Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения о душе в античной материалистической психологии

Читайте также:
  1. DES. Основные параметры
  2. I Основные понятия
  3. I. Общие положения
  4. I. Общие положения
  5. I. Общие положения
  6. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  7. I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
  8. I. Основные признаки грыж живота
  9. I. Основные этапы развития дерматологии и венерологии
  10. I.1. Системы обыкновенных дифференциальных уравнений. Основные понятия и определения.
  11. I.15.11.1 Выработать основные положения проекта
  12. II. Основные направления социально-медицинской работы с семьями детей ограниченными возможностями



Развитие психологических знаний в рамках философии

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии и религии. По форме и по содержанию эти представления являлись донаучными и вненаучными.

Впервые научные представления возникли в древней философии и составили учение о душе. Это учение является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления. По мнению Л.С. Выготского, «психология как наука должна была начаться с идеи души».

Психологические проблемы явились частью философии, они возникали неизбежно, так как предметом философских размышлений, направленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы о человеке, его душе. В связи с этим встает проблема преемственности в развитии психологических знаний в странах Востока и Запада. Именно в античной философии Древней Греции сложились психологические представления западноевропейской культуры. Исследования также показали, что древнеиндийская философия явилась источником философской мысли Востока. Однако, когда психология выделилась в самостоятельную область научного знания, ученых Запада стала привлекать восточная мысль, ее глубина, сила ее воздействия на людей. Особенно большой интерес к Востоку характерен для психологии в XIX – XX вв. (психоаналитическая концепция К. Юнга).

Поэтому, учитывая не изученность древнеиндийской и древнекитайской психологии, начнем изложение процесса развития научных психологических знаний с античной философии Древней Греции и Древнего Рима.

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Вершиной античной философии был атомистический материализм, родоначальником которого является Демокрит (IV в. до н.э.). Последователями Демокрита стали: Эпикур (IV – III в. до н.э.) и Лукреций (Рим, I в. до н.э). Систему атомистического материализма развивали Стоики (основатели стоицизма – Хризипп и Зенон, III в. до н.э).

Основой психологических воззрений этих философов был античный атомистический материализм. Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал – бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота). Атомы – мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различающиеся по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из атомов. С точки зрения Демокрита, атомам не свойственны такие чувственные качества как цвет и вкус. «Лишь в общем мнении существуют цвет, в мнении – сладкое, в мнении – горькое в действительности существуют только атомы и пустота».



Новые моменты в данную теорию внесли Стоики. Они разработали учение о стадиях эволюции мира. В стоицизме образование мира рассматривается как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой образуется неживая природа, затем растения, животные и, наконец, человек. Через некоторое время начинается обратный процесс, когда все превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается. Следующий цикл – новое образование мира.

На основе атомистических представлений разрабатывалось психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения.

Учение о душе в античном материализме. Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких атомов, рассеянных по всему организму. Душа смертна и уничтожается вместе с телом; она не существует вне тела. Характерно, что, отличая душу от тела, Демокрит считал ее телом, хотя и особым телом.

Эпикур, Лукреций, Стоики продолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, душу имеют только те существа, которые могут ощущать. Лукреций различал дух и душу: дух называется умом, он душа души. Стоики выделяли восемь частей души: управляющее начало (разум у человека или инстинкт у животных), от нее происходит семь других частей души. Пять из этих семи частей души составляют чувства: зрение – пневма, распространяющаяся от управляющих частей до глаз; слух – до ушей; обоняние – до носа; вкус – до языка; осязание – до поверхности вещей, которых можно коснуться чувствами. Из остальных частей – одна воспроизводящая – пневма от управляющей части до детородных органов. Другая, часть это то, что Зенон называл голосом; пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, языка и других органов речи.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.92.141.211
Генерация страницы за: 0.007 сек.