КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Языковой синтез
Языковой анализ и языковой синтез. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ Обратимся к наиболее употребимым приемам, которые соответствуют указанным методам обучения. Виды и приемы языкового анализа: а) звуко – буквенный (фонетико – графический) анализ слов, словосочетаний (ведущий в 1-м классе); б) слоговой и акцентологический (выделение ударных и безударных слогов, при переносе слов); в) семантический анализ (прямое и переносное значение, многозначность, выяснение коннотаций); г) словообразовательный, морфемный и этимологический анализ (корень слов); д) морфологический анализ – определение части речи, их форм, типов склонения и т.д. (падежные окончания, приставки и предложения и пр.); е) синтаксический анализ – выделение предложения из текста, связь слов и предложений (правописание окончаний, личных и падежных и пр.). !!1 Орфографический и пунктуационный разбор. Приемы: а) синтез на уровне звуков и букв (составление слогов и слов из фонематических и графических единиц, звукослияние в слоге и слове); б) словообразование (синтез слов по образцу: приставка, корень, окончание); в) синтез на уровне формообразование – склоняемые и спрягаемые, запись полученных форм; г) синтез синтаксических конструкций (передача мысли говорящего, пишущего, составление словосочетаний и предложений); д) построение компонентов текста (образец, ССЦ…) !!! Синтез в области орфографии – проверка текста. Анализ и синтез переплетаются, сливаются (Например, при написании сочинения, сначала – синтез мысли, языковой синтез на уровне внутренней речи, затем мысленный анализ – выделение орфограмм, затем основа синтеза – в уме и графический, т.е. запись). Самоконтроль, самопроверка – смысловой синтез (мысленный) и одновременный анализ с установкой на орфографию. Запоминание – это психологическая основа имитационного метода. Произвольное непроизвольное (осознанное) !!! В начальных классах ориентируются на осознанное. Приемы: а) установка на зрительное запоминание параллельно с воображаемым «проговариванием» про себя; б) установка на правильное безошибочное письмо, на создание в памяти остаются два образа слова, поэтому имитационный метод отвергает какографию); в) использование словарей, плакатов с перечнем «трудовых» слов; г) зрительные диктанты, письмо по памяти и самодиктовка, списывание; д) использование наглядных пособий, таблиц, схем, словообразовательных моделей; е) запоминание морфемного состава слов, словообразовательных гнезд, пословиц, поговорок и т.д. Решение грамматико – орфографических задач Значение этого метода вырастает от 1 к 4 классу. Он больше других способствует развитию мыслительных операций как один из поисковых, проблемных методов: требует умения увидеть проблему, понять ее, поставить цель, составить план решения – алгоритм, выполнить все шаги решения, сделать выводы, произвести самопроверку. Решение Грамматико – орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, опирается на знание языковой теории (грамматики, словообразования и т.д.). Учебная задача – это цель познавательной деятельности. содержит вопрос (задание), данные, на которые можно опираться в ее решении, условия выполнения, предполагает порядок выполнения (алгоритм) и ответ.!!! Способ проверки – новая учебная задача. Итак: вопрос – данные условия – порядок решения – ответ – проверка. Например, текст дан, ребенку следует найти и объект задачи (орфограмму, пунтограмму), определить ее тип, поставить цель, и выделить данные для решения, далее разобраться в условии, составить план решения, выполнить действие, получить ответ, проверить его. На уроке русского языка ученик должен решить 20 – 30 задач. Рассмотрим составные элементы и «шаги» ее решения. Ситуация – диктант; ученик на основе своей орфографической зоркости задержал внимание на слове «часы». Вот ступени ее решения: 1. Вопрос, т.е. осознание цели того, что должно быть получено (какую букву следует писать после буквы Ч? То есть, определить фонему по ее сильной позиции в родственных словах. 2. Условия: отсутствие ударения, то есть слабая позиция для гласного. Важно определить место безударной гласной: в корне слова. 3. Порядок выполнения: выделение безударных гласных, определение его места в морфеме, подбор проверочных слов, сравнение корня. 4. Вывод или ответ: проверочное слово «час», ЧА – пишем А, значит в слове «часы» пиши А. Решая грамматико – орфографическую задачу, школьник должен: а) увидеть орфограмму и осознать ее как задачу; б) определить ее тип; в) определить способ проверки; г) определить шаги решения и их последовательность; д) решить задачу; е) сделать выводы о правильном написании (проверка); ж) написать без ошибки и не потерять содержание текста, который он записывает. Следовательно, все эти действия очень сложны для 7-9 летнего ребенка. Поэтому в помощь учащимся создаются памятки, указания в виде плакатов, таблиц, схем.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |