КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управленческая решетка Блейка-Моутон
В начале 80-х гг. прошлого столетия появилась концепция «управленческой решетки», созданная американскими психологами Робертом Блейком и Джейн Моутон и представленная на рис. 7. Управленческая решетка включает две составляющие работы менеджера: первая - внимание к решению производственных задач и вторая - внимание к людям. Термин «производство» означает не только изготовление материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживание покупателей и т. д. Составляющие расположены на соответствующих осях, и в зависимости от степени проявления «внимания к...» (незначительное - значительное) построена решетка, отражающая различные комбинации: • значительное внимание к решению производственных задач илюдям приводит к так называемому «убогому управлению» (стиль 1.1); • руководители совершают «колебания» между стилями 1.9 («управление отношениями») и 9.1 («управление на основе выполнения производственных задач»). Для увеличения отдачи руководители «затягивают гайки», и, когда отношения между людьми начинают страдать, их «маятник» возвращается в положение 1.9; • середине решетки (5.5) находится стиль «золотой середины», или баланса между «кнутом» и «пряником»; • для точки 9.9 характерна взаимосвязь между вниманием к людям и к решению производственных задач. Стилю руководителя свойственно достижение результатов через отношения или человеческий фактор.
Значительное
Внимание к персоналу
незначительное Рис. 7. Решетка Блейка-Моутон Управленческая решетка Роберта Блейка и Джейн Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявлять ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития. 8.3. Делегирование полномочий в организации Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Делегирование полномочий используется в отношении отдельных лиц и групп, достигших высокой квалификации. Цели делегирования: - разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления; - повысить дееспособность нижестоящих звеньев; - активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников. При этом необходим такой объем и масштаб делегируемых (полномочий, который позволит мотивировать сотрудников, способствует их профессиональному росту, обеспечивает удовлетворенность содержанием труда. Оптимальный объем делегирования зависит от различных факторов и прежде всего от возможностей реализации делегируемых полномочий данным работником; соответствия передаваемых работнику полномочий характеру принимаемых им задач. Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы: - поручение работникам индивидуальных конкретных заданий; - предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным; - формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания. К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся: - единоначалие - сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником; - соответствие - состав задач должен соответствовать характеру полномочий сотрудника; - координация - состав полномочий должен динамично корректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника; - достаточность - масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника; - мотивированность - расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства. Делегирование базируется на полномочиях и ответственности. Ответственность - это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы. Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач. Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Линейные полномочия выражают существующую в организации систему властных отношений между руководством и подчиненными. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд. Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу. Делегирование полномочий тесно связано с понятиями «централизация» и «децентрализация». Централизация означает концентрацию задач управления. Децентрализация означает разделение задач управления по определенным признакам: - функциональная область, в которой решается задача (снабжение, производство, маркетинг и т.д.); - процедуры действия; - объект управления; - стадия решения проблемы (подготовка решения, решение, реализация, контроль); - характер задач (повторяющиеся, инновационные и др.); - пространство, время, качество, количество. Указанные признаки служат также критериями централизации и соответственно децентрализации Важнейшие виды разделения задач управления: функциональное разделение - разделение по функциональным областям на верхних уровнях иерархии и соответственно по операциям, процедурам и приемам на нижних уровнях; дивизиональное разделение - разделение по сферам бизнеса, прежде всего по продуктовым группам или группам потребителей; региональное разделение - разделение по регионам и прежде всего по областям сбыта; фазовое разделение - разделение по фазам выполнения задач; комбинация различных видов разделения задач. Масштабы и формы делегирования в конечном счете определяют степень централизации систем менеджмента в организации, развитие инициативы, самостоятельности и хозяйственной ответственности подразделений и их руководителей.
8.4. Самоменеджмент руководителя Эффективность труда менеджера во многом зависит от соответствующих усилий по улучшению своей деятельности - самоменеджмента. Онпозволяет оттачивать умение работать умнее, правильнее, рациональнее. Самоменеджмент - это прежде всего самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, пространстве, деловом общении. Данная формулировка означает последовательное и целенаправленное применение испытанных методов и приемов в повседневной практике в целях оптимального использования ресурса времени. Руководитель должен уметь так организовать свой труд, чтобы его эффективность была максимальной. Но чтобы добиться этого, менеджер должен постоянно анализировать свои действия: • как он распределил работы по управлению между собой и заместителями; • как планирует свое время и улучшает его использование; • как слушает, говорит, умеет ли вдохновлять людей; • как организовано его рабочее место, включая информационное обеспечение; • как улучшить стиль и методы работы. Работу по улучшению использования времени менеджера рекомендуется проводить в трех аспектах: изучение трудовых навыков, оценка рациональности использования времени, составление плана использования времени и выполнения его. Изучение трудовых навыков. Прежде чем рассматривать рекомендации по организации рабочего времени, назовем основные виды его непроизводительного расходования. Они делятся: • на присущие нам - недостаток опыта, уровня образования или квалификации, неорганизованность, нерациональный распорядок дня; • на не зависящие от нас - избыток совещаний, на которые мы приглашены, вызовы к руководству и ожидание приема; ненужная отчетность; исполнение несвойственных функций. В качестве первых шагов к повышению организованности полезно провести самофотографию своего рабочего дня - записывать выполняемые дела с указанием затраченного на них времени. Просуммировав зафиксированные затраты времени за день, каждый почти наверняка ежедневно не досчитается нескольких часов. Это показывает наличие личных резервов и подтолкнет к их выявлению и использованию. Накопив данные за неделю, можно будет знать структуру затрат времени и соотношение «затраты - результаты». Сравнение таких самофотографий, сделанных через некоторые промежутки времени, покажет рост эффективности использования времени. Оценка рациональности использования времени. Когда собраны фактические данные об использовании рабочего времени, можно выделить различные виды работ (характерные для данной должности) и определить их удельный вес к общим затратам, например, сколько времени тратится: • на получение необходимой информации; • распределение заданий и передачу полномочий по контролю их выполнения; • советы и помощь подчиненным; • подготовку докладов (официальных и неофициальных) руководству; • разрешение проблем, возникающих у подчиненных; • прочие вопросы, не поддающиеся классификации. Кроме того, можно будет определить, сколько времени тратится на решение повторяющихся задач и сколько на одноразовые, решающие действия. Оценивая одноразовые задачи, можно избегать ошибок, учитывать причины успехов и неудач. Анализ каждодневной повторяющейся работы поможет найти добавочное время для повышения квалификации за счет передачи части обязанностей подчиненным. В последнее время при разработке режимов труда менеджеров больше внимания уделяется выделению времени для самостоятельной работы. Руководители всех рангов должны постоянно иметь перечень первоочередных задач, разделенных на три категории: требующие срочного решения, решения в обычные сроки и решения по мере возможного. Необходимым условием для руководителя является неукоснительное соблюдение сроков, им же установленных. Одним из эффективных способов экономии рабочего времени является ограничение так называемой политики открытых дверей. Количество посещений может быть сокращено, если подчиненные усвоят, что при каждом посещении руководитель спросит у них: в чем суть проблемы? какие препятствия на пути решения? что конкретно они предлагают? почему? Составление планов работы. В практике планирования работы | менеджеров различают: • долгосрочные планы работы, которые охватывают годовой период, но содержат также отдельные задачи, требующие для выполнения несколько лет; • рабочие планы по основным задачам на срок от трех до шести месяцев, с учетом долгосрочных планов и других документов; • месячные или недельные распорядки дня, содержащие графики работ на каждый день. Первые два вида - это личные планы работы менеджера. Они содержат только те вопросы, на решении которых менеджер концентрирует свое внимание. Третий вид отражает распорядок работы организации. Необходимо на каждый день составлять перечень задач по степени важности и стараться каждый день решать их в такой же очередности. В процессе рабочего дня следует делать перерывы тогда, когда это нужно, а не когда появится возможность, чтобы не изнурить себя до предела и не потерять значительно больше времени. Недельный план должен содержать следующие основные требования: • обеспечение эффективного взаимодействия менеджера с персоналом данной и внешних организаций; • достаточная конкретность, но без лишней детализации; • сбалансированность по затратам времени на отдельные виды деятельности; • достаточная гибкость, допускающая в необходимых случаях перестройку в зависимости от конкретных условий; • обеспечение личного рабочего времени менеджера. Последнее требование очень часто упускается из виду во многом по вине самого менеджера. Личное время менеджера необходимо ему для подготовки и принятия решений по перспективным вопросам, анализа текущих дел, требующих особого подхода. Если не отводить на это специальное время, то вопросы такого рода не получат эффективного решения. Во время личной работы менеджер может иметь контакты с сотрудниками, но они должны проходить исключительно по инициативе самого руководителя. В реальной обстановке возникают ситуации, приводящие к тем или иным отклонениям от планового графика. Требование гибкости как раз и означает возможность его перестройки в зависимости от конкретных условий. 8.5. Эффективность менеджмента Если управленческая деятельность полностью или частично решает задачи, стоящие перед организацией, воплощается в ожидаемом результате, причем обеспечивает его получение на основе оптимального использования имеющихся материальных и людских ресурсов, то она считается эффективной. Эффективность управления необходимо рассматривать как в тактическом, так и в стратегическом плане, в перспективе. Она бывает потенциальной и реальной. Потенциальная эффективность оценивается предварительно; реальная же определяется степенью достижения самих целей и полученными на практике результатами. Эффективное управление характеризуется такими признаками, как результативность; простота и рациональность технологий и организации; надежность процессов; соответствие целям и стратегиям организации; предприимчивость, высокая активность, усердие, трудолюбие, настойчивость участников управленческого процесса. Эффективность управления можно определить в относительных величинах, например, как соотношение цели и конечного результата (степень реализации цели), конечного результата и ресурсов, использовавшихся для его получения, экономического эффекта и затрат, потребности и степени ее удовлетворения; или в абсолютных величинах, скажем, массе прибыли. Эффективность менеджмента проявляется через эффективность (результативность) основной деятельности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |