Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология экспериментатора




Особенности экспериментатора, которые влияют на результаты:

1. Биосоциальные качества:

Ø Пол

Ø Возраст

Ø Раса

Ø Этническая принадлежность

Ø Культурно-религиозная принадлежность

Ø Физические особенности

2. Психосоциальные качества:

Ø Агрессивность

Ø Уровень тревожности

Ø Враждебность

Ø Авторитарность

Ø потребность в одобрении

Ø Социальный статус

Ø Дружелюбие

Ø Интеллект

3. Мотивация экспериментатора (на сколько сильно хочет подтвердить свою гипотезу)

4. Ситуативные характеристики

Ø Знакомство с испытуемым

Ø Настроение

Ø Самочувствие

 

Наиболее точно установлено влияние пола исследователя на ход и результаты эксперимента. В частности, маленькие дети всегда лучше и охотнее работают с экспериментаторами-женщинами, а взрослые испытуемые – с экспериментаторами-мужчинами.

Кроме того, в ходе эксперимента присутствие экспериментаторов-мужчин про­воцирует испытуемых на активные действия, направленные на осмысление своей ситуации и поиск новой информации, а женщины-экспериментаторы вызывают же­лание «раскрыть душу», стремление к откровенности, поэтому поведение испытуе­мых становится более эмоционально выразительным.

Точно установить меру влияния очень трудно. Зачастую характеристика может быть значима при выпол­нении испытуемым заданий одного типа и совершенно незначима – в других экспериментах.

 

Влияние экспериментатора максимально в психологии личности, социальной психологии и минимально в психофизиологических экспериментах, изучении восприятия и ощущений.

Особенно сильно влияние экспериментатора до эксперимента: при вербовке ис­пытуемых, первой беседе, чтении инструкции.

 

Эффект Пигмалиона – это психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человеком определенного результата во многом определяют характер его действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление искомого результата.

 

Американский психолог Розенталь, наиболее известный специа­лист по проблеме воздействия личности исследователя на ход исследования, назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

Ожидания экспериментатора могут привести его к неосознанным действиям, модифицирующим поведение испытуемого. Розенталь уста­новил, что значимое влияние экспериментатора на результат эксперимента выявле­но: в экспериментах с обучением, при диагностике способностей, в психофизичес­ких экспериментах, при определении времени реакции, проведении проективных тестов (тест Роршаха), в лабораторных исследованиях трудовой деятельности, при исследовании социальной перцепции.

Розенталь проанализировал 21 работу по проблеме влияния ожидания на фикса­цию результатов эксперимента. Оказалось, что 60 % ошибок записи результатов обусловлены стремлением подтвердить экспериментальную гипотезу. В другом об­зоре (36 работ) также подтвержден этот факт. Влияние ожидания проявляется не только при фиксации результатов действия людей, но и в экспериментах на жи­вотных.

Розенталь провел следующее исследование. Он просил нескольких эксперимен­таторов фиксировать поведение крыс в ходе эксперимента. Одной группе экспери­ментаторов говорилось, что они работают со специально выведенной линией «особо умных крыс». Другой группе сообщали, что их крысы «особо глупы». На самом деле все крысы относились к одной и той же популяции и не различались по способно­стям.

В итоге оценки поведения, поставленные крысам, соответствовали тем установ­кам, которые были заданы экспериментаторам.

Каким же образом испытуемому передаются ожидания экспериментатора? Поскольку источник влияния – неосознаваемые установки, то и проявляются они в параметрах поведения экспериментатора, которые регулируются неосознан­но.

Неосознаваемые действия экспериментатора:

1. Мимика

2. Пантомимика

3. Интонация

4. Эмоциональный тон, экспрессия

5. Внимание к действиям испытуемого

 

Влияние личности экспериментатора может происходить и при оценивании деятельности испытуемого.

В частности, Кеннеди и Упхофф устано­вили влияние отношения исследователя на допущенные им ошибки при записи результатов эксперимента. Эксперимент был посвящен изучению «феномена телепа­тии». Были отобраны две равночисленные группы людей, верящих и не верящих в телепатию. Их просили записывать результаты попыток испытуемого угадать со­держание «телепатического послания», которое делал другой испытуемый.

Те, кто верил в телепатию, в среднем увеличили количество угадываний на 63 %, а те, кто в нее не верил, уменьшили его на 67 %.

Бергер выделил следующие типы ошибок экспериментато­ров при оценке результатов деятельности испытуемого:

1. Занижение очень высоких результатов. Причиной считается стремление исследователя подсознательно «привязать» данные испытуемого к собственным достижениям. Возможно и завышение низких оценок. В любом случае шкала деформируется и сжимается, так как крайние результаты сближаются со средними.

2. Избегание крайних оценок (как низких, так и высоких). Эффект тот же - груп­пировка данных выше среднего.

3. Завышение значимости одного свойства испытуемого или одного задания. Через призму этой установки производится оценка личности (ребенок одно задание выполнил плохо, а экспериментатор негативно оценивает всю личность).

4. Ошибки, обусловленные влиянием событий, эмоционально связанных с конкрет­ным испытуемым.

 

Есть три варианта «искажающего» влияния экспериментатора на результаты эксперимента:

1. Влияния экспериментатора нет, либо оно несущественно, им можно пренебречь – неосуществимый идеал экспериментальной психологии. Данная гипотеза малоправдоподобная.

2. Личность экспериментатора всегда и постоянно влияет на ход и результаты эксперимента. В этом случае эффект влияния можно считать систематической ошибкой измерения – константной, ее легко учесть и «вынести за скобки».

3. Влияние экспериментатора проявляется по-разному в зависимости от типа эксперимента, личности экспериментатора и личности испытуемого.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.