Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутригрупповые и межгрупповые экспериментальные планы




Экспериментальные планы

Экспериментальные планы – это форма контроля независимой переменной и условие фиксации зависимой переменной. Порядок предъявления группам испытуемых различных уровней независимой переменной. Проект построения модели эксперимента.

 

Классификация экспериментальных планов:

1. По числу независимых переменных

2. По числу уровней независимой переменной (минимально 2 уровня)

3. По тому, кто получает воздействие (каждая ли группа получает одинаковое воздействие, или каждая свою комбинацию)

 

1. Доэкспериментальные планы

2. Экспериментальные планы

3. Квазиэкспериментальные планы (как бы эксперимент, снижение форм экспериментального контроля)

 

ВГЭП – экспериментальный план, в котором каждый испытуемый подвергается воздействию всех уровней независимой переменной или переменных.

МГЭП – стратегия экспериментального исследования, при которой каждый участник исследования поставляет данные по одному уровню независимой переменной.

 

ВГЭП – вся группа слушает музыку и при этом изучает психологию, а потом вся группа не слушает.

МГЭП – одна группа слушает, другая не слушает.

 

Преимущества ВГЭП:

1. Меньшее число участников (каждый участник подвергается всем видам воздействия, если исследуются редкие качества и малая выборка)

2. Более короткое время эксперимента (минимизируется время обучения и инструктажа)

3. Отсутствие проблемы эквивалентности групп

4. Меньшая изменчивость между группами

 

Недостатки ВГЭП:

1. Фактор предполагаемых требований – участие испытуемых в нескольких сериях может помочь понять, какую цель ставит экспериментатор.

2. Наличие эффекта последовательности – влияние последовательно предъявляемых воздействий. Опыт, полученный при одних условиях проведения эксперимента, влияет на дальнейшее выполнение задания при других условиях (усталость, скука).

3. Влияние диапазона – испытуемые, как правило, показывают наивысшие результаты в средней части диапазона, предъявляемых уровней, поскольку перенос на учение максимален в средней части диапазона.

 

Контрбалансировка (уравновешивание) – способ упорядочивания, представления уровней независимой переменной с целью минимизации или устранения влияния последовательно вмешивающихся переменных с помощью чередования воздействий.

Эта процедура компенсирует «эффект последовательности».

ü Полное уравновешивание – порядок уровней независимой переменной таков, что на всех участников каждый уровень независимой переменной приходится равное количество раз, а так же следует за всеми остальными уровнями равное число раз.

ABCD – ACDB – ADBC – ABDC

BCDA – BDAC – BCAD – BDCA

ü Частичное позиционное уравновешивание. Применяется, когда есть симметричный или недифференцированный перенос.

АВВА

ü Обратное уравновешивание

ABCD, DCBA

ü Латинский квадрат – вариант частичного позиционного уравновешивания. Каждый набор условий эксперимента встречается в каждой позиции, упорядоченной последовательности одинаково часто.

 

З – зеленый

Ж – желтый

К – красный

С – синий

 

З К С Ж
С З Ж К
К Ж З С
Ж С К З

 

Преимущества МГЭП:

1. Общее время для каждого участника эксперимента непродолжительно

2. Невозможен эффект переноса

3. Не требуется уравновешивание

 

Недостатки МГЭП:

1. Возможно различие между группами

2. Требуется большее количество участников

3. Требуется более продолжительное время эксперимента

4. Попарный отбор требует времени и усилий

 

Если у нас в эксперименте субъектные переменные (пол, возраст), то возможен только МГЭП.

ВГЭП чаще используется в исследованиях физиологии, когда надо выносить огромное количество суждений в отношении различных стимулов, обстоятельств.

ВГЭП мы не можем использовать при исследовании мнемотехнических приемов (принципы запоминания, изучение памяти), так как нет возможности забыть.

ВГЭП используется тогда, когда главное внимание уделяется эффекту последовательности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.