Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вспомогательную

Основную

одиночная слияние

гласная, СГ

равная слогу (та…)

И-ра

одиночная согласная за пределами слияния

к-ро-т (1 слог, 3 ед. чтения)

в-с-п-ле-с-к (1 слог, 6 ед. чтения

4. Авторы расширили структуру использованных при чтении слогов, использовали больше 10 разных типов.

Встряска (6) всплеск (7)

!!! В русском языке практически все слова складываются из 19-ти структурных типов слогов.

5. Использовав достижения физиологов к сер. 50-х годов стало ясно, что младшие школьники до начала обучения чтению обладают специфической особенностью зрения – «узкостью поля чтения» (видит 2 печатных знака, а таких слов в русском языке мало)

Вот почему слоги сложной структуры первоклассник прочесть не может. Впервые на неспособность ученика охватить слог, как основную единицу чтения обратил внимание методист Покатилов, который утверждал, что учить детей надо половинкам слогов, чем вызвал на себя критику.

6. учитывая ведущий тип деятельности дошкольника и с целью облегчения адаптации к новой деятельности – учебной – ввели элементы игры.

7. для активизации деятельности ученика ввели логические упражнения на сравнение, сопоставление, группировку, классификацию, обобщение – на анализ и синтез.

8. Авторы усилили пропедевтическую работу в плане литературного образования младших школьников.

(литературоведческие понятия – стихи, проза, пословица, литературный герой и т.д.)

Значительно расширилась пропедевтическая работа в подготовке к изучению грамматики, правописания, формирование и развитие связной речи.

9. Усилили работу по совершенствованию графики письма (овладение элементарным письмом).

10. Насытили букварь речевыми упражнениями (от отработки артикуляции, до умения составлять тексты).

11. Авторы значительно расширили и материал для чтения, что создало возможности для организации дифференцированной самостоятельной работы. Для того Авторы проделали значительную работу для того, чтобы ученик осознал: чтение – процесс раскодирования письма, письмо – процесс кодирования. Для этого вводятся упражнения в чтение и письмо с первых уроков (например,|__ _ _.)

 

Сам. изучение. Н.шк. № 8, 1997 (с.3) Информ. – метод. Письмо о новом УМК по ОГ (пр. Бунеевых)

(Изучить!) Для сравнительного анализа.

Обучение грамоте– 7,5 мес. (до середины апреля) по программе 1-4.

Процесс ОГ по «Азбуке» («Букварю») В.Г. Горецкого разделяются на

два периода

 
 


Подготовительный Основной

(по другим системам выделяется также послебукварный)

А) Подготовительный период.

Продолжительность – по 14 уроков чтения и письма («Букварь»), по «Азбуке» – по 27 уроков чтения и письма.

Задачи:

знакомство с учениками;

- приобщение детей к учебной деятельности, к требованиям школы (правила на уроке и перемене.) держать ручку;

- изучение звуков, развитие умения слышать звучащую речь;

- подготовка к чтению и письму;

- развитие речи учащихся.

В подготовительном периоде выделяется 2 ступени:

       
   

 


Безбуквенная изучение 5 гл.б.(а,о,и,у,ы)

Характеристика безбуквенной ступени (1).

Дети знакомятся с Азбукой, изучают единицы нашей речи: знакомятся с понятием «речь», слог, слово, предложение, звук (гласный, согласный), ударение, буква, слияние согласных с гласными.

С помощью схем обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги.

Проводятся первые упражнения, тенир-ие руку для письма, в результате аналитико-синтетической работы развивается речевой слух.

!!! В рамках некоторых систем обучения на подготовительной ступени рассматривают темы, где в число последних включаются все гласные буквы, даже йотированные. Но они берутся только в той функции, когда служат способом графического обозначения гласного звука и одновременно указания на то, что предшествующая согласная обозначает [‘] согл. звук.

 

2 ступень (изучение 5 гл. букв)

Изучаются гласные звуки [а], [о,и,ы,у] и буквы их обозначающие.

Знакомство с 5-ю важнейшими гласными (и звуками) обеспечивает ориентировку на гласную при обучении чтению.

На этом этапе продолжается работа над единицами речи.

!!! В подготовительном периоде дети включаются в относительно новую для них деятельность – учебную. Новый характер деятельности несет большие трудности для детей, поэтому важно:

1) каждые 10-12 мин. Менять вид деятельности;

2) умственный труд чередовать с физическим;

3)предусматривать игровые и занимательные моменты.

В) Основной период / задача:

Граница между подготовительным и основным периодам – переход к согласным звукам и буквам (традиционная система).

Основной период:1 ступень 2 ступень 3 ступень 4ступень (послебукварная, послеазбучная)

1 ступень – с Н по Л

2 ступень – с Л по З Фраза: Нам легко запомнить Й

3 ступень – с З по Й

Задачи:

1. Изучить буквы русского языка;

2. Научить правильно соотносить звуки и буквы;

3. обучить читать плавно слоговым чтением с переходом на целые слова, усвоить правила графики;

4. Совершенствовать речь учащихся;

5. обогащать словарный запас;

6. способствовать нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию.

Продолжительность: Азбука – 170 ч.

Согласных фонем в русском языке 36, а согласных букв только 21.

Гласных звуков – 6, а букв – 10.

Соответственно, при обучении первоначальному чтению и письму важно выраб-ть у детей умение ориентироваться на гласную букву (принцип позиционного чтения: одна согласная не может прочитаться без учёта гласного)

М[?] – [М’]ь

[М]а

Виды работ:

- слого-звуковой, звуко-буквенный, анализ, работа со схемами, моделями, с разрезной азбукой, печатание, чтение, работа над значениями слов, чтение и разбор текста, соотнесение текста и иллюстрации, работа по сюжетной и предметной картинке и т.д.

В конце основного периода школьники должны овладеть следующими важнейшими умениями:

а) Свободно и правильно произносить все звуки (вне слова и в слове).

б) Определить звук. состав слова, последовательность звуков, делить на слоги, выделять ударный.

в) Составлять слова из букв разрезной азбуки, записывать слова.

г) Знать все буквы, соотносить со звуками.

д) владеть позиционным чтением (плавное слоговое с переходом на целые слова).

е) Соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном прочтении текста, слов.

!!! Ведётся пропедевтика сильных и слабых позиций для гласных и согласных (орфограф).

Фонематический принцип русской орфографии:

Слабая позиция для гласных – это безударная позиция; слабая позиция для согласных – конец слова, перед согласной (не сонорной). В сильной позиции звук слышен чётко, а значит перевести его в букву, проблем обычно нет, но исключение ЖИ-ШИ!

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №2. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения | Лекция №3. Первоначальное обучение письму
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.