Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Ступени формирования умений по орфографии

Умение - это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности: оно формируется на основе теории, правила, инструкции, а также на основе подражания по принципу «делай, как я». Закрепленное автоматизированное умение принято называть навыком, что особенно важно для правописания.

Процесс формирования орфографических умений и навыков проходит следующие этапы:

1.Мотивационный этап- потребность письменного изложения мысли.

2.Жизненная (учебная) ситуация порождает потребность проверять написание слов, сочетаний, конкретнее - проверять орфограммы. Осознавая мотивы предстоящего действия, школьник ставит цель, осознаёт задачу (мотивационный этап).

3.Ориентировочный этап: поиск способа решения задачи: грамматическое обоснование, опора на правило (а). осознание алгоритма.

4.Операционный, исполнительский этап. Составление алгоритма для данного случая (плана, последовательности действий), проверка орфограммы по ступеням алгоритма («по шагам»),

5.Тот же операционный, исполнительный этап. Повторное, многократное выполнения действия по правилу (по алгоритму) в измененных условиях, с постепенным нарастанием трудности, с постепенным «свертыванием» алгоритма, его сокращением, с ускорением действия.

6.Появление элементов автоматизма, дальнейшее «свертывание» алгоритма, усиление автоматизма в результате тренинга, упражнения.

7.Контрольно-оценочный, самооценочный этап. Достижение более или менее полного автоматизма; самоконтроль, самопроверка, укрепление безошибочного письма. Постепенный отказ от употребления правил с операционными целями: они применяются с целью самоконтроля.

8.Свободное автоматизированное письмо в различных ситуациях жизни. Все внимание сосредотачивается на содержание того, что пишется. Правила выполняют как бы резервную функцию с приходом в нужный момент к функции контроля и корректировки.

Так моделируется процесс формирования орфографических умений и его постепенное перерастание в автоматизированное действие, в навык:

мотив, цель

 
 


грамматико - орфографическое ориентирование, определение типа орфограммы

 

построение алгоритма

 
 


действие по алгоритму

 
 


повторные действия при «свертывании» алгоритма

 

появление признаков автоматизма

 
 


максимальное «свертывание» алгоритма

 

самопроверка и самооценка

 

автоматизм правильного письма

Элементы автоматизма появляются уже в начальных классах, и не только на основе правил, но по неосознанной интуиции, формируемой общей культурно-речевой средой, которая влияет на ребенка. Однако строить обучение с надеждой на интуицию весьма рискованно: она формируется по некоторым данным, лишь у отдельных детей. При переоценке языковой интуиции мы рискуем получить письмо по догадке, а она редко превышает 50% вероятности ошибки. К сожалению, пока нет методов диагностики, [ещё не научились заранее выявлять потенциальных грамотеев, не нуждающихся в правилах.].

Человек, прочно овладевший навыком правописания, может забыть правила, они ему больше не нужны. Ведь письмо-вид речевой деятельности, цель письма контроль сознания не исключается.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II. Мотивация орфографической деятельности | Диагностика и прогнозирование ошибок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.