Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход как основа теории управления




МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Дополнительная

Основная

1, с.13, 15–20; 2, с.57–67, 69–90; 3, с.18–40; 4, с.31, 138; 5, с.26; 6, с.17; 7, с.11, 171–199, 201;

8, с.7; 9, с.8–28, 82–86; 10, с.331–375; 11, с.10–12; 13, с.27, 48–52; 20, с.18, 36; 21, с.6, 9, 48;

22, с.24–34, 137–140.

 

6; 7; 9, с.5, 10–12; 10, с.23, 28–34; 15; 16; 21, с.6–29; 23, с.20–21; 24; 31; 32; 33; 42; 43; 44;

52; 53; 59; 60.

 

Применение теории систем в менеджменте явилось важнейшим вкладом школы науки

управления. При системном подходе изучаемый объект рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных элементов. Системный подход можно применять по отношению и к организации, и к управлению организацией.

Организация зачастую представляется в виде двухмерной организационной схемы. Эти схемы значительно помогают в рассмотрении сложных взаимоотношений между отдельными отделами, подразделениями, людьми, в коллективе организации. Но более точное отображение содержания организации возможно с помощью подвижной структуры, элементы которой находятся в постоянном движении, взаимодействии, в связях друг с другом. При воздействии на подвижную структуру извне либо изменении какого-либо внутреннего элемента, возможно, не сразу, но через какое-то время элементы, на которое произошло воздействие, окажут влияние и изменят другие элементы в структуре.

То же самое происходит и с организацией. При изменении органом управления состояния одного из элементов организации — вводит новые ресурсы, изменяет технологию производства, организует разработку нового продукта, стимулирует повышение квалификации персонала — другие элементы организации тоже испытывают влияние этого фактора. Эти влияния непосредственно оказывают воздействие на эффективность всей организации в будущем.

Системный подход рассматривает объект как единое целое, выполняющее конкретную функцию. Здесь существенно то, что элементы должны быть взаимозависимыми и (или) взаимодействующими. Самые разные части могут быть объединены в «целое», но это «целое» еще не система, пока перед ней не поставлены цели и элементы не вступили во взаимодействие в процессе достижения цели.

Менеджер должен видеть перспективу, будущее организации в целом и взаимоотношения организации с внешним миром. Руководители должны видеть и понимать, каким образом их собственная работа и работа их подчиненных влияет на цели, поставленные перед организацией, и на процесс достижения этих целей, а принимаемые ими решения воздействуют на организацию в целом, какое они влекут опосредованное влияние и как это отражается на состоянии организации, ее развитии, реализации ее стратегии.

 

 

3.2. СИСТЕМЫ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, СВОЙСТВА, СТРУКТУРА

Система — это совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, образующая единое целое для выполнения определенных функций.

Планеты, автобусы, люди, теории — все это примеры систем. Они состоят из большого количества элементов, и каждый из них взаимодействует с другим для создания целого, имеющего собственные свойства. Эти части взаимозависимы. Если хотя бы один из них будет давать сбой, то и вся система будет функционировать неправильно.

К.Болдуинг одним из первых дал определение системы. «Система — это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям: поведение каждого элемента влияет на поведение целого; поведение элементов и их взаимодействие на целое взаимозависимы; если существуют подгруппы элементов, то каждая из них влияет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо».

М.Х.Мескон определил систему как некоторую целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого.

В основе любой системы лежат четыре положения:

• определенный порядок размещения информации, энергии и материалов — конструкция системы;

• цель, для достижения которой создана система;

• размещение элементов на выходе согласно установленному порядку;

• совокупность предпочтений, обеспечивающая эффективное соотношение частей

системы.

Любую систему можно представить в виде совокупности следующих частей: «вход» — «процесс», «выход» (рис.3.1).

 

 
 
Процесс    


Вход ПроцессПП Выход

       
 
   
 

 

 


Рис.3.1. Модель системы

Входом являются различные внешние факторы, возмущения, объекты, соприкасающиеся с системой, оказывающие на нее определенное влияние. Часть объектов внешней среды входит в систему и преобразуется надлежащим образом с целью получения желаемого результата на выходе. Процесс — это действия, осуществляемые над объектами, поступившими на входе для преобразования их в надлежащие выходные части системы. Процесс переводит систему в новое состояние. Выход — это продукт деятельности системы, результат ее функционирования, представленный в материальных предметах, новых сведениях, дополнительной энергии и т.д.

Выход любой подсистемы можно представить в виде входа другой системы. Так сталь — выход металлургического завода — является входом машиностроительного завода, а выпускник вуза является выходом вуза и входом рынка труда. Каждая система состоит из более мелких подсистем, которые, в свою очередь, тоже являются системами. Например, организация (система) состоит из подразделений (подсистем), которые, в свою очередь, тоже системы.

Существует огромное разнообразие систем и их классификаций.

В 70-е годы появилась идея открытой системы. Открытая система — это система, которая взаимодействует с внешней средой. Энергия, информация, люди, капитал, материалы — это продукты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система зависит от объектов, поступаемых извне. Если этот поток поступаемых и выделяемых объектов прекратится, открытая система не будет больше существовать. Следовательно, любая открытая система вынуждена быть гибкой и адаптироваться к окружающей среде, соответствовать ее потребностям. Примеров открытых систем множество — дерево, народное хозяйство, семья, организация. В противовес открытым системам существуют закрытые системы. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. В качестве закрытых систем можно привести пример общины с натуральным хозяйством. Наиболее типичная закрытая система — это вакуум. Как только границы вакуума раскрываются, он исчезает.

Ст.Бир предложил классификацию, в основе которой степень сложности системы (простые, сложные и очень сложные) и характер поведения (детерминированные и вероятностные).

 

Таблица 3.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.