Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень рекомендуемой литературы

Абакан

Курс лекций

ДПП 02. Методика преподавания русского языка

ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

 

 

(на правах рукописи)

 

 

1. Курс лекций разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины ДПП 02. Методика преподавания русского языка для специальности 050709.52 Преподавание в начальных классах.

 

2. Разработчик (и): Талапова Т.А., преподаватель

ФИО, должность

_____________________________________________________________________________

 

 

3. ПРИНЯТ на заседании ПЦК школьной и социальной педагогики и психологии 06.09.2010г. протокол № 1

 

Председатель ПЦК: Т.А. Талапова


 

Содержание теоретических разделов дисциплины

Раздел 1. Методика преподавания русского языка как наука.

Лекция 1. Теория и методика обучения русскому языку как наука

План.

  1. Предмет, цели и задачи методики преподавания русского языка.
  2. Методологические основы методики преподавания русского языка.
  3. Психолого- дидактические аспекты методики преподавания русского языка.
  4. Русский язык как учебный предмет в школе.
  5. Из истории методики русского языка (сам. изуч.)

Литература: 3,4,5,6 и дополнительная литература к разделу 1.

 

Раздел 2. Методика обучения грамоте.

Лекция 1.

Тема. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения.

План.

  1. Общие задачи периода обучения грамоте.
  2. Характеристика современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Принципы звукового аналитико-синтетического метода ОГ.
  3. Особенности букваря В.Г.Горецкого и др.
  4. Процесс обучения грамоте:

а) подготовительный период ОГ, его характеристика;

б) основной период ОГ, его характеристика.

Литература: 5,6,9,10 и дополнительная литература к разделу 2.

 

Лекция 2.

Тема. Первоначальное обучение письму.

План.

  1. Задачи обучения письму.
  2. Организационные и гигиенические условия обучения письму.
  3. Приемы обучения письму букв. Типичные графические ошибки учащихся.
  4. Структура урока письма. Методы обучения письму.

Литература: 5,6,9,10 и дополнительная литература к разделу 2.

 

Раздел 3. Методика обучения чтению (методика чтения и литературы).

Лекция 1. Методика работы над навыком чтения.

План.

  1. Чтение как вид речевой деятельности.
  2. Задачи уроков классного чтения.
  3. Качества навыка чтения.
  4. Этапы становления навыка чтения.
  5. Работа над правильностью и беглостью чтения.
  6. Работа над сознательностью чтения.
  7. Работа над выразительностью чтения.

Литература: 5,6,9,10, 11 и дополнительная литература к разделу 3.

 

Лекция 2.

Тема. Методика чтения и анализа художественного произведения.

План.

  1. Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.
  2. Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах.
  3. Первичный синтез.
  4. Анализ художественного произведения.
  5. Вторичный синтез.

Литература: 1,5,6,9,10,11 и дополнительная литература к разделу 3.

 

Лекция 3.

Тема. Особенности работы над произведениями разных родов и жанров.

План.

  1. Род литературных произведений.
  2. Методика работы над эпическими произведениями.
  3. Методика работы над лирическими произведениями.
  4. Методика работы над драматическими произведениями.

Литература: 1,5,6,9,10,11 и дополнительная литература к разделу 3.

 

Раздел 4. Методика изучения языковой теории.

Лекция 1. Методы изучения русского языка в школе.

План.

  1. Воспитательные и развивающие возможности урока русский язык.
  2. Общие требования к уроку русского языка. Типология уроков.
  3. Методы изучения русского языка в школе.

Литература: 2,5,6,9,10 и дополнительная литература к разделу 4.

 

 

Лекция 2. Методические основы формирования языковых понятий.

План.

  1. Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.
  2. Этапы формирования языковых понятий.
  3. Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.
  4. Виды грамматических и словообразовательных упражнений.

Литература: 5,6,9,10 и дополнительная литература к разделу 4.

 

 

Лекция 3. Методика изучения морфемики.

План.

  1. Значение и задачи работы над морфемным составом и образованием слов.
  2. Система изучения морфемного состава слова в начальных классах.
  3. Виды упражнений в морфемном разборе слов и словообразовании.

Литература: 7,5,6,9,10 и дополнительная литература к разделу 4.

 

Лекция 4. Методика работы над элементами синтаксиса и пунктуации.

План.

  1. Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе.
  2. Работа над предложением.
  3. Работа над словосочетанием, членами предложения.
  4. Однородные члены предложения, сложные предложения, прямая и косвенная речь.

Литература:2, 5,6,9,10 и дополнительная литература к разделу 4.

 

Лекция 5.

Тема. Методика изучения местоимений, имен числительных, наречия, служебных частей речи.

План.

  1. Методика работы над местоимениями.
  2. Изучение имен числительных.
  3. Изучение наречий.
  4. Изучение служебных частей речи – союзов и предлогов.

Литература: 2,5,6,9,10, 11и дополнительная литература к разделу 4.

 

 

Раздел 5. Методика правописания

Лекция 1. Основы методики правописания.

План.

  1. Свойства русского правописания как основа его методики.
  2. Орфографическая грамотность.
  3. Понятия «орфограмма», «орфографическая зоркость».
  4. Правила правописания.
  5. Мотивация орфографической работы.
  6. Ступени формирования умений по орфографии.

Литература: 5,6,9,10 и дополнительная литература к разделу 5.

 

Лекция 2. Методы и приемы обучения правописанию.

План.

  1. Условия выбора метода.
  2. Приемы обучения правописанию: языковой анализ, языковой синтез.
  3. Приемы запоминания.
  4. Решение грамматико-орфографических задач.

Литература: 5,6,9,10 и дополнительная литература к разделу 5.

 

Лекция 3. Виды упражнений в правописании.

План.

  1. Имитативные упражнения.
  2. Диктант, его виды.
  3. Грамматико-орфографическое комментирование.

Литература: 5,6,9,10 и дополнительная литература к разделу 5.

 

Лекция 4. Практическая работа учащихся над орфограммами.

План.

  1. Правила правописания.
  2. Мотивация орфографической работы.
  3. Ступени формирования умений по орфографии.

Литература: 5,6,9,10 и дополнительная литература к разделу 5.

 

Лекция 5. Изучение орфографических ошибок учащихся.

План.

  1. Классификация орфографических ошибок.
  2. Диагностика и прогнозирование ошибок.
  3. Исправление и предупреждение ошибок.

Литература: 5,6,9,10 и дополнительная литература к разделу 5.

 

Раздел 6. Методика развития речи.

 

 

Лекция 1. Воспроизведение текстов как способ обучения речи. Методика проведения изложения.

План.

  1. Требования к тексту изложения. Методические рекомендации по выбору текста.
  2. Виды изложений.
  3. Требования к изложению учащихся.
  4. Этапы работы на уроке изложения.
  5. Речевые и неречевые ошибки учащихся и пути их устранения.
  6. Работа над ошибками. Анализ написанных работ.

Литература: 5,6,9,10 и дополнительная литература к разделу 6.

 

Лекция 2. Устные и письменные сочинения.

План.

  1. Значение работы над сочинением.
  2. Подготовительные ступени к сочинению.
  3. Исполнение, реализация подготовленного.
  4. Анализ детских сочинений.

Литература: 5,6,9,10 и дополнительная литература к разделу 6.

 

а) основная литература

 

  1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. - М., 2002
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М., 2006.
  3. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка.-М.,2003
  4. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов – 2-е изд.- М., 2005
  5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка.- М., 2006
  6. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.,Академия,2006.
  7. Методы обучения русскому языку: Хрестоматия /Сост. Львов М.Р.- М.,2006
  8. Русский язык в начальных классах. Теория и практика: пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / под ред. М.С. Соловейчик.-М.,2007
  9. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. Творческий центр. М.,2003
  10. Светловская О.В., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению.-М., 2006

 

б) дополнительная литература:

раздел 1:

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КАК НАУКА

11. Основы методики начального обучения русскому языку \ Под ред. Н.С.Рождественского.- М.,1965.- Раздел I. (Общие вопросы методики.) – с.7-71

12. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка.- М., 2003.

13. Ушинский К.Д. Родное слово \\ Пед.соч.: В 6 т. –М., 1989.- Т.2

14. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка \\ Пед. соч. в 6 т.,- М., 1989.- Т.4.

 

раздел 2

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

15. «Азбука» И.Федорова: Факсимильное издание.- М., 1974.

16. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1986.

17. Вахтеров В.П. Избр. пед. соч. – М., 1987.

18. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М., 1982.

19. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. – М.,2003.

20. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению.- М., 1953.

21. Жедек П.С. Методика обучения письму \\ Русский язык в начальных классах. Теория и практика \ Под ред. М.С.Соловейчик. М., 2007.

22. От «Азбуки» И.Федорова до современного букваря. – М., 1994.

23. Редозубов С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе. – М., 1961.

24. Толстой Л.Н. Пед. соч. – М., 1953.

25. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать.- М., 1976.

 

раздел 3

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ

26. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. – М., 2002.

27. Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь»: Кн. 1, 2, 3; Книга для учителя. – М., 2005.

28. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., 2008.

29. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М., 1953.

30. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем.- М., 2004.

31. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы, - М., 2002.

32. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 2007.

33. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (I-IV).- М., 2009.

34. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М., 2007.

35. Энциклопедический словарь юного литературоведа. \ Сост. В.И.Новиков, Е.А. Шкловский. – М., 2008.

 

раздел 4

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ

36. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.- М., 2008.

37. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников.- М.2006.

38. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку.- М.,2003.

39. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 2006..

40. Методы обучения русскому языку: Хрестоматия \ Сост. М.Р.Львов.- М., 2006.

41. Обучение и развитие \ Под ред. Л.В.Занкова.- М., 2005.

42. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для начальных классов.- М., 2003.

43. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка: Начальные классы.- М.,2000.

44. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи.- М., 2004.

45. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах.- 2005.

 

раздел 5

МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ

46. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 2007.

47. Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе.- М., 2008.

48. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии.- М., 1973.

49. Граник Г.Г. и др. Секреты пунктуации. – М., 2007.

50. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии.- М., 2007.

51. Жедек П.С. Звуковой и буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию \\ Начальная школа.- 1991.- № 8.

52. Иванова М.Ф. и др. Обучение орфографии и пунктуации: Хрестоматия.- М.,2005.

53. Львов М.Р. Правописание в начальной школе.- М., 2008

54. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе.- М., 2002.

55. Рождественский Н.С. Очерки по истории методики начального обучения правописанию.- М., 1961.

56. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания.- М., 1961.

 

раздел 6

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

57. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л.Формирование навыков литературного произношения у младших школьников.- М., 2002.

58. Закожурникова М.Л. Сочинения и изложения в начальных классах.- 5-е изд.-М.,2004.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
При этом согласно закону инерции квадратичных форм, число положительных коэффициентов, т. е. индекс квадратичной формы, в любом нормальном виде её одно и то же | Лекция 1. Теория и методика обучения русскому языку как наука
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.