КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Правила правописания
Лекция Требования к комментируемому письму Механизм комментирования 1. Чтение текста или его запись. 2. Последовательное указание орфограмм в словах и между ними. 3. К каждой орфограмме – комментарий: тип орфограмм, ее правильное написание. 4. В конце предложения комментирование пунктуации. Пр. «По узкой тропинке шагает отряд». 1. Не пропустить ни одной орфограммы и пункт-ы 2. Комментировать кратко и точно, правильно. Комментировать в темпе письма.
Тема: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАД ОРФОГРАММАМИ. Цель: Раскрыть значение работы над орфографическими правилами, мотивационные особенности данное работы и ступени формирования орфографических умений. План: 1. Типы правил правописания. 2. Мотивация орфографической работы. 3. Ступени формирования умений по орфографии.
Литература: 1. Алгазина Н.Н.Формирование орфографических навыков.- М.,2007. 2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.,Академия,2000.
Практическая работа учащихся над орфограммами опирается на правила. Она эффективна лишь в том случае, когда правило применяется быстро и точно: малейшая неточность, всякое промедление приводят к ошибкам. Орфографические правила могут успешно применяться лишь на основе определенного уровня владения фонетикой, грамматикой, словарем, т.к. орфографический навык - составная часть языковых умений, речевой деятельности. !!! В учебниках орф-ий материал переплетается, срастается с грамматическим (грамматико-орфографический). В начальных классах используются следующие типы орфографических правил: 1 .Правило-указание (требование) или запрещение: оно не ведет к рассуждению, сложному действию (ЖИ, ШИ…) ЧК и ЧН. 2.Правило-указание для выбора на основе смысла написания из 2-х или нескольких вопросов (правописание заглавной буквы). Действие ученика по такому правилу может быть представлено в виде алгоритма: 1-й шаг - прочитать предложение (о ком? о чем?). 2-й шаг - назвать собственное имя (нариц.) 3-й шаг - выбрать нужную букву - прописную или строчную. 3.Правило-указание для наблюдений над языком (н-р, корень пишется одинаково во всех родственных словах) воды-вода-правописание корня в родственных словах. Алгоритм: 1.Подобрать несколько родственных слов. 2..Выделить корень. 3.Сравнить. 4.Найти орфограмму (если есть). 5.Проверить орфограмму по сильной позиций фонемы. 6.Сделать вывод о написании.
4. Грамматические правила, приводящие ученика к правильному написанию. Они не дают орфографических указаний, но подводят ученика к выводу. Н-р, правила склонения имен существительных (прав.окончаний сущ-х). Алгоритм: 1-й шаг: определить тип склонения проверочного существительного. 2-й шаг: определить падеж, число 3-й шаг: выделить окончание 4-й шаг: определить, есть ли в нем орфограмма или безударный гласный звук 5-й шаг: проверить окончание по таблице их склонений. Написать, проговорить, включить в предложение. Известен другой вариант проверки - без таблицы склонения: после 4-го шага подобрать другое имя существительное того же склонения, в том же падеже и числе, где гласная в окончании стоит в сильной позиции, и написать безударные окончания так, как в ударном.
5. Правило-предписание к процедуре проверки. В сущности, в этом случае правило принимает форму алгоритма. Пр., проверка безударных личных окончаний глаголов I и II спр.в настоящем и будущем времени. Алгоритм: 1.Образовать форму настоящего времени (ты чита * шь, ты стро * шь) 2.Убедиться, что окончание безударное (иначе не нужно проверять) 3.Если безударное, надо узнать какого он спряжения: 1-го или 2-го (для этого нужно убедиться, не входят ли проверочные глаголы в число 7 исключений на: -еть в инфинитиве (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть) = 2 спр. -ать (4 искл.,2 спр.) (гнать, держать, слышать, дышать). Если проверяемые глаголы - исключения, то проверка окончена: эти глаголы имеют в окончании И и Я (2 спр.). Но если проверочные глаголы не исключения, то продолжается выяснение: к 1-му или 2-му спряжению они относятся. В современных учебниках дан способ проверки по инфинитиву (см.учебник русский язык). Если будет устно определено, к какому спряжению относится проверочный глагол, то по таблице личных окончании выбирается нужное окончание (ешь, ет, ете, ут (ют) или ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ (ЯТ)). Естественно, что правило с усложненным алгоритмом усваивается труднее, с простым - легче. Многие правила и их алгоритмы могут быть выведены самими учащимися. К выводу («изобретению») правил школьников подводит языковой анализ написанного или произнесенного текста, сравнения и сопоставления. В 1-м и 2-м классах основными орфограммами являются правописание безударных гласных в корне и парные звонкие и глухие согласные. 1 кл. проверка – на фонемной основе, без выделения корня; 2 кл. - единообразное написание корня в родственных словах. На 3 и 4 год обучения многое усложняется: школа вынуждена знакомить детей с простейшими случаями исторических чередований (день - дня, ухо - уши), вводится проверка слов с 2-мя безударными гласными, проверка слабых позиций фонем в формах склонения и спряжения, построение алгоритмов к этим усложненным случаям. Вывод правила и построение алгоритма обычно проходят 3 ступени: а) осознание цели проверки: что проверяется и почему, зачем; (т.е. увидеть орфограмму). б) грамматическое (фонематическое, семантическое) ориентирование, моделирование проверки; (определить тип и правило); в) операционная ступень: решение грамматико-орфографической задачи алгоритму. !!! Работа с орфографическими правилами способствует умственному развитию учащихся: она требует постоянного анализа и синтеза, сопоставления, противопоставления, обобщения и конкретизации, рассуждения и доказательств. Школьники овладевают упорядоченными, правилосообразительными действиями, постепенно переходят к сокращенным, «свернутым» умственным действиям.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |