Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Санитарное законодательство




Санитарное законодательство представляет собой совокупность за­конов, регулирующих отношения в области охраны здоровья людей от неблагоприят-ного или опасного влияния факторов среды обитания.

Применительно к производственным условиям санитарное законо­датель-ство является частью законодательства об охране труда и напра­влено на сохра-нение здоровья и защиту работающих от вредных произ­водственных факторов.

Правовую основу производственной санитарии составляют законо­дательные акты, подзаконные акты и нормативно-правовые акты. Неко­торые из них приведены на рис. 2.1.

Наибольшей юридической силой обладают законы: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Фе­деральные законы «Об основах охраны труда в Российской Федера­ции», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др.

Принятая референдумом 12 декабря 1993 г. Конституция Россий­ской Федерации является Основным законом нашей страны и обладает высшей юридической силой. Юридически более значимыми являют­ся только признанные нормы международного права. Конституция РФ содержит ряд статей, имеющих непосредственное отношение к произ­водственной санитарии и гигиене труда.

«...В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей...»(Статья 7).

«Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...» (Статья 37, п. 3).

«Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому догово­ру гарантируются установленные федеральным законом продолжитель­ность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск» (Статья 37. п. 5).

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую по­мощь..» (Статья 41, п. 1).

«Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создаю­щих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответствен­ность в соответствии с федеральным законом» (Статья 41, п. 3).

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду...» (Статья 42).

Основополагающим законодательным актом, регулирующим трудо­вые отношения всех работающих в нашей стране, является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, сменив­ший действовавший с 1971 г. КЗоТ. Безусловно, многие разделы, главы и статьи Трудового кодекса непосредственно посвящены вопросам про­изводственной санитарии и гигиены труда.

Раздел IV. Рабочее время. Главы 15 и 16. Нормальная продолжитель­ность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (Ста­тья 91). Нормальная продолжительность рабочего времени сокращает­ся на 4 часа в неделю и более для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установлен­ном Правительством Российской Федерации (Статья 92). Ночное вре­мя с 22 часов до 6 часов. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час (Статья 96). Сверхурочные работы (ра­боты, производимые работником по инициативе работодателя за преде­лами установленной продолжительности рабочего времени) не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (Статья 99).

Раздел V. Время отдыха. Главы 17, 18, 19. В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (Статья 108). На отдельных ви­дах работ предусматривается предоставление работникам в течение ра­бочего дня специальных перерывов, обусловленных технологией и ор­ганизацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правила­ми внутреннего трудового распорядка организации (Статья 109).

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов (Статья 110).

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работ­никам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основ­ной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в со­ответствии с настоящим Кодексом и иными Федеральными законами (Статья 115). Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск пре­доставляется работ-никам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.., связанных с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. (Статья 117).

Раздел VI. Оплата и нормирование труда. Глава 21. Заработная плата. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Повышение заработной платы но ука­занным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест (Статья 147). Сверхурочная работа оплачивается за первые два ча­са работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере (статья 152). Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном раз­мере... (Статья 153). Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях... (Статья 154).

 

Рис. 2.1. Правовые основы производственной санитарии

 

Раздел X. Охрана труда. (Статья 210. Выдержки.) Основными направле-ниями государственной политики в области охраны труда являются:

• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работни­ков;

• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессио-нальных заболеваний;

• защита законных интересов работников, пострадавших от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

• установление порядка обеспечения работников средствами индивидуаль-ной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей.

Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работ-ников. Особенности регулирования труда женщин и работников в возрасте до восемнадцати лет будут рассмотрены отдельно.

Одним из основных законодательных актов в области охраны труда и производственной санитарии является Федеральный закон «Об осно­вах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ. Закон устанав-ливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и напра­влен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохра­нения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В настоящее время основополагающим в области санитарного зако­нодательства является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополу­чия населения как одного из основных условий реализации конституци­онных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в том числе и производ-ственную среду.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состо­яние здоровья населения, среды обитания человека, при котором от­сутствует вредное воздействие факторов среды обитания на челове­ка и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (Статья 1).

Статья 25 Закона содержит санитарно-эпидемиологические требо­вания к условиям труда.

• Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны ока­зывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

• Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осу-ществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных актов Российской Федерации к производственным процессам и техно­логическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Под санитарными правилами или государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, согласно закону, по­нимают нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно эпидемиологи-ческие требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиениче­ские и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распростране­ния заболеваний.

Статьей 55 устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушения санитарного законодатель­ства.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ устанавливает в Российской Феде­рации правовые, экономические и организационные основы обязатель­ного социального страхо-вания от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе-ваний. Профессиональные заболевания, к сожалению, характерны для ряда отраслей экономики (См. гл. 12).

Основными задачами обязательного социального страхования явля­ются:

• Обеспечение социальной защиты застрахованных и экономиче­ской заин-тересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска.

• Страховое возмещение вреда пострадавшим.

• Обеспечение предупредительных мер по сокращению производ­ственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Закон регулирует взаимоотношения пострадавших на производстве (застрахованных), работодателей (страхователей) и посредника между ними — страховщика (Фонда социального страхования РФ) по вопро­сам возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудо-вых обязанностей. Средства на осуществление обязательного социального страхования формируются за счет обяза­тельных страховых взносов страхова-телей исходя из страхового тарифа.

Страховые тарифы, дифференцированные по отраслям экономики, еже­годно устанавливаются федеральным законом в зависимости от класса профессионального риска. Класс профессионального риска — уровень произ-водственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся в отраслях эко­номики. В соответ-ствии с Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на про­изводстве и профессио-нальных заболеваний на 2002 год» от 29 декабря 2001г. № 184-ФЗ установлено 22 класса профессионального риска. Величина страховых тарифов изменяется от 0,2% (1 класс) до 8,5% (22 класс) от фонда оплаты труда в отрасли.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ определяет правовые основы обеспечения ра­диационной безопасности населения и работающих с источниками ио­низирующих излу-чений в целях охраны здоровья.

Важным звеном санитарного законодательства являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1.

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, меди­цин-ского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического харак­тера, направ-ленных на сохранение и укрепление физического и психи­ческого здоровья каждого человека, поддержание его долголетней ак­тивной жизни, предо-ставление ему медицинской помощи в случае утра­ты здоровья (Статья 1).

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, пе­речень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательные при поступлении на работу и периодические ме­дицинские осмотры.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на про­ведение обязательных и периодических медицинских осмотров работ­ников... (Статья 21).

Рассматривая санитарное законодательство, нельзя оставить без внимания Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммуноде­фицита человека (ВИЧ- инфекции)» от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ.

Заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), приобретает массовое распространение во всем ми­ре, остается пока неизлечимым, вызывает тяжелые социально-эконо­мические и демографические последствия для Российской Федерации. ВИЧ-инфекция создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества. Закон за­щищает права и законные интересы населения, ВИЧ-инфицированных и работников, подвергающихся риску заражения при исполнении своих служебных обязанностей. Закон предусматривает необходимость при­менения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.