КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совокупные расходы
Y Дефицит E Профицит Бюджетный дефицит и способы его финансирования Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит. Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета. Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства. Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходов в экономике наблюдалась бы полная занятость. Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически. Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис. 20.3
T,G T G YF Рис. 21.3. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета t – налоговая ставка; G – государственные расходы; T – налоговые поступления; Y – доход. В точке Е – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным доходам (T=G).
Допустим, что в стране действует пропорциональная система налогообложения. Ставка подоходного налога составляет 20%, или 0,2. Итак, если Y = 0, то T = 0; при Y = 1000 млрд. руб. налоговые поступления, т.е. T, составят Y х 0,2 = 1000 млрд. руб. х 0,2 = 200 млрд. руб. Если доход составляет величину 1500 руб., то налоговые поступления будут 1500 млрд. руб. х 0,2 = 300 млрд. руб. и т.д. Допустим, фактический Y = 600 млрд. руб., то T = 600 млрд. руб. х 0,2 = 120 млрд. руб.; при G = 200 млрд. руб. фактический бюджетный дефицит составит (T – G) = 120 млрд. руб. – 200 млрд. руб. = -80 млрд. руб. Но если при той же налоговой ставке и уровне G доход был бы 1200 млрд. руб., т.е. соответствовал бы полной занятости, то не было бы и дефицита госбюджета: T = 1200 х 0,2 = 240 млрд. руб.; G = 200; T – G = 240 – 200 = 40 млрд. руб. (бюджетный профицит). Каков же при этом циклический дефицит? Напомним, что он представляет собой разницу между фактическим и структурным дефицитом. В нашем примере он составит –80+(-40) = - 120. Действительно, за счет чего фактический дефицит достигает величины –80, если в условиях полной занятости государственный бюджет сводился бы с профицитом? Очевидно, за счет факторов экономической конъюнктуры, когда уменьшение дохода, вызванное снижением деловой активности, приводит и к снижению налоговых поступлений. При анализе налогово-бюджетной политики и бюджетного дефицита, важно обратить внимание на уже известный из предыдущего анализа подход «утечки – инъекции». Ранее мы рассматривали равенство S («утечки») = I («инъекции»). При этом мы абстрагировались от тех «утечек» и «инъекций», которые связаны с фискальной политикой государства. Но, принимая во внимание, что государство осуществляет как государственные расходы, так и собирает налоги, мы можем применить и здесь подход «утечки» – «инъекции». К уже известным их видам присоединяются и некоторые другие, которые мы теперь будем принимать во внимание. Итак, сбережения (S) и чистые налоги (T), т.е. налоги за вычетом трансфертов, - это «утечки» в кругообороте доходов и расходов на макроэкономическом уровне. Инвестиции (I) и государственные расходы (G) – это «инъекции». Следовательно, если в условиях макроэкономического равновесия сумма «утечек» должна быть равна сумме «инъекций», то получаем:
S + T = I + G (1)
Тогда S – I = G – T, т.е. положительная разница между S и I равна дефициту государственного бюджета (G – T). Если представить это уравнение как
S = I + (G – T), (2)
то, очевидно, увеличение дефицита при неизменном объеме сбережений должно вести к снижению сбережений. Из этих уравнений видно, что, если в экономике есть дефицит государственного бюджета, то S ¹ I. Государство будет использовать часть сбережений для финансирования дефицита. Как же финансируется бюджетный дефицит? Здесь можно провести аналогию с бюджетом отдельной семьи, или домашнего хозяйства. Если за какой-то период времени, например, за год, расходы домашнего хозяйства превысили его доходы, то налицо дефицит семейного бюджета. Как его покрыть? Можно продать часть имущества или занять деньги, т.е. прибегнуть к кредиту. Домашнее хозяйства не может печатать деньги или облагать налогом своих соседей для финансирования своего дефицита. Но макроэкономическом уровне правительство, столкнувшись с проблемой бюджетного дефицита, имеет иные возможности для его покрытия. Экономическая теория рассматривает два основных способа финансирования бюджетного дефицита:
1. Выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования. 2. Займы (внутренние и/или внешние) принято называть неэмиссионным способом финансирования бюджетного дефицита. В определенном смысле можно сказать, что бюджетный дефицит покрывается только за счет займов, потому, что и в первом из указанных случаев мы видим заимствования казначейства (Министерства финансов) у Центрального банка страны. Ведь прибегать к печатанию новых денег, или, как говорят в просторечии, «нажимать на печатный станок» для правительств многих стран оказывается невозможным. Так, в США по закону запрещено финансировать дефицит государственного бюджета печатанием новых банкнот, т.е. использовать так называемый «сеньораж». Поэтому увеличение денежной массы в случае заимствований у Центрального банка происходит иным путем. Рассмотрим его подробнее. Итак, Министерство финансов берет в долг некоторую сумму у Центрального банка (ЦБ), продавая ему государственные ценные бумаги. Взамен этого ЦБ увеличивает сумму на текущем счете Министерства финансов. Последнее тратит эти средства, следовательно, они поступают на счета коммерческих банков. Таким образом, увеличиваются их резервы и банки расширяют выдачу ссуд. Следовательно, растет денежная масса, в частности денежный агрегат М1. Рост денежной массы происходит за счет чекового обращения. Налицо – эффект монетизации государственной задолженности. В условиях, приближающихся к полной занятости, это ведет к опасности инфляционного роста цен. Вот почему первый способ финансирования дефицита государственного бюджета часто называют инфляционным. Но как покрыть дефицит, не прибегая к эмиссии? Существует ли неифляционный способ финансирования дефицита? Для этого нужно занять на кредитном рынке средств не у ЦБ, а у коммерческих банков и населения. Следовательно, государство, размещая свои облигации (продавая их населению и коммерческим банкам, вступает на кредитном рынке в конкуренцию с частным сектором. Теперь к спросу на кредит со стороны частных инвесторов добавится еще и спрос государства. Следовательно, при условии неизменного предложения денежной массы, процентные ставки возрастут. А если процентные ставки увеличатся, то частные инвестиции уменьшатся. Сократятся и те потребительские расходы, которые связаны с покупкой товаров длительного пользования – ведь потребительский станет дороже. В результате государство вытеснит с кредитного рынка частных заемщиках. Расходы государства при таком способе финансирования дефицита возрастут, но на некоторую величину сократятся частные инвестиции. В этом суть эффекта вытеснения: налогово-бюджетная экспансия, направленная на стимулирование деловой активности, приводит к росту процентной ставки и вытеснению государственными расходами частных инвестиционных расходов (или других компонентов совокупного спроса). Но насколько полным будет это вытеснение? Сократятся ли частные инвестиции точно на такую же величину, на какую возрастут государственные расходы, призванные стимулировать деловую активность? Ответ на этот вопрос будет зависеть о того, находится ли экономика в условиях неполной или полной занятости. В экономике, функционирующей на уровне ниже своего потенциального ВВП, эффект вытеснения не может быть полным. Заимствования правительства на кредитном рынке с целью налогово-бюджетной экспансии, конечно, вызовут повышение процентной ставки. Но государственные расходы, благодаря эффекту мультипликатора, одновременно вызовут и повышение дохода. Следовательно, возрастут и сбережения, которые в кейнсианской модели общего равновесия являются функцией дохода. В этих условиях даже растущий бюджетный дефицит может финансироваться без полного вытеснения частных инвестиций, как это видно из уравнения (2). Другая ситуация происходит в условиях полной занятости. Рост государственных расходов в экономике с полным использованием ресурсов усиливает конкуренцию на рынке товаров и ведет к росту цен. Рост цен ведет к уменьшению реальной денежной массы (М/Р). Это, в свою очередь, уменьшает объем финансовых активов, доступных для предъявления спекулятивного спроса на деньги. Чувствительные к ставке процента частные инвестиционные и потребительские расходы будут вытеснены. Сторонники неоклассического подхода и, особенно, монетаристы, настаивают именно на полном вытеснении. Увеличение государственных расходов, призванное стимулировать рост доходов, полностью компенсируется, по их мнению, сокращением частных инвестиций, чувствительных к процентной ставке. Долгосрочные последствия внутренних заимствований для покрытия дефицита госбюджета могут оказаться более серьезными, чем может показаться на первый взгляд. Главное, что они чреваты такими же инфляционными последствиями, как монетизация, о которой уже говорилось. Во-первых, сокращение совокупного предложения (перелив частных инвестиций из реального сектора в финансовый вследствие высоких ставок процента по государственным ценным бумагам) при неизменном, а тем более растущем совокупном спросе вызывает давление на общий уровень цен в сторону его повышения. Во-вторых, наращивание новых займов может привести к тому, что львиная доля расходов госбюджета будет идти на выплату процентов по государственным облигациям. На другие же статьи расходов – социальные выплаты, здравоохранение, просвещение – средств будет все меньше и меньше, и тогда государству придется включить печатный станок, чтобы избежать социальных конфликтов. А эмиссия всегда несет в себе инфляционную заразу, сколько бы ни говорилось о «точечной», «контролируемой» эмиссии и прочих видах денежной накачки. В-третьих, неспособность государства справиться с обслуживанием внутреннего и внешнего долга может привести к девальвации национальной валюты. В условиях, когда значительная доля потребительского рынка представлена импортными товарами, девальвация может сопровождаться повышением общего уровня цен в стране (российский опыт лета-осени 1998 г. наглядно подтверждает это). Таким образом, можно сделать вывод о тесной связи между налогово-бюджетной и денежно-кредитной политикой. Бюджетный дефицит и способы его покрытия влекут за собой необходимость продуманной координации налогово-бюджетных и монетарных мероприятий.
6. Дискреционная и недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика. Встроенные стабилизаторы. Стимулирующая и сдерживающая налогово-бюджетная политика.
По аналогии с денежно-кредитной, налогово-бюджетную политику также принято подразделять на два типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую). Дискреционная налогово-бюджетная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов. Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос, та и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, государственные расходы, чистый экспорт (последнее – в рамках открытой экономики) повлекут за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода. Вспомним график «кейнсианского креста» из темы 16, показывающего установление равновесия национального дохода. (C+I+G+NX)1 C+I+G+NX (C+I+G+NX)11
45° 0 Y11 Y0 Y1 Доход Рис. 21.4. Влияние государственных расходов и налогообложения на равновесный уровень дохода
Увеличение государственных расходов и/или снижение налогообложения сдвигает вверх линию C + I + G + NX и ведет к росту дохода до уровня Y1. Снижение государственных расходов и/или увеличение налогообложения сдвигает вниз линию C + I + G + NX и ведет к снижению дохода до уровня Y2. Так, если правительство приняло решение увеличить на 20 млрд. руб. государственные закупки (а делается это за счет средств бюджета) то линия C + I + G + NX переместится выше, в положение (C + I + G + NX)1. Например, DG = 20 млрд. руб.; предельная склонность к потреблению (MPC) = 0,80; предельная склонность к сбережению (MPS) = 0,20; мультипликатор (k) при этих условиях равен 5. Прирост дохода составит DY = DG x k (20 x 5) = 100 млн. руб. Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений. Источником государственных расходов является в нашем примере бюджетный дефицит. Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достижения уровня полной занятости. Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов. График совокупных расходов при этом сдвинется вниз, до положения (C + I + G + NX)2.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |