Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программная реализация. Структурирование или концептуализация знаний




Определение 1.13

Формализация знаний

Определение 1.12

Структурирование или концептуализация знаний

Определение 1.11

Извлечение знаний

Определение 1.10

Идентификация проблемы — знакомство и обучение членов коллектива раз­работчиков, а также создание неформальной спецификации задачи.

Средняя продолжительность 1—2 недели.

На этой стадии происходит перенос компетентности от эксперта к инженеру по знаниям с использованием различных методов (см. гл. 2):

Ø анализ текстов;

Ø диалоги;

Ø экспертные игры;

Ø лекции;

Ø дискуссии;

Ø интервью;

Ø наблюдение и др.

Извлечение знаний — получение инженером по знаниям наиболее полного из возможных представлений о предметной области и способах принятия решения в ней.

Средняя продолжительность 1—3 месяца.

Через выявление структуры полученных знаний о предметной области определяются:

Ø терминология;

Ø список основных понятий и их атрибутов;

Ø отношения между понятиями;

Ø структура входной и выходной информации;

Ø стратегия принятия решений;

Ø ограничения стратегий и т. д.

Структурирование (или концептуализация) знаний — разработка неформального наглядного описания знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста, которое отражает основные концепции и взаимосвязи между понятиями предметной области.

Такое описание называется полем знаний.

Средняя продолжительность этапа 2—4 недели. Подробно стадия структурирования описана в разд. 2.6.

Строится формализованное представление концепций предметной области на основе выбранного языка представления знаний (ЯПЗ). Традиционно на этом этапе используются:

Ø логические методы (исчисления предикатов 1-го порядка и др.);

Ø продукционные модели (с прямым и обратным выводом);

Ø семантические сети;

Ø фреймы;

Ø объектно-ориентированные языки, основанные на иерархии классов, объектов.

Формализация знаний — разработка базы знаний на языке представления знаний, который, с одной стороны, соответствует структуре поля знаний, а с другой — позволяет реализовать прототип системы на следующей стадии про­граммной реализации.

Все чаще на этой стадии используется симбиоз языков представления зна­ний, например, в системе ОМЕГА [Справочник по ИИ, 1990] — фрей­мы + семантические сети + полный набор возможностей языка исчисления предикатов. Средняя продолжительность 1—2 месяца. Подробнее — далее в книге.

 

 

Создается прототип экспертной системы, включающий базу знаний и ос­тальные блоки, при помощи одного из следующих способов:

Ø программирование на традиционных языках типа Pascal, C++ и др.;

Ø программирование на специализированных языках, применяемых в зада­чах искусственного интеллекта: LISP [Хювянен, Сеппянен, 1991], FRL [Байдун, Бунин, 1990], SMALLTALK [Справочник по ИИ, 1990] и др.;

Ø использование инструментальных средств разработки ЭС PIES [Хоро­шевский, 1993]; G2 [Попов, Фоминых, Кисель, 1996];

Ø использование "пустых" ЭС или "оболочек" типа ЭКСПЕРТ [Кирсанов, Попов, 1990], ФИАКР [Соловьев, Соловьева, 1989] и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.