Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и специфика философии




Философия возникает в период формирования классового общества, она приходит на смену мифологическому сознанию, присущему первобытному обществу. Мифология явилась исторически первой формой осознания человеком окружающего мира, специфической формой мировоззрения. Она объясняла мир посредством перенесения на мироздание свойств и качеств самого человека. Первобытный человек осваивает силы природы путем олицетворения, антропоморфизации, то есть по своему образу и подобию, через призму своих непосредственных нужд. Иначе он не мог его понять, так как для другого способа осмысления мира у него просто не хватало знаний.

Мифы заключали в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхож- дении, устройстве окружающего мира, о наиболее важных для человека явле- ний природы, о мировой гармонии. Миф выступает как синкретическая, то есть нерасчлененная форма сознания, он объединяет в себе зачатки научных знаний, религиозных верований, элементы философии, морали и искусства. Мифологическое сознание закрепляло принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживало, поощряло определенные формы поведения.

Исследователи первобытного сознания отмечают, что в мифологии нет четких границ между объективным и субъективным, между предметом и его

образом, человеком и природой. В мифе отсутствует различие между реальным и иллюзорным, любая фантазия воспринимается как нечто реальное. На ранних стадиях в мифологическом сознании отсутствует различие между естественным и сверхъестественным, в этом заключается принципиальное отличие мифа от религии. Но по мере того, как в мифе усиливается и принимает самостоятельный статус представление о сверхъестественном, мифологическое сознание постепенно перерастает в религиозное.

Религия - это исторически второй тип мировоззрения. Основным и определяющим признаком религии является вера в сверхъестественное. Согласно религиозным представлениям мир делится на естественный, то есть подчиняющийся действию объективных законов природы, и на сверхъестест-венный, то есть выпадающий из причинно-следственной связи, не подчиняю- щийся действию объективных законов природы. Соответственно, основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мировоззрении и в жизни людей. Верующий не только верит, но искренне и глубоко переживает свое отношение к сверхъестественному, он убежден в существовании особых отношений между человеком и Богом, который способен активно влиять на его жизнь. В этой связи в религии разработана система ритуалов и действий, с помощью которых осуществляется контакт со сверхъестественными силами. В совокупности они составляют религиозный культ.

В первобытном обществе использовались каменные орудия труда, низкий уровень материального производства приводил к уравнительному распределению, поэтому в обществе не было деления на богатых и бедных. С появлением железа и бронзы производительность труда резко возрастает, усложняется социальная жизнь, с возникновением частной собственности появляются классы и государство, регулирующее отношения между классами. Происходит отделение ремесла от земледелия, умственного труда от физического, развивается торговля, появляется потребность в научном мировоззрении. На смену мифологии приходит философия.

Философия зарождается вместе с первыми попытками теоретического объяснения мира исходя из него самого, не прибегая к помощи потусторонних сил. Развивающаяся человеческая мысль уже не могла мириться с абсолютно бездоказательными утверждениями, что мир создан богами, которых никто не видел. Людям хотелось найти более реальную основу мира, поэтому первые философские учения были материалистическими. В системе становящегося и еще не расчлененного знания философские воззрения на мир оказываются неразрывно связанными с элементами естественнонаучного знания. В этот период все знания развиваются в лоне натурфилософии, которая выступает единой нерасчлененной наукой, наукой обо всем. Философы стремятся дать цельное представление о мире, нарисовать общую его картину. Но для решения этой задачи необходимо было найти такую основу, которая позволила бы объединить знания о различных сторонах мира в единую систему. В качестве такой первоосновы философы пытаются найти универсальное вещество, способное объяснить взаимосвязь и взаимообусловленность всех явлений. Так Фалес из Милета считал, что все происходит из воды и в воду же обращается. Анаксимен началом всех начал брал воздух. Позже утвердилась мысль, что в основе мира лежат четыре основных элемента: вода, воздух, огонь и земля.

Таким образом, исторически философия возникает как учение о матери-альной сущности, субстанции мира. По своему методу философия это рационалистический способ объяснения действительности, она стремится к логической аргументированности и обоснованности своих суждений. В этом отличие философии от мифологии, религии и искусства, которые также рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе. Художественный образ, метафора, сравнение и другое играют в философии вспомогательную роль.

Осознание философией своего предмета, целей и задач связано с именем Аристотеля, который выделяет всеобщее как предмет философии в отличие от частных наук, имеющих дело с отдельными сторонами бытия. Всеобщность выступает в качестве традиционного критерия специфики философского знания. Вторым критерием специфики философии является то, что она, в отличие от всех других наук, дает представление о мире в целом.

Вырабатывая обобщенную систему представлений о мире в целом, философия не может обойти вопроса о месте человека в нем, а значит и об отношении человека к миру, об отношении материального и идеального, объективного и субъективного. Нельзя дать целостного представления о мире без решения проблемы взаимоотношения мышления и бытия, сознания и материи. Возникнув, как общая совокупность научных знаний о мире, философия развивалась, обогащалось ее содержание. Однако во все времена задачей философии является - дать ответ на ряд чрезвычайно общих и глубоких вопросов, которые жизнь ставила, ставит и всегда будет ставить перед человеком: что представляет собой природа и мир в целом? Какова сущность человека и его место в мире? По каким законам развивается человеческое общество? Как человек познает мир? Что такое истина, добро и красота?

Уже простой перечень вопросов, которыми занимается философия, свидетельствует о многогранности и сложности задач, стоящих перед философской мыслью. Это многообразие вопросов обусловливает некоторую дифференциацию и специализацию внутри самой философии. Философия оперирует такими понятиями как объект, субъект и отношение между ними. Под объектом понимается все то, на что человек воздействует. Субъект – это сам действующий и познающий человек. Отношение между субъектом и объектом – это определенная характеристика их взаимодействия. В целом философия представляет собой систему относительно самостоятельных философских дисциплин, тесно связанных между собой и обладающих внутренним единством. Под объектом в философии понимается мир в целом, который изучает онтология. Субъектом является человек и общество в целом, поскольку человек является общественным существом (Социальная философия). Человеческое отношение к миру философия рассматривает в трех основных аспектах: как познание, поведение и переживание. Человек не только познает мир (Гносеология), он также действует в нем, изменяет его. Помимо овладения навыками той или иной специальной деятельности, люди нуждаются в ясном представлении о нормах человеческого поведения в целом. А поведение людей определяется законами развития общества. Общая теория поведения людей также относится к ведению философии, изучением которого занимается этика.

Действуя в окружающем мире, познавая его, человек, кроме того, переживает впечатления, полученные от действительности. Человек должен уметь чувствовать прекрасное в жизни и ненавидеть зло. Но умение чувствовать то же надо воспитывать, как умение познавать и действовать. Общая теория оценки действительности с позиций прекрасного и безобразного, переживания мира человеком – тоже философская теория - эстетика

Таким образом, в число философских дисциплин входят: ОНТОЛОГИЯ - учение о мире в целом, его сущности, о всеобщих свойствах, отношениях и законах бытия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.