Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика и прогнозирование ошибок

Ошибки

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лекция.

Тема: Изучение орфографических ошибок учащихся

Цель: раскрыть систему работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок, познакомить с классификацией ошибок.

План

1. Классификация орфографических ошибок.

2. Диагностика и прогнозирование ошибок.

3. Исправление и предупреждение ошибок.

 

Наилучшее обучение правописанию в его идеальном варианте должно обходиться без ошибок. Нередко можно услышать призывы строить обучение письму так, чтобы изначально исключить ошибочные написания. Например, предлагают до тех пор не переходить к самостоятельному письму или диктантам, пока дети не овладеют 100% правильным письмом, хотя бы в варианте списывания.

Но такое требование, при всей его заманчивости, вряд ли реально в обычной школе. По наблюдениям, лишь немногие дети (не больше 10%) усваивают грамотное письмо легко, на основе развитого языкового чутья.

Ошибки учащихся классифицируются по нескольким основаниям:

По разделу орфографической системы   По причинам допускаемой ошибки
1. Ошибки в обозначении фонем буквами (!!!). 2. Ошибки в слитно – раздельных написаниях. 3. Ошибки в переносе слов со строки на строку. 4. Ошибки в употреблении заглавных и строчных букв. 5. Пунктуационные ошибки. !!! Самая многочисленная группа – 1. В нее входят все случаи проверки слабых позиций фонем в корне, приставке, суффиксе, окончании, все случаи традиционных (непроверяемых) написаний слов. 1. Ошибки, объясняемые непониманием или неточным пониманием значения слов, их сочетаний или текста. 2. Ошибки, обусловленные неумением выделять морфемы в слове, найти границы морфем. 3. Ошибки, зависящие от неправильного определения грамматических категорий и форм (например, падежное окончание). 4.Ошибки, обусловленные результатом плохого ориентирования в структуре предложения (пункт-ые). 5. Использование диалектных (куфайка) и просторечных (плотят) слов. 6.Ошибки, порожденные орфоэпическим произношением (што, ищо). 7.Ошибки, вызванные слабой орфографической зоркостью. 8. Ошибки памяти (непроверяемые слова). 9.Ошибки от неточного владения правилами, нарушения алгоритма (вид глагола неправильно опред-т, неправ.пишут окончание). 10. Ошибки из-за невнимания, случайные замены, описки.
Частотные (характерные для многих учащихся) Индивидуальные
Грубые Негрубые (на неизученные правила, в словах усложненного состава, трудна этимология, н-р, очарование - чары).

!!! Классификация ошибок служит основной для их исправления и предупреждения, для диагностики, выбора тематики повторения.

Для учета ошибок учитель делает таблицу в форме листа, на котором по вертикали записаны имена детей, а по горизонтали – типы ошибок; нередко учителя ведут тетради, где каждый учащийся имеет свою страницу, на ней отмечаются индивидуальные ошибки и проблемы в знаниях. Сами учащиеся имеют «копилку» ошибок в виде конверта с карточками, а также ведут словарики трудных слов.

Школа

Класс 2

Диктант № 2

(Итоговый диктант за 1 полугодие)

Ф.И.О.уч-ся Типы ошибок
  Безуд.гласная, провер.ударен. Парные согл. Перенос слов Безуд.гласная, не провер.ударен Правопис. предлогов
Андреев Олег + ++ - + + -
Николаев Сергей _ + _ _ _
         
Всего ошибок          

Учитель должен постоянно знать, на каком уровне познания находятся его дети, а для этого организует проверку и учет знаний (обратную связь). Кроме того, развивает у учащихся навыки самоконтроля.

Диагностика – это исследование причин как отдельной, индивидуальной ошибки, так и определенного типа ошибок, допускаемых многими учащимися.

В процессе анализа ошибок и их причин учитель опирается на признанные типологии и использует свои, новые категории. В результате анализа строится методика исправления и предупреждения ошибок, прогнозирует дальнейшее обучение, делаются определенные акценты в обучении, выделяются приоритетные темы курса, методы и приемы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III. Ступени формирования умений по орфографии | Виды способов исправления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.