КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция. Разные темы курсы морфологии
III. Прямая и косвенная речь II. Сложные предложения I. Однородные члены ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, При изучении данной темы возможны три варианта подхода: 1. Логический – перечисление предметов, признаков, действий…. 2. Структурно – синтаксический – разбор членов предложения, отвечающих на один и тот же вопрос и относящихся к одному и тому же слову. 3. Интонационный – наблюдение над интонацией перечисления (могут все подходы объединяться). Роль союзов вытекает из названных трех подходов. Например, союз указывает на конец перечисления, союзы а и но вносят разделительное и противительное значение. Смысловые связи и пунктуацию школьники усваивают самостоятельно. При первом знакомстве с сочинительными и подчинительными отношениями между простыми предложениями в составе сложного и оказывают помощь союзы и, а, но, а в сложноподчиненных, кроме союзных слов (и союзов) – вопросы, омонимичные союзам. Учащиеся разбирают структуру предложения, выясняют значения предложений и семантические отношения между простыми предложениями. К концу IV класса учащиеся в своих сочинениях и изложениях употребляют до 18% сложных предложений, которые покрывают до 30% текста. Основой понимания прямой речи служит диалог: необходимо поупражняться в устном ситуативном диалоге, затем найти диалоги в литературно – художественных произведениях, организовать чтение по ролям, проанализировать интонации, обратить внимание на особенности синтаксического построения реплик и их оформление (знаки препинания, интонация). Умение записывать речи персонажей необходимо для сочинений повествовательного характера, где бывает необходима речь действующих лиц. В том же контексте школьников знакомят с обращением и со знаками препинания (обращение в начале, в середине, в конце прямой речи). Пунктуационное оформление прямой речи дается по образцам в двух вариантах: модель и текст. Обычно два случая: слова автора до прямой речи А: «П»? - и слова автора после прямой речи «П»! - а. (разрыв прямой речи словами автора обычно не дается) или А: «П» (УМК Бунеевых) «П», - а !!! Самое трудное для детей – разграничение прямой и косвенной речи (имеет форму сложноподчиненного предложения). Трудность не только в построении, но и в употреблении местоимений (в косвенной – местоимения 3-го лица). Поэтому важно учить детей пересказывать текст с изменением лица, адресата, в диалоговой форме или повествовательного монолога.
План. 1.Знакомство с местоимением. 2. Знакомство с именами числительными. 3. Знакомство с наречиями. 4. Служебные части речи. Литература. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.,Академия,2000. -1- Рассмотрим те части речи, которые изучаются в ознакомленном плане. Под названием местоимений объединены и похожи между собой разряды слов, объединенные отсутствием собственного значения: они употребляются вместо имен. По степени знакомства с ними эти разряды могут быть разделены на 3 группы: 1 группа – изучается более или менее подробно – личные; 2 группа – встречаются в практическом использовании – вопросительно – относительные, возвратные, притяжательные, указательные. 3 группа – не вводятся в систему изучения – неопределенные и др. Личные местоимения встречаются в лексико –семантическом плане, а также функциональном, т.е. как знаменатели существительных, что служит средством устранения повторов. Другая его функция – служить опорой при образовании личных форм глаголов. В начальных классах изучается склонение личных местоимений, трудное тем, что используются супплетивные формы падежей (я, меня, мне….). вторая трудность – это звук и буква Н в косвенных падежах перед гласными и после предлогов (кого? Его? Но у него). Следует обратить внимание на роль личных местоимений в передаче знаний лица в прошедшем времени глаголов, т.к. в других временах эти значения передаются с помощью окончания, а в прошедшем времени аналитически, поэтому роль местоимений возрастает (ты писал, они писал – и). Ко второй группе относятся в первую очередь вопросительно - относительные местоимения в их относительной функции: - вопросы, выполняющие связи между словами в предложении (у кого? с кем?); - падежные вопросы кто? Что? И их косвенные падежные формы при склонении имен существительных и личных местоимений; - вопрос какой? –ая? – ое? и прочее в склонении имен прилагательных. В относительном значении эти же местоимения употребляются в роли союзных слов (Саша не расслышал, что сказал Толя). Указательные местоимения употребляются в приеме определения рода имен существительных (тот, та, то) на основе языковой интонации. В такой же роли употребляются и притяжательные местоимения: конь – мой, дверь – моя. Возвратное местоимение себя используется при изучении постфикса – ся (-сь) при анализе возрастных глаголов (и страдательного залога). Учащиеся знакомятся с понятиями: местоимение, личное местоимение, вопросительные, возвратные и пр.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |