Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психологических знаний Р. Декартом




Выделение сознания как предмета психологии

С именем Рене Декарта (1596 – 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развивающемся в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое – духовное – бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность – главный пункт учения Р. Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение этого нового объекта исследования сначала в рамках философии, а с середины XIX в. – психологии как самостоятельной науке. Р. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Р. Декарта философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» – последнее произведение, законченное Р. Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

 

Рассуждение о душе и теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Р. Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знаний. Р. Декарт избирает в качестве первого шага к истине метод сомнения. Его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», то есть в области научного исследования. Р. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований. Можно сомневаться «и во всем остальном, что прежде полагали за самое достоверное, даже в математических доказательствах … – ведь ошибаются же некоторые люди, рассуждая о таких вещах».

«Я мыслю, значит – я существую». Р. Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания «Я» и обращается к рассмотрению только своих мыслей (сомнений), то есть субъективных состояний.

Мышление – это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Р. Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Так, Т. Гоббс указывает, что из положения «я мыслю» – можно сделать вывод, что вещь мыслящая есть нечто телесное, чем заключить о существовании нематериальной субстанции. Р. Декарт по этому поводу замечает: «можно недоумевать, не одна ли это и та же натура, которая и думает и пространство занимает, которая вместе и духовная, и телесная, но путем, мною предложенным, мы познаем ее только как духовную». Качественное различие разных свойств материи превращается в отрыв некоторых из них от материи, что и воплотилось в разделение всего существующего на две субстанции. Сознание Р. Декарт описывает в противоположность телу, с которым отождествляет материю и дает геометрическое представление о материи.

В основе физической теории Р. Декарта лежит идея о тождестве материи и протяжения. «Природа материи, то есть тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно вещь твердая, тяжелая, окрашенная или иным каким образом возбуждающая наши чувства, но в том только, что оно – субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину». Телу свойственны также делимость, пространственная форма (фигура), перемещение в пространстве в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом, скорость этого перемещения, которые суть некоторые модусы протяжения.

Сопоставление духовной и телесной субстанции привело Р. Декарта к выводу «о полнейшей разнице, существующей между духом и телом», которая состоит «в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим». Из положения о двух абсолютно противоположных субстанциях, каждая из которых не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой, следовал вывод об их независимом существовании. Мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении – это душа, она «всецело и поистине раздельна с моим телом и может быть или существовать без него».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.