Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IX. Лекционный материал: организация самостоятельной работы

Умение планировать свое время - весьма ценное качество, но еще важнее уметь организовать свою самостоятельную работу. Это умение скажется на качестве вашей работы и на том, какие результаты вы будете иметь после изучения какой-либо дисциплины. Вы, вероятно, уже заметили, что одна из самых больших трудностей в любой работе заключается в том, чтобы просто начать работать. Природе человека, кажется, вообще свойственно оттягивать сам момент начала какой-либо работы. Давайте поговорим о том, как бороться со стремлением не начинать работу и как, начав ее, добиться быстрого продвижения вперед.

Прежде всего, проанализируйте, какую стратегию вы обычно используете, чтобы не приступить к работе. Постарайтесь сознательно преодолеть в себе желание прибегать к ней. Затем, осмыслите свой план самостоятельных занятий, то есть продумайте весь технологический процесс действий по усвоению намеченного к проработке учебного материала. Если вы еще не в состоянии этого сделать, то сначала приучите себя продумывать хотя бы главное направление в работе.

Продумайте, что вам уже известно по содержанию учебного материала, который вы должны будете изучить. В овале, начерченном в центре чистого листа бумаги, напишите ключевые слова, отражающие суть изучаемого материала. Нарисуйте ряд стрелок, идущих от овала, у концов которых напишите то, что вам уже известно по теме занятия.

Продумайте, чего вы еще не знаете. Сделайте чертеж, аналогичный описанному выше, но у концов стрелок на сей раз, напишите вопросы, составив тем самым список того, что вам еще не известно. Определите, какие из этих вопросов являются наиболее важными и начинайте искать ответы на них по учебникам и конспекту или обратитесь к кому-нибудь за помощью.

Сосредоточьте свое внимание на том, что действительно необходимо знать в первую очередь, и не обращайте внимания на то, что лишь "было бы интересно знать". Учтите, что труд, в особенности умственный, требует умения сосредоточить внимание. Внимание означает, прежде всего, направленность сознания и воли. Работа без концентрации внимания малопродуктивна, а иногда и бесполезна.

Нередко внимание отвлекается посторонними мыслями. Известный педагог К.Д. Ушинский писал: "Умственный труд - едва ли не самый тяжелый. Мечтать легко и приятно, а думать трудно". Мечтания о "разных разностях", мечтания на тему: "Если бы... " надо во время занятий решительно отгонять.

Нужно научиться не прерывать внимания, пока изучаемое не получит логического завершения, пока не будет пройден какой-либо этап. Если приходится сделать перерыв в изучении материала, его следует приурочивать к концу изучения параграфа, раздела, главы книги. В этом случае не будет потери времени при возобновлении работы.

Экономьте время, отводимое на самостоятельную работу. В учебе экономия времени имеет не меньшее значение, чем в физическом труде. Петр I говорил: "Времени потеря - неминуемой смерти подобие". Сосредоточенная, упорядоченная умственная работа с использованием каждой минуты более продуктивна и менее утомительна, чем неорганизованный труд. Большой вклад в потерю времени на самоподготовке вносят разные отвлечения от работы. Видное место здесь занимает болтливость. Очевидно, вы уже замечали, что чей-то громкий разговор или обсуждение просмотренного фильма, а то и шепот, мешают сосредоточиться, отвлекают, не дают возможности понять трудное место в книге. Это вынуждает вновь и вновь расходовать драгоценное время на возобновление сосредоточенного состояния. Болтовня - следствие распущенности и наиболее распространенная форма безделья на самостоятельной подготовке. От этой

потери времени легко избавиться, если все студенты осознают ее размеры.

К большим потерям времени приводит отсутствие или плохое качество необходимого для работы инструмента (ручки, карандаши, резинки, принадлежности и т.д.), а также отсутствие порядка на рабочем месте. Действительно, если под рукой не окажется нужного конспекта, учебного пособия, ручки или карандаша, то работа откладывается, а время уходит. Поэтому перед началом работы подготовьте учебную литературу, тетради и рабочие инструменты, разложите все эти предметы на столе в определенном порядке, чтобы при работе не расходовать время на их поиск. На столе не должно быть ничего лишнего. Во время работы нужно сидеть прямо, так как неправильная посадка приводит к быстрому утомлению.

Большой резерв времени найдется у каждого, если научиться эффективно использовать его на самостоятельной подготовке. Вы, возможно, заметили свойстве человеческой натуры - 90% работы выполнять в течении последних 10% отведенного времени. Рассуждая логически, это означает, что то же самое и столь же хорошо можно сделать в первые 10% отведенного времени. Подумайте, сколько других дел вы можете сделать в оставшиеся 90% времени.

Научитесь использовать каждый кусочек свободного времени перед началом самоподготовки и после нее. Не считайте это время слишком малым для выполнения какой-либо работы. Когда Ч. Дарвина спросили, каким образом он сумел совершить свой огромный труд, он ответил: "Я никогда не считал полчаса незначительным промежутком времени". Многие же из нас нередко рассуждают как Обломов: "Разве можно что-либо сделать, ведь до обеда осталось всего два часа".

Используйте малые промежутки времени для какого-нибудь небольшого дела, например, запишите интересные мысли, пришедшие вам в голову на одном из аудиторных занятий, составьте план ответа на какой-либо вопрос и т.д. Всегда и везде имейте с собой записную книжку или карточки для записи неожиданно пришедших мыслей или ключевых положений изучаемого материала.

Надо постепенно, настойчиво и непрерывно воспитывать в себе способность продуктивно и быстро работать. Для сохранения работоспособности и ритма в работе надо правильно организовывать свой отдых во время перерывов.

И. П. Павлов доказал, что утомление организма при мышечной и тем более умственной работе связано, прежде всего, с утомлением центральной нервной системы. Люди переутомляются вовсе не потому, что много работают, а оттого, что своевременно и правильно не отдыхают. Перерывы на отдых, которые вы делаете в соответствии с расписанием занятий, постарайтесь проводить на воздухе, помня, что 100 граммов мозгового вещества поглощают за минуту 10 мл кислорода, то есть в 8 раз больше, чем сердце. Малейший недостаток кислорода мгновенно сказывается на деятельности центральной нервной системы, значительно снижая трудоспособность.

Академик Сеченов доказал, что не покой, а специально организованные движения больше всего способствуют восстановлению работоспособности. Поэтому во время перерывов полезно делать на воздухе гимнастические упражнения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Перечислите наиболее распространённые помехи для организации самостоятельной работы.

2. В следствии чего, по доказательствам И.П. Павлова, наступает умственное и физическое утомление?

3. Что по мнению академика Сеченова способствуют восстановлению работоспособности?

4. Что приводит к большим потерям времени при выполнении умственного труда?

X. Лекционный материал по теме: Как правильно выполнять домашнее задание

10 правил выполнения домашнего задания:

1. Мозгу для усвоения нового материала нужно много кислорода, который доставляется в мозг кровяными потоками. После приёма еды для переваривания и усвоения пищи желудку тоже нужно много крови, поэтому мозг в это время получает кровь в экономном режиме. Поэтому после приёма пищи наступает состояние релаксации: расслабление, дремота, вялость. В этот момент ни в коем случае не рекомендуется садиться за уроки. Вы быстро устанете, и ваша работа не принесёт вам пользы. Начинать заниматься нужно не ранее, чем через час после приёма пищи.

 

2. Когда вы сидите перед целой горой домашних заданий, поступайте как участники велотура «Tour de France». А именно, разделите всё задание на порции, с таким расчетом, что на выполнение каждого задания будет уходить 15-30 минут не более. На стену перед собой вывесите карточки, на которых будут прописаны задания и после выполнения каждого задания вы можете с чистой совестью снять карточку с подписью данного задания, смять её, выбросить в корзину для мусора и сказать: «Я сделал это».

 

3. Наш организм не машина и поэтому требует время от времени отдыха. Во время работы необходимо делать не большие паузы: 5-10 минут. Через каждые 30 минут нужно вставать с места, походить, выпить чаю, послушать музыку и т.д.

 

4. Наш мозг требует немного времени для «разогрева», поэтому начинайте работу с лёгких упражнений или с тех заданий, которые доставляют вам удовольствие.

 

5. Многие начинают работу с письменных заданий, а устные всегда оставляют на «потом». Это не правильно. Письменные и устные задания нужно чередовать.

 

6. Подобные задания или предметы не следует чередовать, иначе возникнет путаница в голове. Например: английский и латинский не следует делать подряд.

 

7. Человеком, как и животными, двигают условные и безусловные рефлексы. Недаром говорят, что привычка это вторая натура. Приучите себя выполнять домашнее задание в одно и тоже время, в одном и том же месте. Но помните, что рано утром перед училищем и поздно вечером перед сном заниматься не рекомендуется, для занятий это самое неподходящее время.

 

8. Ваше рабочее место должно быть в тихом месте и хорошо подготовлено к занятиям, быть опрятным, удобным и функциональным.

 

9. Не хватайтесь за несколько дел сразу, это не приведёт вас к успеху. Возьмите за правило, взявшись за одно дело – довести его до конца и только после этого беритесь за другое.

 

10. Утверждение, что музыка во время занятий не мешает не верно, впрочем, так же как и работающий телевизор. Звуковой фон это всегда дополнительная нагрузка на мозг и на нервную систему.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Репетиция выступления | Стабилизационная
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.