КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Руководство, лидерство, власть, эффективность менеджмента 8.1. Формы власти и влияние
Система мотивации Система мотивации реализует три основные функции: 1. Планирование мотивации: • выявление актуальных потребностей;• установление иерархии потребностей; • анализ изменения потребностей; • анализ взаимосвязи между потребностями и стимулами; • планирование стратегии и целей мотивации; •выбор конкретного способа мотивации. 2. Осуществление мотивации: • создание условий, отвечающих потребностям; • обеспечение вознаграждением за требуемые результаты; • создание у работника уверенности в достижении поставленных целей; • создание у работника впечатления о высокой ценности вознаграждения. 3. Управление мотивационными процессами: • контроль мотивации; • сравнение результатов деятельности с требуемыми; • корректировка мотивационных стимулов; • подбор кадров с высоким уровнем внутренней мотивации (общее для всех функций).
Комплексный подход к управлению как единству всех функций позволил выделить новое в характере управления – функции руководства персоналом. При этом под руководством понимают процесс согласования работы персонала для достижения определенных целей. В процессе принятия решений менеджер основывается на избранном стиле управления, понимании власти и лидерства, делегировании как категории. Согласно общепринятой в современном менеджменте точке зрения, власть - это возможность влияния на поведение других лиц. В свою очередь, влияние - это результат изменения менеджером поведения работника в ходе взаимодействия с ним. Различие между этими понятиями состоит в следующем: власть - это рычаг воздействия на поведение человека, а влияние - итог действия рычага. В менеджменте принято различать две разновидности власти. Власть руководителя возникает в силу его возможности изменять характер и интенсивность проявления мотивов трудовой деятельности (оплата, карьера, гарантия занятости и т.п.). Власть персонала вытекает из следующих критериев: • наличие у персонала информации, необходимой руководителю; • возможность группового сопротивления решениям руководителя; • следствие авторитета неформальных лидеров; • возможность жалоб, судебных исков и т.п. на действия руководителя. В своей деятельности менеджер должен стремиться к разумному балансу власти с персоналом, а не к максимальному снижению степени зависимости от персонала. В противном случае в организации возникает большое число непродуктивных конфликтов. Негативное последствие имеет и чрезмерная зависимость менеджера от персонала. Это может привести к дезорганизации управления и невозможности сформировать оптимальные цели трудовой деятельности.
Основы власти Экономические -собственность на землю, производственные мощности, технологии, финансовые, сырьевые, энергетические и другие ресурсы и резервы. Правовые - правовые акты (трудовые договоры, контракты и пр.), которые регулируют отношения работодателя (собственника) и должностного лица, нанятого для руководства организацией или ее частью. Основу правовой власти составляют принятые законы данного государства (Гражданский кодекс РФ Ч. I и П.— М., 1996; Кодекс законов о труде РФ.— М., 1998 и др.). Такую власть называют административной. Социальные -власть, закрепленная трудовым коллективом или общественной организацией как право представлять и защищать материальные и социальные права и интересы сотрудников перед государством и администрацией, разрешать конфликтные ситуации и трудовые споры. Моральные -высокий профессионализм и компетентность руководителя, его морально-нравственные принципы и нормы, разделяемые обществом и данной организацией. Моральные основы власти могут иметь и харизматические лидеры и руководители с демократическим, более мягким стилем управления. Традиционные -власть, основанная на традициях, обычаях, верованиях и т. д. (наследственная - монарх; выборная - президент; законодательная, исполнительная власть - федеральная, региональная, местная власть). Различают следующие формы власти: 1. Власть, основанная на принуждении (влияние, основанное на страхе). Такая форма власти предусматривает осознание работником (исполнителем) вероятности быть в чем-то ущемленным, наказанным или лишенным возможности удовлетворить какие-либо свои потребности. Эта опасность исходит, как правило, от влияющего человека, которым может быть, например, руководитель. 2. Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление), - это власть, которая позволяет работнику надеяться на вознаграждение и получение возможности удовлетворения каких-либо потребностей, что может обеспечить влияющий человек. 3. Экспертная власть (влияние на основе разумной веры) обусловлена осознанием работником (исполнителем) того факта, что влияющий человек обладает опытом и специальными знаниями, благодаря которым может быть удовлетворена некая потребность. 4. Эталонная власть (влияние с помощью харизмы) характеризуется тем, что работник (исполнитель) хочет быть похожим своими действиями, а иногда и внешностью на влияющего человека, поскольку тот обладает особо привлекательными свойствами. Харизма - это власть, которая строится на силе собственных качеств и способностей, а не на логике и традиции. 5. Законная (традиционная) власть строится на осознании работником (исполнителем) того, что влияющий человек наделен правами приказывать, а он обязан подчиняться. Такая власть реализуется через привитые культурой и традициями ценности. Каждая из перечисленных форм власти имеет свои достоинства и недостатки, указанные в табл. 12. Таблица 12 Характеристики видов власти
8.2. Стили руководства Важным механизмом реализации власти является лидерство. Лидерство - это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации самым эффективным и успешным способом. Для успешного лидерства необходимо наличие власти. По аналогии с формами власти можно выделить пять соответствующих типов власти: 1) принуждение; 2) вознаграждение; 3) компетенция; 4) пример; 5) традиция. Стили управления Определяющим моментом организационного процесса является выбор стиля руководства. Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной цели. В общепринятой практике управления выделяют три основных стиля руководства: 1) авторитарный; 2) либеральный; 3) демократический Таблица13 Характеристики стилей управления
Таким образом, выбранный стиль руководства является определенной тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности менеджера. Однако в разных условиях (фазах развития), при различном характере труда (инновации, производство, торговля) и уровне образованности приоритетен разный стиль.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |