти, так как её представительство в парламенте всегда значительно, других – фоновое. При «умеренном плюрализме» (3, 4 партии – ФРГ, Швеция) – здесь зависит от того, занимает ли место в парламенте или нет, от количества мест. При «крайнем плюрализме» (5 партий – Италия) – только правящая партия, остальные – незначительно. Для атомизированных (свыше 8 - Малайзия) – ещё больше. Чем больше партий, тем меньше они оказывают влияние на принятие государственной политики. Ещё одним важным фактором в сфере государственной политики являются «фабрики мысли» или think tanks. Это различные исследовательские центры, иногда не связанные (RAND corporation), а иногда связанные (фонд «Наследие») с политическими силами, которые занимаются не только исследованием современного общества, но и социальной инженерией – когда исследовательские аналитические проекты становится частью программы той или ной партии или кандидата и выливается в государственную программу. Они возникли в США в начале ХХ века как реакция на потребность рационализации государственной политики и на расширившееся предложение в сфере социально-экономических и политических науках. Первые такие организации – Бруклинский институт (1916) и Институт Гувера при Стенфордском университете (1919). Она выражала потребность в том, чтобы помимо правительства кто-то задавал трудные вопросы, выполнял исследования и искал решения. С 1970 по 1996 году число таких «фабрик» в США увеличилось с 60 до 300. Все эти «фабрики мысли» занимаются исследованием современного общества, но все – с разными целями. Независимые «фабрики мысли» проводят собственную политику, отстаивая те курсы общественного развития, которые кажутся им правильными, правительственные или партийные «фабрики» - обеспечивают процесс формирования политики, соответственно, партий и правительств. Общее же у них одно – все они формируют текущую повестку для принятия решений и формируют представления о сегодняшнем дне для формирования государственной политики. Они улучшают способности принятия решений правительства, доставляя конкретную информацию о состоянии дел. Это повышает качество процесса принятия решения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |