Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Энгельс 1820-1894

Карл Маркс 1818-1883

Философия марксизма

Фейербах.

По природе у человека нет зла. Человек – Бог. Человек не может реализовать свое совершенство на земле, поэтому человек в любой религии изобретает образ, который является «солнечным сплетением».

Сущностью любой религии является то, что человек вследствие невозможности реализации своих высоких качеств переводит их на небо. А если бы он смог их реализовать, то необходимость религии отпала бы. Образ бога представляет с собой отчуждение человеком своих собственных человеческих качеств в образ бога или др. существа. Бог – образ совершенного человека. Фейербах не отрицает религию. Совершенное общество – когда человек человеку бог. То есть совершенные качества человек с неба вернул к себе. И бога уже нет, но один человек относится к другому как к богу.

Человек должен обожествить другого человека. Антропологический материализм. Религия отождествляется с моралью, как у Канта.

 

Ницше. Он вне морали. Внеморализм Ницше. Ставит вопрос откуда появилось добро. Ненавидит Сократа и Платона, потому что они первыми начали говорить о благе. Ницше говорит, что исток зла – добро. Добро – это искусственное, как и мораль. На самом деле добра нет в жизни. Если для нас на первом месте стоит ценность добра, тогда ценность жизни остается на втором месте. Поэтому самые жестокие люди – это добрые люди. Потому что они начинают жизнь подводить под добро, извращать ее, впихивая искусственное добро. Жизнь проносят в жертву добру. Зло появляется как реакция на добро. Чтобы уничтожить зло, нужно уничтожить добро. Зло – следствие добра. Люди готовы ради добра совершать насилие. Главная идея – человек должен вести жизнь над добром и злом. Считал себя гуманистом.

 

Три источника марксизма:

- английская политическая экономия Смита

- немецкая классическая философия. Кант и Гегель. Маркс берет диалектику Гегеля и превращает ее в диалектику реальности

- французский утопический социализм. Руссо. Там пытались построить общество без частной собственности.

 

Марксизм является диалектическим материализмом, то есть он соединяет в себе материализм и диалектику. Основными категориями философии и политэкономии являются категории производительных сил и производственных отношений.

Произв. Силы – это фабрики, заводы, орудия труда, которые также включают труд человека, который может свободно продавать свою рабочую силу.

Произв отношения – это отношения между людьми в процессе производства, основанные на той или иной форме собственности. (рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической)

 

Произв силы приобретают общественный характер. Производство становится все более социально- общественным, и при этом владение становится все более частным.

Основной причиной революции является противоречие между социальным характером производства и частной формой присвоения. Это противоречие разрешается революцией. Собственность возвращается к тем людям, которые ее создают. Диктатура пролетариата оправдывается, так как она справедлива.

«Капитал» - это не сами деньги. Это система человеческих отношений, когда человек относится к другому на основе их обладания. Чем больше капитал, тем больше человек. До 17-18 века рыночные отношения характеризуются как Т-Д-Т, после Д-Т-Д (деньги - товар- деньги)

В капитализме человек имеет свободу. Он свободен в том, что может свободно продавать свою рабочую силу. Но свобода ограничена деньгами.

 

Общественно- экономические формации:

Первобытно - общинная

Рабовладельческая

Феодальная

Капиталистическая

Коммунистическая

История развивается от одной формации к другой. Это исторический материализм. Основное отличие между диалектикой Маркса и диалектикой Гегеля заключается в том, что если диалектика Гегеля относится только к сфере развития науки и научной теории, и в этом смысле она идеалистична, то диалектика Маркса относится к развитию действительности в целом. Идеализм Гегеля отличается от идеализма Платона тем, что Гегель преувеличивает значение научной теории, а не просто рассуждает об объективных идеях, как это делал Платон (но они оба представители объективного идеализма).

 

Классовая борьба возникает у Маркса, потому что иначе не будет развития.

 

 

Экзистенциализм – это философия существования.

Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Они являются представителями атеистического экзистенциализма.

Камю. Миф о Сизифе. Сизиф совершал много нехороших поступков и боги наказали его, заставив закатывать камень в гору (наказали бессмысленностью существования). Камю ставит вопрос: почему Сизиф, видя бессмысленность своего труда, продолжает закатывать камень в гору, ведь он опять скатится. И почему он, видя, что его жизнь бессмысленна, не заканчивает ее самоубийством? В образе Сизифа воплощен современный человек. Жизнь его абсолютна бесцельна. Камю констатирует, что бессмысленность жизни современного человека вытекает из того, что в отличие от эпох прошлого, в настоящем у людей нет никакой общей идеи.

Главный философский вопрос заключается не в том, что первично, а что вторично- материя или идея, а в том, стоил ли человеку продолжать жизнь. Поэтому вопрос о самоубийстве становится главным в 20-21 веке. Современный человек должен давать себе отчет в том, что никаких высших ценностей в жизни не существует. Не нужно обманываться, что произойдет возрождение религии, духовности и т д. Камю сам себе задает вопрос, почему Сизиф не кончает жизнь самоубийством и делает вывод: за вычетом всех ценностей у современного человека остается одна ценность- сам процесс человеческого существования. Это единственная ценность, которая должна удержать человека от самоубийства.

Сартр. Книги «Бытие и ничто», «Тошнота», «экзистенциализм – это гуманизм».

У человека возникает истинная экзистенция, когда человек оказывается в ситуации равнозначного выбора, т. е. когда по ценности ситуации одинаковые. Как правило, человек бежит от этого выбора, потому что ответственность за этот выбор ложится только на него. Бегство от свободы- ненормальная норма выбора. Никто (Бог, случай и т.д.) не предписывает человеку его сущность и нравственный облик. Человек делает себя сам. Он

выбирает и несет ответственность за выбор. Свобода человека неистребима.

 

Русская философия. Возникает на рубеже 17-18 веков

Причины:

Ø 1656-1666- раскол православной церкви- православная и старообрядческая. Он повлиял на возникновение светского мировоззрения.

Ø 1649- Уложение Алексея Михайловича. Светское начало получает преимущество над православным.

Ø Реформы Петра1

 

Западничество и славянофильство.

Сущность запада - из него берется не узкозападное, а только то, что имеет универсальное значение.

Западники

Чаадаев (идея социального служения) 1794-1856 «Философические письма». Приходит к выводу, что католичество сохранило важнейший завет: церковь должна заниматься не только верой, но и социальному служению людям. Парадокс: революция в России будет, но не правы будут не революционеры, а противники революционеров, т к православная церковь не занимается решением социальных проблем.

Соловьев 1853-1900

Нация это не то, что она думает о себе во времени, но нация это то, что бог думает о ней в вечности.

В целом философия Соловьева называется философией всеединства: «положительное всеединство – это полная свобода составных частей в совершенном единстве целого».

Славянофилы

Хомяков 1804-1868. Свои лучшие св-ва русские могут проявить только в общине. В славянофильстве впервые рождается понятие православной народности, именно религиозной

Главная категория славянофилов - соборность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новое время | Основы маркетинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.