Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет процесса реализации. Расходы на продажу




Учет процесса производства. Классификация затрат на производство.

Классификация затрат на производство. Себестоимость продукции.

 

Группировка текущих затрат осуществляется по экономическим элементам и статьям калькуляции.

По элементам затрат группировка необходима для получения информации о количестве затрат в отчетном периоде на изготовление конкретного вида продукции. Затраты, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономической сущностью независимо от отраслевых особенностей по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов.

С помощью данной группировки затрат не представляется возможным осуществлять повседневный контроль за деятельностью предприятия и определять себестоимость отдельных видов продукции при многономенклатурном производстве. Эта задача решается при помощи группировки по калькуляционным статьям затрат.

Типовая номенклатура статей затрат включает следующие статьи:

- сырье и материалы;

- возвратные отходы (вычитаются);

- покупные и комплектующие изделия, полуфабрикаты;

- топливо и энергия на технологические цели;

- заработная плата производственных рабочих;

- расходы на содержание и эксплуатацию производственного оборудования;

- другие.

По способу включения в себестоимость все затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты прямо включаются в себестоимость конкретных объектов калькулирования. Это сырье, материалы, заработная плата производственных рабочих и т.д.

Косвенные затраты относятся ко всему производству в целом или к отдельным его подразделениям. Это амортизационные отчисления, затраты на ремонт, заработная плата административно-управленческого персонала, хозяйственные расходы и др. в течение месяца они собираются на отдельных счетах, а в конце месяца распределяются по видам выпускаемой продукции.

Себестоимость продукции является одним из основных показателей, определяющих эффективность работы предприятия, так как рост или снижение себестоимости влияет на получение прибыли и в целом на финансовое положение предприятия.

В условиях конкуренции на рынке товаров, работ и услуг, когда цены на товары устанавливаются не производителем, а рынком под влиянием спроса и предложения на них, еще более актуальным становится расчет реальной себестоимости продукции. И на первый план выдвигаются задачи снижения себестоимости выпускаемой продукции, что в свою очередь не должно отразиться на ее качестве.

Расчет себестоимости продукции производится в процессе калькуляции. Под калькуляцией себестоимости продукции понимают расчет затрат, связанных с ее производством, по предприятию в целом, по видам изделий и на единицу продукции. Другими словами, калькуляция — это способ группировки и расчета всех затрат, формирующих себестоимость продукции. Чтобы составить калькуляцию затрат на единицу продукции, нужно сумму каждого вида затрат по данному виду продукции разделить на ее количество.

По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:

цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;

производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

 

 

ТЕМА 7: «МОДЕЛИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ»

 

5.1. Учет процесса снабжения. Транспортно-заготовительные расходы.

5.2. Учет процесса производства. Классификация затрат на производство.

5.3. Учет процесса реализации. Расходы на продажу.

 

1. Процесс снабжения представляет собой совокупность операций по обеспечению предприятия предметами труда, необходимых для изготовления продукции.

Приобретая материальные ценности, предприятие уплачивает поставщику их стоимость по оптовым ценам. Оптовые цены – цены, по которым одно предприятие продает продукцию другому предприятию или государству. Оптовые цены и ТЗР составляют фактическую заготовительную себестоимость предметов труда.

Предприятие, заготавливая материальные ценности, несет затраты, связан

ные с транспортировкой приобретенных ценностей, их погрузкой и выгрузкой, размещением на складе предприятия, уплатой таможенных пошлин и т.д. Все эти затраты называются транспортно-заготовительными расходами.

Бухгалтерия предприятия ежемесячно рассчитывает фактическую себестоимость приобретенных ценностей, которая определяется как сумма поступивших материальных ценностей по покупным ценам и произведенных ТЗО-ов, связанных с их приобретением. Т.е. фактическую себестоимость материальных ценностей можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материалов, за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы). Движение же материалов происходит на предприятиях ежедневно, и документы на приход и расход материалов должны оформляться своевременно, по мере совершения операций и находить отражение в учете. Поэтому появляется необходимость использовать в текущем учете твердые, заранее установленные цены, называемые учетными и которые, как правило, отражены в номенклатуре-ценнике.

Номенклатура-ценник – систематизированный перечень наименований материалов, полуфабрикатов, запасных частей, топлива и других материальных ценностей, используемых на данном предприятии, с указанием учетной цены каждого вида материалов.

Итак, ТЗР входят в состав фактической себестоимости материалов. ТЗР рассчитываются не по каждому номенклатурному номеру материалов, а по группам материалов (основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и др.). Ежемесячно бухгалтерия предприятия рассчитывает сумму и процент ТЗР ко всему объему ценностей данной группы по учетным ценам. В основу расчета берутся остатки материалов на начало месяца и их поступление за отчетный месяц. Это необходимо для расчета сумм ТЗР, подлежащих к списанию на израсходованные в отчетном месяце материалов. Далее по найденному %, используя аналитические счета, рассчитывают сумму ТЗР, относящихся к данному виду материальных ценностей, и складывают ее с их учетной стоимостью. Эта сумма и будет фактической себестоимостью калькулируемых материалов.

Пример расчета сумм ТЗР и % по поступившим ценностям.

На предприятие поступили материалы шерстяные по учетным ценам на сумму 80 000 руб. и шелковые – на 20 000 руб. Провоз материалов по ж/д составил 9 000 руб., со станции железной дороги на склад предприятия 3 000 руб.

Необходимо определить фактическую себестоимость поступившей шерсти и шелка?

Решение. Сумма ТЗР = 9 000 + 3 000 = 12 000 руб.

% ТЗР = 12 000 х 100 % = 12 %

80 000 + 20 000

ТЗР, приходящиеся на шерстяную ткань:

(80 000 х 12): 100 = 9 600 руб.

 

ТЗР, приходящиеся на шелковую ткань:

(20 000 х 12): 100 = 2 400 руб.

 

Фактическая себестоимость материалов:

Шерсти: 80 000 + 9 600 = 89 600 руб.

Шелка: 20 000 + 2 400 = 22 400 руб.

 

Синтетический учет материалов ведется на счете 10 «Материалы», который имеет 9 субсчетов. В зависимости от принятой на предприятии системы учета производственные запасы можно учитывать с использованием и без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Уплачиваемые при приобретении материальных ценностей НДС по приобретенным ценностям (18 %) принимаются на учет по счету 19 и делается запись: Дт 19 Кт 60, 71, 76.

 

Схема учета процесса заготовления.

 

1) Дебет 10 Кредит 60 – приобретены и оприходованы га склад материалы по покупным ценам.

2) Дебет 10 Кредит 60 – акцептован счет транспортной организации за доставку материалов на склад предприятия.

3) Дебет 19 Кредит 60 - начислен НДС по приобретенным ценностям.

4) Дебет 60 Кредит 51 – с расчетного счета погашена задолженность поставщику.

Основной оценкой хозяйственных средств является фактическая себестоимость. Для исчисления фактической себестоимости продукции (купленных материальных ценностей) предприятия пользуются калькуляцией. Т.е. калькуляция – это способ исчисления себестоимости. Себестоимость – денежное выражение затрат предприятия на тот или иной объект.

Калькуляционные расчеты оформляются в виде документа, содержащего перечень статей, из которых складывается себестоимость (стоимость израсходованных сырья, материалов, износ основных средств в производстве, заработная плата производственных рабочих, расходы на обслуживание производства и управление). Калькуляция служит основанием для денежной оценки соответствующих объектов бухгалтерского учета. При помощи калькуляции определяется себестоимость самых различных средств: приобретенных предметов труда, изготовленных изделий, реализованной продукции.

Для исчисления себестоимости изготовленной продукции используется калькуляция по статьям затрат. Группировка затрат производства по статьям выглядит так:

- сырье и основные материалы;

- покупные полуфабрикаты;

- топливо на технологические нужды;

- энергия на технологические нужды;

- основная заработная плата производственных рабочих;

- дополнительная заработная плата производственных рабочих;

- расходы на подготовку и освоение производства;

- общепроизводственные расходы, связанные с организацией работы и обслуживанием производственных подразделений;

- общехозяйственные расходы, связанные с обслуживанием и управлением предприятия.

Общая сумма всех перечисленных расходов предприятия в процессе производства называется производственной себестоимостью продукции.

Процесс производства представляет собой совокупность операций по изготовлению продукции. В основе построения калькуляции по статьям как раз и лежат те затраты, которые предприятие которые предприятие производит в процессе производства продукции (работ, услуг).

Основополагающим документом, которым следует руководствоваться при организации учета затрат на производство, является Налоговый Кодекс глава 25 часть 2 и ПБУ10 «Расходы организации».

Затраты в зависимости от способа включения в себестоимости продукции (работ, услуг) подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые (все, что входит в продукт или которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный вид продукции) – это затраты, обусловленные технологическим процессом изготовления продукции и подлежащие прямому включению в состав производственных затрат конкретных видов продукции. К ним относят расход материалов и топлива на технологические цели, оплату труда за изготовление продукции и др.

Косвенные – это затраты на организацию и управление производственным процессом. В себестоимость конкретных видов продукции они включаются в конце отчетного периода после предварительного распределения. К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Это расходы на управление, обслуживание производства: заработная плата управленческого и другого обслуживающего персонала; стоимость предметов труда, расходуемых на общехозяйственные и общепроизводственные нужды (уборку, освещение, отопление помещений и др.); амортизация зданий и сооружений, оборудования, инвентаря и т.д.

Планом счетов бухгалтерского учета следующие счета для учета процесса производства: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов», 40 «Выпуск продукции».

Предприятиям нет необходимости пользоваться все перечнем счетов производственных затрат, приведенным Планом счетов. Так, предприятиям малого бизнеса, применяющим простую технологию, т.е. выпускающим один вид продукции (выполняющим один вид услуг), для учета затрат достаточно счета 20, на котором отражаются также расходы общепроизводственного и общехозяйственного характера.

Счет 25 ведут предприятия, которые имеют цеховую структуру управления и которым необходимо получать информацию об общепроизводственных расходах по цехам. При бесцеховой структуре счет 25 предприятиям не нужен, и затраты учитываются в целом по предприятию на счете 26.

Синтетический учет затрат на производство осуществляется на счете 20 «Основное производство». По данным счета 20 определяют фактическую себестоимость изготовленной продукции. На дебете этого счета отражают прямые материальные, трудовые и финансовые затраты на производство продукции и расходы по обслуживанию производства и управлению (кредит счетов 25, 26), которые списываются на дебет счета 20 в конце отчетного периода. По кредиту счета 20 отражают фактическую производственную себестоимость готовой продукции, оприходованной на склад (дебет счета 43 «Готовая продукция») и т.д.

На счете 20 учет затрат осуществляют по видам изготавливаемой продукции (работ, услуг) по калькуляционным статьям.

Необходимо отметить, что затраты на изготовление продукции собираются постепенно. Непосредственно на этот счет списываются также прямые расходы, т.е. те, которые сразу можно отнести на определенный вид продукции (работ, услуг). Расходы на обслуживание производства и управление предварительно отражаются на специальных счетах. Это связано с тем, что на большинстве предприятий расходы являются косвенными, т.е. они не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость того или иного вида продукции, т.к. требуют условного распределения.

В общепроизводственные расходы включаются: заработная плата управленческого и обслуживающего персонала производственных подразделений цехов (начальник цеха, мастера цеха, уборщицы), материалы и топливо, расходуемые на общепроизводственные нужды (отопление, освещение цехов), износ основных средств производственного назначения (зданий цеха, производственного инвентаря и т.д.).

К группе общехозяйственных расходов относятся расходы, обусловленные организацией управления предприятием в целом. К ним относятся: оплата труда сотрудников аппарата управления, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на охрану, расходы на подготовку кадров и т.д.

В течение отчетного периода собранные по дебету счета 25 общепроизводственные расходы отражаются: Дт 25 кт счетов 10, 16, 70,69, 02. После распределения по объектам учета списываются: Дт 20, 23 Кт 25.

К общехозяйственным расходам относятся: содержание общезаводского персонала, зданий, сооружений, помещений, инвентаря общехозяйственного назначения и т.д. На счете 26 осуществляется текущий учет и контроль за исполнением сметы этих расходов.

Собранные в течение отчетного периода расходы отражаются: Дт 26 Кт 10, 16, 70, 69, 02. После распределения по объектам учета списываются однократной записью:

Дт 20, 23 Кт 26,

. Таким образом, в конце остатков на счетах 25 и 26 не бывает и в балансе они не отражаются.

 

Процесс реализации продукции, изготовленной предприятием, является важнейшим в его деятельности, т.к. завершая оборот средств предприятия, позволяет возместить произведенные затраты и выполнить обязательства перед бюджетом, учреждениями банка по полученным кредитам, поставщиками и кредиторами, по оплате труда перед работниками.

Основными задачами учета процесса реализации являются:

- определение полного объема реализации в количественном и стоимостном выражении;

- выявление фактических результатов от реализации продукции.

Предприятие при реализации может понести расходы, связанные со сбытом продукции, не подлежащие возмещению покупателем.

Расходы по реализации продукции называются внепроизводственными, учет их ведется на счете 44 «Расходы на продажу». К ним, в частности, относятся: расходы на рекламу, упаковку продукции, участие в выставках, ярмарках, стоимость транспортировки продукции, ее погрузка, выгрузка и т.д.

В течение отчетного периода по дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются расходы по отгрузке продукции (Дт счета 44 Кредит 76). С кредита счета 44 «Расходы на продажу» списываются затраты, относящиеся к реализованной продукции (Дт счета 90 Кредит 44).

Дебетовое сальдо по счету 44 на конец месяца показывает сумму затрат на упаковку и транспортировку продукции, отгруженной, но не реализованной в данном месяце.

Для учета процесса реализации готовой продукции, работ, услуг предусмотрен активно-пассивный счет 90 «Продажи». Особенность счета в том, что реализованную продукцию отражают на нем одновременно в двух оценках: на дебете счета отражается фактическая полная себестоимость реализованной продукции, а на кредите – продажная цена реализованной продукции. Если выручка от реализации превышает фактическую себестоимость реализованной продукции, то делается запись: Дт счета 90 Кредит счета 99, или убыток, если наоборот (Дебет счета 99 Кредит счета 90). Ежемесячно счет закрывается, результат от реализации списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Предприятия и организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). НДС – часть чистого дохода общества, поступающая в государственный бюджет в виде установленных отчислений. Все расчеты предприятия с государством по НДС за проданную продукцию отражаются на пассивном счете 68 «Расчеты с бюджетом». Начисленные суммы НДС отражаются проводкой: Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и Дебет счета 90 «Продажи», а перечисление (на счет налоговой инспекции) – Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 51 «Расчетный счет».

Тема 8: Учетные регистры и формы бухгалтерского учета на предприятии

1. Учетные регистры: виды, формы, порядок записей

2. Понятие о формах бухгалтерского учета

3. Способы исправления ошибок в учетных записях

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.