Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская мысль в Древней Индии




Лекция № 3. Философия Древнего Востока

1. Философская мысль в Древней Индии.

2. Философская мысль в Древнем Китае.

 

Философия Древнего мира включает в себя неевропейскую философию Древнего Востока (Индии и Китая), а также античную философию Древней Греции и Рима.

 

Возникновение философии в Древней Индии относится к середине I тысячелетия до н.э., когда на ее территории формируются рабовладельческие государства с характерной для них кастовой организацией общества. Власть главы государства - раджи опиралась на касту военной аристократии - кшатриев и касту жрецов - брахманов.

Все философские системы в древней Индии разделяют на ортодоксальные – астика (строго придерживающиеся каких-либо учений) и неортодоксальные - настика. Первые признают авторитет вед (веданта, йога, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья), вторые, напротив, не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака).

В истории индийской философии можно выделить три периода.

Первый период. Ведический (XV-VI вв. до н.э.). Первым памятником религиозно-мифологической мысли древних индийцев, положивших начало философской традиции, были знаменитые «Веды», представляющие собой сборник гимнов, молитв, жертвенных обрядов, заклинаний и т.п. В них оправдывается существование в древней Индии касты: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевладельцы, ремесленники, торговцы), мудры (низшая бесправная каста). Со временем Веды обрастают комментариями, подразделяемыми на жанры: брахманы, араньяки, упанишады.

Брахманы - ритуальная часть Вед, написанная брахманами (жрецами) и используемая при отправлении религиозных культов, иными словами в них даются наставления, относящиеся к религиозной жизни людей.

Араньяки – представляют собой описание образа жизни лесных мудрецов - отшельников.

Упанишады - философские комментарии к Ведам.

Следует подчеркнуть, что Упанишады - это истоки древнеиндийской философии, здесь уже заметен переход от мифологии к философии. В них сосредоточены основные понятия и представления философского характера, получившие развитие в последующей истории Индии.

Веданта одна из первых систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад. Первооснову мира ведантисты видели во всепроникающем, всеобъемлющем Абсолюте, или чистом сознании - Брахмане. Брахман - самотождественен, един, лишен всяких свойств. Представляет собой нечто вроде актуальной бесконечности, когда нельзя ничего убавить и прибавить.

Реальный мир, множество предметов и явлений, не имеет собственной сущности. Это множество - лишь совокупность феноменов, иллюзорная реальность (майя), за которой скрывается все тот же Брахман.

Сущность Брахмана невозможно постичь обыденным сознанием и разумом, егопознают лишь высшей религиозной интуицией. Он пребывает в душе каждого человека, в то же время он и есть воплощенная в людях вселенская душа (Пуруша), человеческое «я», или индивидуальный жизненный дух, то есть атман.

Итак, Брахман - это безличная, объективная, наполняющая Вселенную основа и Атман - всепроникающее субъективное духовное начало - таков главный смысл Упанишад. Истинная сущность и всеобщность Брахмана достигается через осознание самого себя. Тождество Брахмана и атмана, объекта и субъекта, всеобщего и индивидуального, Вселенной (макрокосмоса) и души (микрокосмоса) выражалась в формулах: «Этот атман есть Брахман».

Философия Веданта содержала этические принципы, так как согласно этой этике, добро есть то, что помогает познать Брахмана. Зло же напротив, то, что этому мешает, отвлекает от медитации, от напряженных целеустремленных размышлений. Эгоистические чувства и устремления являются главными препятствиями к возвышению души.

Второй период - эпический период (VI-II вв. до н.э.) наиболее известные его источники две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», которые затрагивают многие философские проблемы эпохи. В это период формируются учения оппозиционные ведам, среди них: Буддизм, Джайнизм, Чарвака, Санкхья Йога.

Джайнизм возникает в VI в. до н.э. это этическое учение указывает путь освобождения души. Считает, что источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением. Джайнизм: джива (живое) и аджива (неживое). Провозглашает дуализм. Сущность человека двояка - материальная и духовная. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм (злые и добрые). Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Бог - это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы в цепи перерождений. В этике джайнизма говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и о правильной жизни.

Будди́зм (санскр. buddha dhamma, «Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха из рода Гаутамы (623-544 гг. до н.э.). Впоследствии он получил имя Будды («просветленный»).

Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований».

Сами последователи этого Учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.

 

Будда рассматривал мир как постоянно изменяющийся поток «частиц бытия» - дхарм (на санскрите - держать, утверждать). Дхармы - это стихийные психофизические носители собственной жизненной энергии, из которых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страсть, насилие, ложь и т.д. Мир есть совокупность дхарм, однако эта совокупность не есть статичная и постоянно длящаяся целостность; бытие состоит из мгновений. Вещь имеет моментальное существование. Где нет изменений, там нет бытия, утверждают буддисты. Дхармы то появляются, то исчезают без следа, т.е. они, выражаясь современным языком, имеют виртуальную природу. «Что кажется вечным исчезнет; высокое снизится; где есть встреча - будет разлука; все, что рождено, умрет».

Главные идеи философии Будды:

«Четыре благородные истины».

♦ Теория причинности.

♦ Непостоянство элементов.

♦ «Срединный путь».

♦ «Восьмеричный путь».

Как понимать эти основные положения буддизма? «Четыре благородные истины»: жизнь - это страдание; причина страданий - это бесконечные желания и стремления к удовольствиям; избавиться от страданий можно, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем; для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать путем нравственного совершенствования, указанным Буддой.

В основе буддизма лежит проповедь Будды о «четырех благородных истинах», открывшихся ему в знаменитую ночь просветления:

· первая – «истина страдания». Будде открылось, что страдание есть универсальное свойство человеческой жизни, им проникнуты все ее стороны;

· вторая – «истина причины». Она говорит о происхождении страдания. Корень его в страстях человека, жажде жизни и наслаждений;

· третья – «истина освобождения». Предполагает отказ человека от желаний и подавление собственных страстей;

· четвертая – «истина пути». Путь, ведущий к освобождению от страданий и достижению нирваны (угасанию, преодолению круга перерождений как высшей цели), имеет восемь ступеней:

· - «правильная вера» - признание четырех благородных истин как основы внутреннего совершенствования;

· - «правильная решимость» - воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами;

- «правильная речь» - воздержание человека от лжи, клеветы, грубости и.т.п.;

- «правильное действие» - непричинение зла всему живому, отказ от воровства и удовлетворения чувственных желании;

- «правильный образ жизни» - привычка жить честным трудом;

- «правильное усилие» - борьба с соблазнами и дурными мыслями;

- «правильное направление мысли» - понимание преходящего характера всего окружающего и отрешенность оттого, что привязывает к жизни;

- «правильное сосредоточение» - психотехника, ведущая к угасанию в нирване.

Нирвана - это «царство не от мира сего внутри нас», это непостижимое онтологическое состояние мироздания. Она характеризуется абсолютной мудростью, добродетельностью и невозмутимостью. Таким образом, человек в результате собственного выбора сам себя совершенствует и приобретает свободу от страданий, «мудрецы умиряют самих себя», становясь просветленными.

Наиболее известные течения в буддизме:

· Тхеравада

· Школы раннего буддизма

o Вайбхашика

o Саутрантика

· Махаяна

o Чань (Дзэн)

o Йогачара

o Мадхъямика

o Тяньтай/Тэндай и Нитирэнизм

o Амитоизм и Амидаизм

o Хуаянь/Кэгон

· Ваджраяна

o Тибетские школы

§ Ньингма

§ Сакья

§ Кагью

§ Джонанг

§ Гэлуг

o Сингон (японская школа)

Традиционно буддизм делят на махаяну («великую колесницу») и тхераваду («учение старейших»). Выделяется также направление «ваджраяна» («алмазная колесница» или тантрический буддизм), которое в некоторых регионах считается разновидностью махаяны, а в некоторых (Тибет, Монголия) — самостоятельным направлением.

Отличительной чертой махаяны является учение о бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него представлении о бодхисаттве — существе, готовом отказаться от индивидуального достижения нирваны с целью спасения всех живых существ.

Важной чертой учения Ваджраяны является акцент на природе Будды, изначально присущей всем существам, и чистоте всех явлений. Практика так называемого Чистого видения, т.е. обета видеть потенциал всех существ таким, каким его видят сами Будды, позволяет практиковать Учение не только монахам, но и мирянам обоих полов без необходимости ухода от мира и соблюдения обета безбрачия.

Ваджраяна распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыкию.

Буддизм, распространенный среди мирян и значительно отличающийся от буддизма, проповедуемого в монашеской образованной среде, носит название простонародного или вульгарного.

Численность верующих в Б. ( 350-500 млн чел.). Основное число буддистов живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России.

Отличия Б. от других учений и верований:

ü В отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам) в буддизме нет ни всемогущего Бога-творца или Бога-личности, ни вечной (бессмертной) души.

ü В буддизме нет также понятия о «многих богах» вместо Будды.

ü Отрицание кастовой системы, хотя он признает учение о карме.

Локаята. В VIII - VII вв. до н.э. возникает философское направление - локаята. Основатель учения локаята (на санскрите «лока» - идущее от мира) Брихаспати (середина 1 тыс. до н.э.). Локаята, и особенно ее позднейшая школа чарваков (на санскрите «чарвака» - материалист), не являются традиционными, они находились в оппозиции к ведизму и брахманизму.

Локаятики - древние, индийские материалисты. Они выступали против канонов церкви, религии, теологии. Локаятики критиковали Веды, институт жрецов и традиционные верования. Утверждают, что убеждения должны быть свободными от авторитета прошлого, от суеверий и волшебства: Они отмечали, что проповеди жрецов слишком туманны, непонятны. Они похожи на бормотание безумцев. Выступали против идеалистических догм, бессмертия души, а также утверждали, что никакой другой жизни, кроме земной, нет и что со смертью человека умирает и исчезает его душа. Локаятики учили, что не существует ни ада, ни рая, нет потустороннего мира и, были против аскетического образа жизни и призывали людей к достижению счастья на земле.

Наиболее развитым течением локаята является древнеиндийская философия чарвака. Согласно этому учению, мир состоит из четырех первоэлементов: огня, воды, земли, воздуха. Из «их состоит все, что есть, в том числе и тело человека. Мир - произвольная комбинация элементов, а не божественное творение. Бог - это миф, так как его нельзя воспринять с помощью органов чувств. Элементы материи, скомбинированные особым образом, порождают новые качества, в частности живое тело, обладающее сознанием, представляющим собой свойство материи.

В теории познания чарвака утверждала: достижимо то, что воспринимаемо чувствами. Достоверным источником познания являются только восприятия, так как с их помощью непосредственно познается материальный мир. Логическое мышление может дать определенную пользу лишь при эмпирическом подтверждении выводов. Чарвака скептически относилась к рациональному познанию, оно ненадежно, часто вводит в заблуждение, поэтому ведическое знание чарвака не считала знанием.

Третий период – сур (краткие философские трактаты, рассматривающие отдельные проблемы) и комментариев к ним (II в до н.э. – VII в н.э.).

Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна. В качестве основных черт индийских философских систем можно выделить:

1. Философия рассматривается, как руководство к жизни

2. Начальной стадией философских учений выступ пессимизм.

3. Во всех системах кроме чарвака господствует вера в вечный нравственный закон в карму - все, что происходит с человеком результат его собственных деяний. Карма влечет за собой сенсору (цель перерождения). Причина зависимости от кармы - незнание, неведение.

4. Важнейшая задача человека самоконтроль над своим собственным «Я».

5. Цель человека нирвана (блаженство, мания, счастье)

Онтология (учение о бытии и небытии) индийской философии опирается на закон космической эволюции, порядка и взаимосвязанности. В соответствие с законом бытие и небытие ассоциируется соответственно с вдохом и выдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца), который живет 100 космических лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое также длится 100 космических лет - до нового рождения Брахмы. Таким образом, вся бесконечная история видится как чередование жизни Космоса и Абсолютного небытия. При каждом новом рождении Брахмы-Космоса заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. При этом мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Главная особенность гносеологии (учения о познании) в индийской философии – не изучение внешних признаков предмета, а изучение процессов происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: материальное сознание, чистое сознание (первичная энергия из которой возникли люди), сознание сновидения, мираж. Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения.

Таким образом, философия Индии возникла на основе одной из самых древних цивилизаций. Ее яркая самобытность, высокий нравственный пафос обусловлены мощной духовной традицией древнеиндийского общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.