Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программист




Эксперт

Пользователь

А. К пользователю практически профессиональных требований не предъяв­ляют, поскольку его не выбирают. Он является в некотором роде заказчи­ком системы. Желательные качества:

а) дружелюбие;

б) умение объяснить, что же он хочет от системы;

в) отсутствие психологического барьера к применению вычислительной техники;

г) интерес к новому.

От пользователя зависит, будет ли применяться разработанная ЭС. Замечено, что наиболее ярко качества в) и г) проявляются в молодом возрасте, поэто­му иногда такие пользователи охотнее используют ЭС, не испытывая при этом комплекса неполноценности оттого, что ЭВМ им что-то подсказывает.

Б. Необходимо, чтобы пользователь имел некоторый базовый уровень ква­лификации, который позволит ему правильно истолковать рекомендации ЭС. Кроме того, должна быть полная совместимость в терминологии ин­терфейса к ЭС с той, которая привычна и удобна для пользователя. Обычно требования к квалификации пользователя не очень велики, иначе он переходит в разряд экспертов и совершенно не нуждается в ЭС.

А. Эксперт — чрезвычайно важная фигура в группе КР. В конечном счете, его подготовка определяет уровень компетенции базы знаний. Желательные качества:

а) доброжелательность;

б) готовность поделиться своим опытом;

в) умение объяснить (педагогические навыки);

г) заинтересованность (моральная, а лучше еще и материальная) в успешности разработки.

Возраст эксперта обычно зрелый, что необходимо учитывать всем членам группы. Часто встает вопрос о количестве экспертов. Поскольку проблема совмещения подчас противоречивых знаний остается открытой, обычно с каждым из экспертов работают индивидуально, иногда создавая альтернативные базы.

Другие определения эксперта из "околонаучного" фольклора: "Человек, ко­торый перестал думать на том основании, что он знает", "Такой же специа­лист как у нас есть, но из другого города", "Человек, который знает, что бу­дет завтра, а послезавтра может объяснить, почему этого не случилось".

Б. Помимо, безусловно, высокого профессионализма в выбранной предмет­ной области, желательно знакомство эксперта с популярной литературой по искусственному интеллекту и экспертным системам для того, чтобы эффек­тивнее прошел этап извлечения знаний.

А. Известно, что программисты обладают самой низкой потребностью в общении среди представителей разных профессий. Однако при разработке ЭС необходим тесный контакт членов группы, поэтому желательны сле­дующие его качества:

а) общительность;

б) способность отказаться от традиционных навыков и освоить новые методы;

в) интерес к разработке.

Б. Поскольку современные ЭС — сложнейшие и дорогостоящие программ­ные комплексы, программисты в КР должны иметь опыт и навыки разра­ботки программ. Обязательно знакомство с основными структурами пред­ставления знаний и механизмами вывода, состоянием отечественного и ми­рового рынка программных продуктов для разработки ЭС и диалоговых интерфейсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.