Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры




Функции философии.

Структура философского знания.

Происхождение философии и ее место в системе духовной культуры.

Лекция 2. Философия, генезис, природа, функции и роль в жизни общества

Н.А. Бердяевзаметил: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».

Освоение курса философии содействует:

- выработке понимания особенностей философского мышления, освоению навыков обобщения, умению логично формулировать, излагать, аргументировано отстаивать свою позицию в дискуссии, вести полемику,

- формированию устойчивых представлений о содержании основных этапов развития мировой и отечественной философии в контексте общечеловеческого и российского культурно-исторического процесса,

- освоению современных знаний о философских проблемах человеческого бытия, познания мира, ценностей и идеалов культуры в условиях многообразия философских и научных школ и направлений,

- овладению навыками самостоятельного использования общенаучной методологии исследования проблем развития и функционирования общества, государства, социальных институтов и человеческой личности.

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической.

В историко-философском разделе студенты знакомятся с выражением в философских проблемах характера и закономерностей культурно-исторических эпох развития человечества, Европы и России.

Акцент сделан на антропологических, социально-философских и историософских взглядах выдающихся философов прошлого и современности.

Теоретический раздел включает в себя основные проблемы бытия, познания, общества, человека и человечества, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном аспектах.


«Философия начинается с удивления

перед величием мира»

Аристотель – древнегреч. философ

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости.

Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.

На вопрос, что же такое мудрость сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии.

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (вторая пол. VI в. - начало V в. до н. э). Легенда гласит: правитель города Флиунта спросил его, кто он такой. Пифагор ответил: «Философ». Слово это было не знакомо правителю, и Пифагор объяснил так. «Жизнь подобна олимпийским играм: одни приходят на них состязаться, другие – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни – одни рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы до одной истины».

Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины.

Другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes - мастер, художник). Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

Древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность.

Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связан с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени - как возможно познание, для современного позитивизма - в чем суть «логики научного открытия».

Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода.

Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos - путь, познание) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.

Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Это относится, конечно, только к такой философии, которая опирается на науку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.