Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководство, лидерство, власть, эффективность менеджмента 8.1. Формы власти и влияние




Система мотивации

Система мотивации реализует три основные функции:

1. Планирование мотивации:

• выявление актуальных потребностей;• установление иерархии потребностей;

• анализ изменения потребностей;

• анализ взаимосвязи между потребностями и стимулами;

• планирование стратегии и целей мотивации;

•выбор конкретного способа мотивации.

2. Осуществление мотивации:

• создание условий, отвечающих потребностям;

• обеспечение вознаграждением за требуемые результаты;

• создание у работника уверенности в достижении поставленных целей;

• создание у работника впечатления о высокой ценности вознаг­раждения.

3. Управление мотивационными процессами:

• контроль мотивации;

• сравнение результатов деятельности с требуемыми;

• корректировка мотивационных стимулов;

• подбор кадров с высоким уровнем внутренней мотивации

(общее для всех функций).

 

 

Комплексный подход к управлению как единству всех функций позволил выделить новое в характере управления – функции руководства персоналом. При этом под руководством понимают процесс согласования работы персонала для достижения определенных целей. В процессе принятия решений менеджер основывается на избранном стиле управления, понимании власти и лидерства, делегировании как категории.

Согласно общепринятой в современном менеджменте точке зре­ния, власть - это возможность влияния на поведение других лиц. В свою очередь, влияние - это результат изменения менеджером пове­дения работника в ходе взаимодействия с ним. Различие между эти­ми понятиями состоит в следующем: власть - это рычаг воздействия на поведение человека, а влияние - итог действия рычага.

В менеджменте принято различать две разновидности власти.
Во-первых, это власть руководителя, уровень которой определяет сте­пень зависимости поведения персонала от влияния руководителя. Во-вторых, это власть персонала как зависимость действий руково­дителя от характера интересов персонала.

Власть руководителя возникает в силу его возможности изменять характер и интенсивность проявления мотивов трудовой деятельно­сти (оплата, карьера, гарантия занятости и т.п.).

Власть персонала вытекает из следующих критериев:

• наличие у персонала информации, необходимой руководителю;

• возможность группового сопротивления решениям руководителя;

• следствие авторитета неформальных лидеров;

• возможность жалоб, судебных исков и т.п. на действия руково­дителя.

В своей деятельности менеджер должен стремиться к разумному балансу власти с персоналом, а не к максимальному снижению сте­пени зависимости от персонала. В противном случае в организации возникает большое число непродуктивных конфликтов.

Негативное последствие имеет и чрезмерная зависимость менед­жера от персонала. Это может привести к дезорганизации управле­ния и невозможности сформировать оптимальные цели трудовой деятельности.

 

Основы власти

Экономические -собственность на землю, производственные мощности, технологии, финансовые, сырьевые, энергетические и другие ресурсы и резервы.

Правовые - правовые акты (трудовые договоры, контракты и пр.), которые регулируют отношения работодателя (собственника) и должностного лица, нанятого для руководства организацией или ее частью. Основу правовой власти составляют принятые законы данного государства (Гражданский кодекс РФ Ч. I и П.— М., 1996; Кодекс законов о труде РФ.— М., 1998 и др.). Такую власть называют административной.

Социальные -власть, закрепленная трудовым коллективом или общественной организацией как право представлять и защищать материальные и социальные права и интересы сотрудников перед государством и администрацией, разрешать конфликтные ситуации и трудовые споры.

Моральные -высокий профессионализм и компетентность ру­ководителя, его морально-нравственные принципы и нормы, раз­деляемые обществом и данной организацией. Моральные основы власти могут иметь и харизматические лидеры и руководители с демократическим, более мягким стилем управления.

Традиционные -власть, основанная на традициях, обычаях, верованиях и т. д. (наследственная - монарх; выборная - прези­дент; законодательная, исполнительная власть - федеральная, ре­гиональная, местная власть).

Различают следующие формы власти:

1. Власть, основанная на принуждении (влияние, основанное на страхе). Такая форма власти предусматривает осознание работником (исполнителем) вероятности быть в чем-то ущемленным, на­казанным или лишенным возможности удовлетворить какие-либо свои потребности. Эта опасность исходит, как правило, от влияю­щего человека, которым может быть, например, руководитель.

2. Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положи­тельное подкрепление), - это власть, которая позволяет работнику надеяться на вознаграждение и получение возможности удовлетво­рения каких-либо потребностей, что может обеспечить влияющий человек.

3. Экспертная власть (влияние на основе разумной веры) обуслов­лена осознанием работником (исполнителем) того факта, что влияю­щий человек обладает опытом и специальными знаниями, благодаря которым может быть удовлетворена некая потребность.

4. Эталонная власть (влияние с помощью харизмы) характеризует­ся тем, что работник (исполнитель) хочет быть похожим своими дей­ствиями, а иногда и внешностью на влияющего человека, поскольку тот обладает особо привлекательными свойствами.

Харизма - это власть, которая строится на силе собственных ка­честв и способностей, а не на логике и традиции.

5. Законная (традиционная) власть строится на осознании работ­ником (исполнителем) того, что влияющий человек наделен правами приказывать, а он обязан подчиняться. Такая власть реализуется че­рез привитые культурой и традициями ценности.

Каждая из перечисленных форм власти имеет свои достоинства и недостатки, указанные в табл. 12.


Таблица 12

Характеристики видов власти

 

Форма власти   Достоинства Недостатки (трудности)
Основанная на принуждении Быстрое получение результата Временный характер власти, дорогостоящий вид (так как необходима развитая система контроля), подавление творческих начал персонала, низкая производительность, низкое качество, рискованность власти, порождает неблагоприятную обстановку и отношения в коллективе  
Основанная на вознаграждении (мотивации) Эффективная власть, расшире­ние творческих возможностей, так как применяются различные формы вознаграждения (стажи­ровки, система бесплатного обучения и т. д.) Большое количество ограничений в ресурсах и возможности обеспечить вознаграждение
Экспертная При условии построения на реальном опыте и знаниях является чрезвычайно эффективной Разумная вера не всегда устой­чива (необходимо поддерживать уровень компетенции), приобре­тение авторитета, знаний и опыта требует значительного времени  
Эталонная Обусловлены компетентностью, творческими способностями и положительными гуманитарными характеристиками личности Обусловлены негативными характеристиками личности по отношению к обществу
Законная Простота системы реализации власти, предсказуемость результатов, простота принятия решений, возможность влияния с помощью традиций Недостаточное развитие культуры, необходимость учета традиций данной страны

 


8.2. Стили руководства

Важным механизмом реализации власти является лидерство.

Лидерство - это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организа­ции самым эффективным и успешным способом. Для успешного лидерства необходимо наличие власти.

По аналогии с формами власти можно выделить пять соответству­ющих типов власти: 1) принуждение; 2) вознаграждение; 3) компетенция; 4) пример; 5) традиция.

Стили управления

Определяющим моментом организационного процесса является выбор стиля руководства. Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной цели.

В общепринятой практике управления выделяют три основных сти­ля руководства: 1) авторитарный; 2) либеральный; 3) демократический
(табл. 13).

Таблица13

Характеристики стилей управления

Авторитарный Демократический Либеральный
Разделение полномочий
Все полномочия руково­дитель сосредоточивает в своих руках. Устанавливает жесткий контроль Разделение власти, участие работников в управлении. Частичное делегирование своих полномочий Минимальное участие в управлении» Максимальная передача полномочий. Предпочтение отдается указаниям «сверху»
Ответственность
Вся ответственность возложена на руководителя Ответственность частично может быть разделена с подчиненными Руководитель стремится уменьшить свою ответственность
Принятие решений
Руководитель принимает и отменяет решения единолично Руководитель советуется с подчиненными Руководитель старается избегать принятия реше­ния или перекладывает его на плечи других
Отношение к самостоятельности подчиненных
Руководитель навязывает подчиненным свое мнение Руководитель поощряет самостоятельность подчиненных Руководитель предостав­ляет подчиненным возможность самостоятельности
Методы руководства
Приказания и волевое Давление со стороны Руководства Обращение к подчиненным за советами, убеждение, служит примером вежли­вости Просьбы, уговаривание, иногда запугивание подчиненных
Авторитарный Демократический Либеральный  
Контроль  
Руководитель вмешивается в дела подчиненных, критикует их Руководитель отмечает успехи, ненавязчиво контролирует Руководитель контролирует от случая к случаю  
Отношение к критике  
Относится отрицательно, отторгает ее Прислушивается, делает надлежащие выводы Выслушивает, но выводов не делает  
Отношение к нововведениям  
Положительно реагирует на свои нововведения Правильно их оценивает, поддерживает. Он новатор Избегает всего нового  
Контакты с подчиненными  
Амбициозен, держит подчиненных на расстоянии Регулярно общается с ними, дает и получает информацию Испытывает трудности в общении  
Своя оценка  
Считает себя незамени­мым, противопоставляет себя коллективу Не проявляет превосходства Занимает позицию зависимого, часто идет на поводу  
Продуктивность работы без него  
Снижается Не хуже Даже лучше  
           

 

Таким образом, выбранный стиль руководства является определен­ной тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональ­ной деятельности менеджера. Однако в разных условиях (фазах разви­тия), при различном характере труда (инновации, производство, торговля) и уровне образованности приоритетен разный стиль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.