Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная политика государства

Экологическая государственная политика.

Это политика, нацеленная на оптимальное взаимодействие общества с окружающей средой.

Принципы экологической политики были выработаны на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Там была подписана программа устойчивого развития, подразумевающая повышение уровня благосостояния нынешнего поколения не за счет будущего поколения.

Экологическая политика подразделяется на несколько направлений.

Снижение загрязнения окружающей среды. Как количественное, так и введение ресурсосберегающих и безотходных технологий и использование вторичных ресурсов из отходов. По исследованиям Массачусетсткого технологического института,современный уровень технологий позволяет увеличить уровень жизни в два раза при потреблении в два раза меньшего объема ресурсов.

Сохранение и восстановление природной среды.

Для проведения экологической политики используются административные и экономические методы. К административным относятся – введение стандартов и нормативов на качество продукции и параметров окружающей среды, применение экологической экспертизы производственных объектов, экологическая паспортизация производственных объектов, экологический аудит. Экономические – плата за природопользование, за загрязнение, налоги и налоговые льготы, компенсация имущественного ущерба, денежные штрафы. Экономические меры призваны привести к пониманию выгодности беречь окружающую среду и невыгодности обратного.

Все, что было рассмотрено было нами ранее относится к сфере внутренней политики – которая находится под прямой юрисдикцией и легитимным контролем государства. Международная политика находится за пределами этой сферы. Это механизм регулирования отношений между суверенными государствами и другими международными акторами.

Природа международных отношений объясняется по-разному. Наиболее известная школа – школа политического реализма (Г. Моргентау, 1950-е). Она исходит из того, что международная политика есть борьба за власть, за утверждение своего влияния в мире, чтобы реализовать свои национальные интересы. Постоянные национальные интересы – это: интересы национальной безопасности (защита территории), национальные экономические интересы (защита национальной торговли, капитала, инвестиций), интересы поддержания мирового порядка (взаимоотношения с союзниками). Промежуточные интересы: интересы выживания (предотвращение угрозы государству), жизненные интересы (создание условий, препятствующих нанесению ущерба нации), важные интересы (предотвращение нанесения «потенциально серьезного ущерба) и т.д.

Защита этих интересов зависит от «национальной силы» - сюда входят ресурсы государства: географическое положение, природные ресурсы, производственные мощности, военный потенциал, численность населения, национальный характер, моральный дух нации, качество дипломатии. При этом право и моральный императив также играют большую роль в международной политике, но если выбор стоит между стратегическими интересами нации и моралью и правом, то последними можно пренебречь. Главные моральные добродетели – умеренность и осторожность. Главное – в международных отношениях надо избегать навязывать универсальные моральные принципы другим государствам, т.к. в политике каждая руководствуется своими принципами.

Противоположная школа – модернизм (1960-е). Для модернистов ключевое значение играть системная методология. Международные отношения рассматриваются как взаимодействие политической системы и внешней среды. Ведущий представить этой школы – Дж. Розенау. Он выделил 5 основных факторов влияния на внешнюю политику: 1) индивидуальные факторы политических деятелей; 2) ролевые факторы – вытекающие из ролей этих политических деятелей; 3) правительственные факторы; 4) общественные переменные (ценности общества, степень единства, уровень экономического развития); 5) «системные переменные» - факторы международной системы (географическая реальность, идеологический вызов со стороны другой страны, стабильность правительства в странах, с которыми ведутся международные отношения и т.д.). Этот подход основное внимание уделял субъективной стороне международной политики. Так, Р. Снайдер полагал, что механизм вынесения внешнеполитических решений можно объяснить взаимодействием 3 переменных – ролью и взаимоотношением различных органов, поступлением в них информационных потоков и действиями отдельных лиц. В этой связи большое значение принадлежит мотивам деятельности чиновников – 1) мотивы под воздействием прошлого профессионального опыта; 2) его личного опыта как человека. На принятие решений также оказывает влияние действия групп давления – экономическая элита, политическая и правительственная элита, СМИ, лидеры, формирующие общественное мнение, политически активная часть населения.

Модель Н. Форварда. Шесть критериев, на основе которых государственные лидеры принимают решения: 1) критерий сохранения государственного единства, 2) критерий обеспечения национальной безопасности, 3) сохранения национальной роли (во внешней политике), 4) создания прецедентов, 5) сохранения репутации (государство, выполняющее свои обещания и угрозы, увеличивает авторитет), 6) сохранения международного стандарта (следования нормам морали и международного права). Н. Форвард выделяет три идеальных типа лиц, принимающих внешнеполитические решения: 1) «торопливые» -быстро реагирующие на действия извне, не учитывающие долгосрочные последствия своих действий – он учитывает первые три критерия, пренебрегая тремя последними (Н. Хрущев); 2) «беспокойные» - ориентированы на долгосрочные последствия и учитывающие пятый и шестой критерии (Л. Брежнев), 3) «мечтатели» - опираются только на международные стандарты, право и мораль (М. Горбачев).

Противоположная первым двум концепциям международной политики является концепция транснационализма (Р. Кеохэйн и Дж. Най «Транснациональные отношения и политика», 1970-е). Она построена на осознании тесной взаимозависимости между отдельными странами, а также усиления взаимообмена в экономической, политической, социальной сферах. В этих условиях государство уже не может полностью контролировать эти обмены, постепенно утрачивая роль главного субъекта международных отношений. Главными субъектами международных отношений становятся транснациональные корпорации, неправительственные организации, территориальные общности, промышленные и торговые предприятия, отдельные индивиды. К традиционным военно-политическим и экономическим отношениям между государствами добавляются разнообразные связи между религиозными, профессиональными, профсоюзными, деловыми кругами государств. Поэтому международные отношения с интернациональных становятся транснациональными. Логика международных отношений и в будущим будет определяться взаимодействием международных институтов мирового демократического сообщества – логикой международных организаций, системой договоров, институтами международного права и мирового общественного мнения.

Концепция неореализма (1980-е, К. Уолтц «Теория международной политики»). Кроме сохранении уже перечисленных черт классического реализма, эта доктрина ввела новое: она признала, что международные отношения зависят не только от действия государств, но и зависят от структуры международных отношений, в которой все большую роль играют международные организаторы и негосударственные акторы. Отношения реализма подходят скорее для великих держав, внешняя политика средних и мелких государств зависит от их места и роли в международной системе. Она признает снижение роли чисто военных факторов, и возрастание экономических и социальных факторов. Но для сохранения влияния и безопасности в мире необходимо наращивать военную мощь.

Все эти концепции так или иначе адекватно описывают различные стороны современной международной политики.

Ключевая роль в международной политике принадлежит исполнительной власти, поскольку только эта власть способна обеспечить единство внешней политики, последовательность и непротиворечивость политики, высокий профессиональный уровень, наличие значительных информационных, организационных, интеллектуальных и других ресурсов. В президентских республиках эта роль обычно отводится президенту. Он определяет основные направления внешней политики, военной доктрины, дипломатические отношения, которые он формулирует в ежегодных посланиях, вправе отклонять законы в этой сфере Федерального собрания, если они противоречат этой доктрине. Он подписывает международные договоры, даже не нуждающиеся в ратификации парламентом, назначает и отзывает дипломатических представителей. Он является верховным Главнокомандующим. В парламентских республиках – главам правительства. Парламенты – ратифицируют международные договоры, бюджета, но не является официальным органом международных отношений по нормам международного права. Поэтому не может непосредственно обращаться к иностранным правительствам, но может сотрудничать с парламентами других стран. Роль судебной власти также возрастает в связи с увеличением роли международного права и проникновением международного права в регулировании внутренней жизни государств. Особенно это касается прав человека. Их соблюдение стало важнейшим принципом международного права.

В международных отношениях участвуют так или иначе все министерства и ведомства. Их работу необходимо координировать – этим занимает Совет безопасности РФ. В него входят премьер-министр, министр обороны, министр иностранных дел, руководители органов безопасности и внешней разведки – т.е. должностные лица, от которых зависит безопасность страны.

Права человека как цель государственного управления и политики.

Итак, мы с вами рассмотрели, что из себя представляет в целом государственная политика, рассмотрели составляющие её сферы. Теперь необходимо, чтобы завершить общую вводную тему, необходимо обратиться к ещё одному вопросу – к цели государственного управления и политики. Такой целью в современном государстве являются права человека.

Почему? Потому что структура прав человека и гражданина выражает фундаментальные потребности человеческой личности, социальной группы, общества, народа и всего человечества в целом. Ситуация с правами человека в значительной степени влияет на стабильность государства и всех сфер жизни общества.

Политическая права человека реализуются за счет демократизации политической системы государства. Экономические, социальные и культурные права – путем преодоления бедности и отсталости в рамках социально-экономической и культурной политики государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная государственная политика | Лекция 3. Уровни государственного управления. Центральный уровень
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.