Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессуальные теории

Теории Мак-Клелланда и Герцберга

Теория потребностей Маслоу

Согласно теории Абрахэма Маслоу существует пять основных ти­пов потребностей: физиологические потребности (уровень 1); потребность в безопасности (уровень 2);социальные потребности (уровень 3); потребность в уважении, самоутверждении, успехе (уровень 4);потребность в саморазвитии, самовыражении (уровень 5).

Эти потребности образуют иерархическую структуру, которая оп­ределяет поведение человека причем потребности выс­шего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удов­летворены потребности нижнего уровня. В основе теории Маслоу лежат следующие положения:

• потребности делятся на первичные и вторичные и образуют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они распо­ложены в соответствии с приоритетом;

• поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворен­ная потребность иерархической структуры;

• после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях Мак-Клел-| ланда и Герцберга.

Мак-Клелланд выделил три потребности, мотивирующие человека:

• потребность во власти;

• потребность в успехе;

• потребность в принадлежности к определенному классу (соци­альная потребность).

С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобре­тают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, удовлетворены.

В основе теории Герцберга лежат следующие положения:

• потребности делятся на гигиенические и мотивирующие факторы (мотивации);

• наличие всего лишь гигиенических факторов не дает развивать­ся неудовлетворению работой (например, условиями работы и оплаты труда, политикой управления фирмой и т. д.);

• мотивирующие факторы примерно соответствуют потребнос­тям высших уровней у Маслоу и Мак-Клелланда, активно воздействуют на поведение человека;

• для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

Таким образом, гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. В то время как для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мо­тивирующих факторов (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей).

Основной вклад в развитие процессуальных теорий внес Врум. В основе его работы лежит теория ожиданий, суть которой схематично отражена на рис. 6. Эта теория основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели толь­ко тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.

К процессуальным теориям можно также отнести теорию справед­ливости, суть которой заключается в том, что человек, считающий свой труд недооцененным, будет уменьшать затрачиваемые силы на выпол­нение работы.

Справедливость оценки с позиции работодателя и с позиции ра­ботника может отличаться. В этом случае нормирование труда, то есть оценка необходимых усилий для выполнения единицы работы, может разрешить проблему неоднозначности.

Теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представ­лена в модели Портера - Лоулера.

Теория Макгрегора (X - У)

Согласно теории Макгрегора подход к мотивации может быть выб­ран на основании отношения человека к труду. Выделяют два типа ра­ботников: Х и Y.

Основные характеристики работника типа X:

• человек от природы ленив, не хочет работать;

• человек не хочет нести ответственность, избегает напряжения нервных сил;

• человек не инициативен, если к этому его не подталкивать;

•человека нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.

Основные характеристики работника типа У:

• у человека существует естественная потребность в работе;

• человек стремится к ответственности;

• человек - творческая личность;

• человека нужно побуждать к работе, а не принуждать.

В 1981 г. Оучи разработал теорию Z, согласно которой человек не отно­сится ни к типу X, ни к типу У. Он относится к типу Z, то есть в зависимо­сти от производственной ситуации человек ведет себя как X или как У.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сектор подготовки и продвижения персонала | Руководство, лидерство, власть, эффективность менеджмента 8.1. Формы власти и влияние
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.