Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментальная психология как самостоятельная наука

Краткий курс лекций по экспериментальной психологии

Дополнительная

7. Абрамов, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Абрамов, В.Л. Надеинский, О.В. Байбара; ТРФ РПА. - Тула, 2004. - 108 с.

8. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник/ О. С. Виханский. - М.: Гардарики, 2004. - 438 с.

9. Лафта, Дж. К. Эффективность менеджмента организации/ К. Дж. Лафта. - М.: Экономика, 2000. - 320 с.

10. Лукичева, Л.И. Управление организацией: учеб. пособие/ Л. И. Лукичева. - М.: Омега-Л, 2004. - 360 с.

11. Менеджмент: учеб. пособие/ под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 255 с.

12. Общий менеджмент: учеб. пособие/ под ред. А.К. Казанцева. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 252 с.

13. Вачугов, Д.Д., Веснин В.Р., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: деловые игры: учеб. пособие/ Д. Д. Вачугов, В. Р. Веснин. - М.: Высш. шк., 2001. - 192 с.

14. Герчикова, И.Н. Менеджмент. Практикум: учеб. пособие для вузов/
И. Н. Герчикова. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998. - 335 с.

15. Казанцев, А.К. Практический менеджмент в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: учеб. пособие/ А. К. Казанцев, В. И. Подлесных, Л. С. Серова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 367 с.

16. Общий и специальный менеджмент: учебник для вузов/ под ред. Р.А. Белоусова. - М.: Высш. шк., 2002. - 568 с.

17. Кашанина, Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности: учебник для вузов/ Т. В. Кашанина. - М.: ИНФРА-М, 1995. - 354 с.

18. Фатхутдинов, Р.А. Управленческое решение: учебник для вузов/ Р. А. Фатхутдинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 282 с.

 

 

Старший преподаватель

кафедры психологии семьи и детства

Чурилина М.С.

 

Литература по курсу:

Ø Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование, СПб, 2004

Ø Дружинин В.Н. Учебник экспериментальной психологии

Ø Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы, М., 2005

Ø Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях, М., 1980

Ø Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики, М., 2002

 

Ø Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента, М., 1982

Ø Фресс П. Экспериментальный метод, М., 1966

Ø Стивенс С. Экспериментальная психология, М., 1960

Ø Вудвортс Р. Экспериментальная психология, М., 1950

 

Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений в конце XIX в. сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт. С его помощью психология превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). В этот период вся научная психология была экспериментальной. В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься лишь как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.

В настоящее время сложилась весьма непростая ситуация с определением границ экспериментальной психологии и ее места в системе психологических знаний. Ею утрачен статус самостоятельной науки. На эту ситуацию обращал внимание еще Б.Г. Ананьев. Он указывал, что, с одной стороны, казалось бы, имеется фундаментальная наука о методах психологического исследования, достижениями которой могут пользоваться все частные разделы психологии. Но, с другой стороны, систематическое и неизбежное делегирование своих «полномочий» другим дисциплинам раздробило экспериментальную психологию, и ее отдельные разделы начали самостоятельную жизнь в частных психологических науках.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, - к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда).

В современных психологических словарях и справочниках, определяющих понятие «экспериментальная психология», как правило, подчеркивается относительная несамостоятельность этой научной дисциплины и отсутствуют указания на ее предмет. Например, в наиболее авторитетном «Психологическом словаре» дается следующее определение:

«Экспериментальная психология – общее наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод лабораторного эксперимента».

Еще отчетливее эти тенденции звучат в другом определении: «Экспериментальная психология – общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов».

Аналогичное понимание экспериментальной психологии существует и в зарубежной психологии. П. Фресс определяет экспериментальную психологию следующим образом: «Экспериментальная психология представляет собой знания, приобретенные в психологии посредством применения экспериментального метода».

В некоторых определениях говорится о необходимости разработки методов в рамках экспериментальной психологии: «Экспериментальная психология – 1) область психологического знания, связанная с экспериментальными исследованиями психики; 2) экспериментальный раздел общей психологии».

В.Н. Дружинин выделяет несколько подходов к пониманию предмета экспериментальной психологии.

1. Экспериментальная психология как подлинно научная психология, базирующаяся на естественно-научном подходе к изучению психических явлений в противоположность философской, интроспективной психологии и другим видам психологического знания. Представителями данного подхода являются В. Вундт, С. Стивенс, П. Фресс, Ж. Пиаже и др. «Этот (экспериментальный) метод познания существенно отличается от метода философии, который основывается на очевидности положений и требований рефлективного мышления. Рассуждения в философии подчиняются законам мышления, тогда как в науке (экспериментальной психологии) этот контроль обеспечивается эмпирической проверкой».

2. Экспериментальная психология как система методов и методик, реализованных в конкретных исследованиях. Представители: Г.И. Челпанов, Р. Готтсданкер и др. Р. Готтсданкер полагает, что экспериментальная психология – это наука об экспериментальных методах, которые могут применяться в любой из частных предметных областей психологии (психологии сенсорных процессов, психологии научения или психологии социального воздействия). Поэтому вся экспериментальная психология носит методический характер.

3. Экспериментальная психология как теория психологического эксперимента, которая базируется на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включает планирование и обработку данных. Представители: Д. Кэмпбелл, Ф. Дж. МакГиган и др. Д. Кэмпбелл отмечает, что одним из важных в психологии являются «...вопросы планирования экспериментов, создание моделей экспериментов в соответствии с требованиями валидности научного знания».

4. Экспериментальная психология как область, которая занимается изучением проблем методов психологического исследования в целом. Представители: В.Н. Дружинин, Д. Мартин, Р. Солсо, Х. Джонсон, М. Бил, Т.В. Корнилова и др. В.Н. Дружинин подчеркивает, что предметом экспериментальной психологии является не только экспериментальный метод, но и другие виды теоретического и эмпирического знания в психологии.

Именно этого понимания экспериментальной психологии мы будем придерживаться в дальнейшем изложении. Следует отметить, что при указанном подходе «эксперимент» понимается в самом широком объеме как любой метод психологического исследования, любой эмпирический метод.

 

Объект экспериментальной психологии – исследовательская деятельность психологов, методы исследований.

Предмет экспериментальной психологии – закономерности организации и проведения психологических исследований.

Методы экспериментальной психологии – это методы исследования деятельности по получению знаний в психологии.

Методика – выражение метода в конкретных условиях, предполагает полную стандартизацию его применения и обработки. На основе одного метода можно разработать много методик.

 

Основными задачами экспериментальной психологии являются:

• формулирование методологических и теоретических основ исследования в психологии;

• разработка экспериментальных планов и эмпирических процедур;

• поиск методов анализа, интерпретации и проверки статистической значимости результатов психологических исследований;

• оценка эффективности экспериментальных процедур;

• оценка взаимосвязи теоретических положений и экспериментальных данных;

• разработка этических принципов психологических исследований;

• разработка правил представления результатов психологических исследований.

Наука – высшая форма человеческих знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается практикой. Это система понятий о явлениях и законах внешнего мира, дающая возможность предвидеть и преобразовать действительность. Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, имеющая своим содержанием целенаправленно собранные факты, выработанные теории и гипотезы, с лежащими в их основе законами, приемами и методами исследований.

 

От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Цель науки – постижение истины, а способ постижения истины – научное исследование. Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе.

В истории психологии разные школы вырабатывали и разные методы исследования. Так, психология сознания исповедовала самонаблюдение, бихевиоризм – внешнее наблюдение и эксперимент, фрейдизм – психоанализ и т. д.

В самом общем смысле метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Метод в единстве с предметом науки составляет научный подход к изучаемой реальности. (Психология сознания + интроспекция = субъективистский подход к изучению психических явлений, бихевиоризм + наблюдение = объективистский подход).

Метод конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе одного метода может быть создано множество методик.

Учение о методе науки составляет особую сферу научного знания – методологию. Методология – это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения истинного результата.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовые основы менеджмента9.1 Правовое регулирование хозяйственной деятельности | Виды исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.