КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Санитарное законодательство
Санитарное законодательство представляет собой совокупность законов, регулирующих отношения в области охраны здоровья людей от неблагоприят-ного или опасного влияния факторов среды обитания. Применительно к производственным условиям санитарное законодатель-ство является частью законодательства об охране труда и направлено на сохра-нение здоровья и защиту работающих от вредных производственных факторов. Правовую основу производственной санитарии составляют законодательные акты, подзаконные акты и нормативно-правовые акты. Некоторые из них приведены на рис. 2.1. Наибольшей юридической силой обладают законы: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др. Принятая референдумом 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации является Основным законом нашей страны и обладает высшей юридической силой. Юридически более значимыми являются только признанные нормы международного права. Конституция РФ содержит ряд статей, имеющих непосредственное отношение к производственной санитарии и гигиене труда. «...В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей...»(Статья 7). «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...» (Статья 37, п. 3). «Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск» (Статья 37. п. 5). «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь..» (Статья 41, п. 1). «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» (Статья 41, п. 3). «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду...» (Статья 42). Основополагающим законодательным актом, регулирующим трудовые отношения всех работающих в нашей стране, является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, сменивший действовавший с 1971 г. КЗоТ. Безусловно, многие разделы, главы и статьи Трудового кодекса непосредственно посвящены вопросам производственной санитарии и гигиены труда. Раздел IV. Рабочее время. Главы 15 и 16. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (Статья 91). Нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на 4 часа в неделю и более для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Статья 92). Ночное время с 22 часов до 6 часов. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час (Статья 96). Сверхурочные работы (работы, производимые работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени) не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (Статья 99). Раздел V. Время отдыха. Главы 17, 18, 19. В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (Статья 108). На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего дня специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации (Статья 109). Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (Статья 110). Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными Федеральными законами (Статья 115). Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работ-никам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.., связанных с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. (Статья 117). Раздел VI. Оплата и нормирование труда. Глава 21. Заработная плата. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Повышение заработной платы но указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест (Статья 147). Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере (статья 152). Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере... (Статья 153). Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях... (Статья 154).
Рис. 2.1. Правовые основы производственной санитарии
Раздел X. Охрана труда. (Статья 210. Выдержки.) Основными направле-ниями государственной политики в области охраны труда являются: • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессио-нальных заболеваний; • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуаль-ной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей. Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работ-ников. Особенности регулирования труда женщин и работников в возрасте до восемнадцати лет будут рассмотрены отдельно. Одним из основных законодательных актов в области охраны труда и производственной санитарии является Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ. Закон устанав-ливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В настоящее время основополагающим в области санитарного законодательства является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в том числе и производ-ственную среду. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (Статья 1). Статья 25 Закона содержит санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда. • Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. • Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осу-ществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда. Под санитарными правилами или государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, согласно закону, понимают нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно эпидемиологи-ческие требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Статьей 55 устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушения санитарного законодательства. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхо-вания от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе-ваний. Профессиональные заболевания, к сожалению, характерны для ряда отраслей экономики (См. гл. 12). Основными задачами обязательного социального страхования являются: • Обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заин-тересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска. • Страховое возмещение вреда пострадавшим. • Обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Закон регулирует взаимоотношения пострадавших на производстве (застрахованных), работодателей (страхователей) и посредника между ними — страховщика (Фонда социального страхования РФ) по вопросам возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудо-вых обязанностей. Средства на осуществление обязательного социального страхования формируются за счет обязательных страховых взносов страхова-телей исходя из страхового тарифа. Страховые тарифы, дифференцированные по отраслям экономики, ежегодно устанавливаются федеральным законом в зависимости от класса профессионального риска. Класс профессионального риска — уровень произ-водственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся в отраслях экономики. В соответ-ствии с Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессио-нальных заболеваний на 2002 год» от 29 декабря 2001г. № 184-ФЗ установлено 22 класса профессионального риска. Величина страховых тарифов изменяется от 0,2% (1 класс) до 8,5% (22 класс) от фонда оплаты труда в отрасли. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения и работающих с источниками ионизирующих излу-чений в целях охраны здоровья. Важным звеном санитарного законодательства являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1. Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицин-ского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направ-ленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предо-ставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (Статья 1). В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников... (Статья 21). Рассматривая санитарное законодательство, нельзя оставить без внимания Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции)» от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ. Заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), приобретает массовое распространение во всем мире, остается пока неизлечимым, вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации. ВИЧ-инфекция создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества. Закон защищает права и законные интересы населения, ВИЧ-инфицированных и работников, подвергающихся риску заражения при исполнении своих служебных обязанностей. Закон предусматривает необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |