Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прошедшее время глагола

Категория времени глагола

Знакомство со свойствами глагола

Грамматические свойства глагола

План.

1. Задачи изучения глагола как части речи.

2. Система изучения грамматических свойств глагола.

Литература:

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.,Академия,2000.

1. Задачи:

1. Формирование первоначального понятия о глаголе как части речи.

2. Развивать умение осознанно употреблять глагол в устных и письменных высказываниях.

3. Выработать навык правописания личных окончаний глагола I и II спряжения.

!!! Лингвистические особенности глагола сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями.

К началу изучения темы «Глагол» школьники уже имеют опыт работы со словами, обозначающими действие. В основном правильно пользуются глаголами в речи, умеют объяснять лексическое значение, объединять их в тематические группы (движения, речи, труда и т.д.).

В первом классе происходит накопление конкретного материала, на основе которого происходит обобщение (обозначение действия предмета).

В языковом анализе предложения к глаголам ставится вопрос от существительного:

- что делает предмет? – это глагол действие;

- что происходит с предметом? – глагол – состояние.

Вопросы варьируются по временам, по лицам, по наклонениям (при углубленном изучении), т.е. вопрос раскрывает не только лексическое значение, но и грамматическое значение (род, число, время, лицо, способность иметь неопределенную форму).

-2-

(таблица для учителя)

 

Форма, ее функции и признаки Перспектива изучения
1. Информатив. Нач. форма. Неизменчивость. 2. Время: настоящее, прошедшее, будущее. Выражение отношения момента речи и момента действия. 1. Будущее сложное. Сказуемое. 2. Построение текста, видоизмененных отношений в тексте.
Также лицо, род, вид и др. категории.

Такая таблица организует:

- формирование понятий;

- усвоение значений и функций глагольных форм;

- упражнения в их образовании и употреблении в речи;

- пропедевтические цели.

Дедуктивный путь Индуктивный путь
Язык ------- слова ----- части речи -----изучение части речи -------глагол -----признаки и свойства глагола, его значения и формы. Это «восхождение от абстрактного к конкретному» (В.В.Давыдов) Текст ------ подлежащее и сказуемое ------ задают вопросы ------объясняют лексическое значение и грамматическое.

Начинается изучение с прошедшего времени (оно легче настоящего):

а) в прошедшем времени нет форм лица (мн.ч.), но есть форма рода (значение лица);

б) настоящее время имеют не все глаголы (только глаголы несовершенного вида);

в) правописание прошедшего вида не содержит трудностей.

Внешним признаком прошедшего времени служит суф. –л-. Школьники без затруднений образуют форму множественного числа и родовые формы в единственном числе.

На этапе обобщения может быть составлена таблица глагольных форм прошедшего времени и модель окончания глаголов по родам и числам в прошедшем времени.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучение склонения имен прилагательных | Неопределенная форма глагола. Инфинитив
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.