Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментальные работы психологов вюрцбургской школы. Исследовательские работы Э. Блейлера, Г. Ст. Холла, Дж. Кеттела




Экспериментальная разработка мышления составила предмет и задачу исследований Вюрцбургской школы (1901 – 1911 гг.). Школу возглавил
О. Кюльпе (1862 – 1915), ученик В. Вундта и его ассистент в Лейпциге с 1887 по 1894 г.

Психологи этой школы начали с простых задач на чувственное сравнение (например, тяжестей), понимание слов, предложений. В качестве испытуемых выступали они сами: предъявлялись высокие требования к самонаблюдению. В отличие от прежней психологии, которая хотя и говорила о самонаблюдении, но не разрабатывала его как метод, вюрцбуржцы сделали интроспекцию методом исследования. Н. Ах назвал его «методом систематического экспериментального самонаблюдения». Испытуемый должен был описать весь процесс умственной деятельности, иногда его прерывали на каком-то этапе решения. Полученные данные рассматривались как достоверное и адекватное описание хода мышления в процессе решения задач.

В теснейшем союзе с научной психологией действовал Э. Блейер
(1857 – 1939). Из его школы вышел К. Юнг, оба использовали ассоциативный эксперимент в диагностических целях. Э. Блейер выделил новую форму мышления – аутистического мышления.

У истоков экспериментальной психологии стоит также С. Холл
(1844 – 1924), который стал основоположником экспериментальной психологии в Америке. Он являлся руководителем одной из крупнейших экспериментальных психологических лабораторий (1883). С. Холл проводил экспериментальные исследования в области восприятия, однако ведущей его областью была педагогическая и генетическая психология. Создалось научное движение, получившее название педологии. Многосторонняя деятельность С. Холла (организатор и президент Ассоциации американских психологов, 1892) выдвигает его в ряд основоположников американской психологической науки.

Важную роль в становлении и развитии американской психологии сыграл Дж. Кеттел (1860 – 1994). Он изучал психологию индивидуальных различий. С целью определения интеллектуального уровня студентов он разработал задания, которым дал термин «тест»: измерение мышечной силы, скорости движения, чувствительности, остроты зрения и слуха, различения веса, времени реакции, памяти (всего 17 характеристик).

Многие их экспериментальных исследований смыкались с практикой и становились частью ряда областей прикладной психологии. Эта тенденция прослеживается уже у Дж. Кеттела в его исследованиях навыка чтения. Связь с практикой проявлялась, в частности, в том, что экспериментальные исследования проводились не в лабораториях, а в условиях профессиональной деятельности. Например, так изучались навыки приема и передачи телеграмм (У. Брайан), обучения машинописи (У. Бук).

 

Развитие психотехники (Г. Мюнстенберг, Ф. Тейлор)

Особенно тесно экспериментальные исследования были связаны с прикладными задачами в работах Г. Мюнстерберга, основателя психотехники. Его исследования связаны с областью промышленного производства. Задачей психотехники стало служение экономическим интересам (улучшение условий труда, гигиене труда, отдых – сокращение рабочих мест при увеличении производительности труда). В ней разрабатывались проблемы профессионального утомления, профориентации, профотбора, психологии воздействия. В самостоятельную область знания психотехнику оформил Г. Мюнстерберг (термин «психотехника» ввел немецкий психолог В. Штерн).

Предтечей психотехники стал американский инженер Ф. Тейлор
(1856 – 1915), которого называют «классиком управления». Он разработал систему интенсификации производства путем использования психологических факторов. Г. Мюнстерберг разработал научные методы для исследования личных качеств и отбора рабочих и служащих в соответствии с особенностями различных видов деятельности. Эксперимент
Г. Мюнстерберга существенно отличался от лабораторного эксперимента
В. Вундта: здесь произошел переход от искусственных лабораторных условий к моделированию естественных условий деятельности.

 

Работы по индивидуальным различиям (Ф. Гальтон, А. Бине,
А.Ф. Лазурский)

Экспериментальная психология возникла в связи с задачей исследования наиболее общих законов сознания и психики. Индивидуальные различия рассматривались как помеха, от которой надо избавляться. Однако, в ходе ее реализации появляются сначала робкие опыты с определением индивидуальных различий: Ф. Гальтон в Англии, А. Бине во Франции,
Дж. Кеттел и С. Холл в США, Э. Крепелин и В. Штерн в Германии,
А.Ф. Лазурский в России были первыми, кто создавал психологию индивидуальных различий.

В Англии эти работы были начаты Ф. Гальтоном (1822 – 1911), выдающимся последователем Ч. Дарвина. В своей главной книге «Наследственность таланта» (1869) Ф. Гальтон выдвинул и впервые в науке статистическим методом пытался обосновать идею наследственности таланта. Он утверждал, что способности наследуются также, как физические признаки. Игнорирование социальной сущности человека и законов его развития, биологизация социальных проблем привели к антинаучным выводам.

От изучения таланта Ф. Гальтон перешел к измерению психических функций каждого человека с целью оценки его ума. Он ввел задачи (тесты) на измерение остроты ощущений, времени реакции, изобретая необходимые для этого приборы (свисток Гальтона для определения верхнего порога слуха, линейка Гальтона для определения глазомера). Тестировались ассоциативные способности, воображение, скорость образования суждений. По результатам судили об индивидуальных различиях между людьми.

Так, Ф. Гальтон выступил основоположником психологии индивидуальных различий и метода тестов, который казался адекватным путем их изучения. Из всех его многочисленных идей особенно продуктивное продолжение получила идея тестирования психических функций. Важным направлением тестологии были статистические исследования, построенные на выявлении взаимосвязей показателей, полученных с помощью широкого диапазона тестов.

Создание экспериментальной психологии во Франции связано с именем А. Бине (1857 – 1911). В экспериментальных исследованиях по изучению мышления, он пришел к тем же выводам, что и Вюрцбургская школа. Он исследовал воображение, память и интеллект у детей. В 1896 г.
А. Бине опубликовал серию тестов для испытания личности. Его исследования патологии воплотились в работу «Изменения личности».

Настоящую известность ему принесла «метрическая школа интеллектуального развития», разработанная совместно с врачом
Т. Симоном по заказу французского министерства просвещения с целью отбора умственно отсталых детей из нормальной школы и подбора однородных классов не по знаниям, а по способностям (тест Симона – Бине).

В России исторически наибольший вклад в экспериментальную психологию внес А.Ф. Лазурский. Он выступил за расширение области применения эксперимента, распространив его на исследование личности. В этих целях он разработал метод естественного эксперимента. Естественный эксперимент подобен клиническому исследованию и заключается в наблюдении по специальной программе за испытуемым, например, школьником, в естественных условиях, во время занятий, игр и чтения.

Развитие прикладных областей привело к изменению статуса психологии в обществе. Эти позитивные процессами, которые явились результатом роста науки, вызвали к жизни и основные проблемы. Выступило несоответствие новых данных с прежним традиционным пониманием психики. Обнаружившиеся факты неадекватности метода эксперимента в применении к исследованию сложных явлений душевной жизни вызвало критическое отношение к нему, к его возможностям. В целом, психология отставала от запросов практики, теория развивалась независимо от нее. В начале 10-х. г. XX в. психология вступила в новый период своего развития – период открытого кризиса.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 512 с.

2. Марциновская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд. «Академия», 2001. – 544 с.

Дополнительная литература:

1. Будилова Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке: Вторая половина XIX в. – начало 20 в. М., 1960.

2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса
// История советской психологии труда: Тексты. М., 1983.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.

4. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина и
А.Н. Ждан. М., 1980.

5. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1996.


КРИЗИС В ПСИХОЛОГИИ. БИХЕВИОРИЗМ

Начало развития психологии как науки о поведении

Развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений. Каждое из них открывало противоречия в теоретических основах старой психологии, казавшиеся до этого бесспорными. Преобразование представлений о природе, развитие психологического эксперимента, приложение психологических знаний, в том числе экспериментальных методов, к различным областям науки и практики (медицинской, педагогической, военного дела), – стали свидетельством недостаточности имеющейся психологической теории. Собственно, в этом и состояла причина кризиса психологии.

Требовалось решительное изменение исходных принципов и представлений. Основным содержанием периода открытого кризиса
(10 – 20 гг. ХХ в.) было возникновение новых психологических направлений, оказавших большое влияние на современную психологию: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, описательная (понимающая) психология.

 

Основоположники бихевиоризма, его предмет и научные основы

Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американский функционализм (У. Джемс). Его основоположником был Дж. Уотсон (1878 – 1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения. По мнению Дж. Уотсона, «бихевиоризм полагает стать лабораторией общества».

Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон назвал исследования по психологии животных, особенно Э. Торндайка, и школу объективной психологии. Также он отмечал влияние работ И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

Поведение человека как предмет бихевиоризма – это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение – это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Понятие поведения трактуется весьма широко: оно включает любую реакцию от выделения секрета железой до волевого акта. В то же время это определение чрезвычайно узко – из анализа исключаются ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы. В результате поведение трактуется механически.

Дж. Уотсон производил классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приоритетными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в поведении выделяются реакции:

¨ наружные (видимые) приобретенные: игра в теннис, открывание двери;

¨ внутренние (скрытые) приобретенные: мышление или внутренняя речь;

¨ наружные (видимые) наследственные: хватание, чихание, мигание; реакции при страхе, ярости, любви; инстинкты и реакции, но описываемые в терминах стимулов и реакций.

¨ внутренние (скрытые) наследственные: реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении, изучаемые в физиологии.

 

Необихевиоризм и его научные подходы

К середине 20-х гг. в США бихевиоризм получил широкое распространение. В то же время для исследователей становилось все яснее, что исключение психики приводит к неадекватной трактовке поведения. Попытка преодолеть упрощенную трактовку поведения по схеме «S→R» («стимул–реакция») за счет введения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влиянием стимула и влияющих на реакцию, составили различные варианты необихевиоризма. В нем разрабатываются также новые модели обусловливания, а результаты исследований получают широкое распространение в различных областях социальной практики.

Основы необихевиоризма заложил Э. Толмен (1886 – 1959). В книге «Целевое поведение животных и человека» (1932) он показал, что экспериментальное наблюдение над поведением животных не способствует уотсоновскому молекулярному пониманию поведения по схеме «стимул–реакция». Поведение, по Э. Толмену, – это молярный феномен («ситуация–поведение»), то есть целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью (выбор средств, ведущих к цели более коротким путем).

В экспериментах на латентное научение им было сформулировано понятие «когнитивной карты» – это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих извне воздействий. Она определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуациях жизненных задач в целом, в том числе и для человека.

Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес К. Халл
(1884 – 1952). Его гипотетико-дедуктивная теория поведения складывалась под влиянием идей И.П. Павлова, Э. Торндайка, Дж. Уотсона. Как и теория Дж. Уотсона, теория К. Халла не учитывает фактора сознания, но, в отличие от Дж. Уотсона, вместо схемы «стимул – реакция» К. Халл вводит формулу, предложенную еще в 1929 г. Р. Вудвортсом: «стимул–организм–реакция», где организм – это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Ему принадлежит тщательная теоретическая и экспериментальная разработка и математический расчет зависимости реакции от характера подкрепления (частичное, прерывистое, постоянное), от времени предъявления. Опыт математического подхода к описанию поведения в системе К. Халла повлиял на последующую разработку психологических теорий научения (Н.Е. Миллер, Дж. Доллард).

 

Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (1904 – 1990). Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Б. Скиннер формулирует положение о 3-х видах поведения:

¨ безусловнорефлекторном;

¨ условнорефлекторном;

¨ оперантном.

Последнее – оперантное поведение – и составляет специфику учения
Б. Скиннера, согласно которому условнорефлекторные типы поведения, вызываемые стимулами (S), называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация в среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб – воздействия животного на окружающий мир, некоторые из которых случайно могут приводить к полезному результату, который, в силу этого, закрепляется. Реакции, которые не вызываются стимулами, а предупреждают его, Б. Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R (буква R используется для привлечения внимания к понятию «подкрепления» (reinforcement). Именно эти реакции преобладают в адаптивном поведении.

На основе анализа поведения Б. Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного поведения на нужную реакцию».

Данные полученные при изучении поведения животных, Б. Скиннер переносит на человеческое поведение. Так возник скиннеровский вариант программированного обучения. В соответствии с его требованиями, учебный материал расчленяется на мелкие порции (шаги), каждая из которых доступна для учащихся; каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях используются ТСО. Недостатком данного подхода является отсутствие организации внутренней познавательной деятельности, при которой обучение теряет свою специфику как сознательный процесс. Разрешению социальных проблем служит созданная Б. Скиннером технология поведения, призванная осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимается во внимание, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Им выступает контроль режима подкрепления (аверсивные стимулы), позволяющий манипулировать людьми.

 

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Причины появления гештальтпсихологии

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, структура) – одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса. Гештальтпсихология стала наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца ХIХ – начала ХХ вв.

Понятие «гештальт» было введено Х. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятия. Он выделил специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски, составляющих его элементов. Однако Х. Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.

 

Основоположники гештальтпсихологии (М. Вертгеймер,
К. Коффка, В. Келер)

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы
М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Было установлено, что последовательное смещение объекта может вызвать восприятие непрерывного движения.

Идеи М. Вертгеймера стали отправным пунктом для развития гештальтпсихологии. Вокруг него в Берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: М. Вертгеймер (1880 – 1943), К. Коффка (1886 – 1941), В. Келер (1887 – 1967). В целом гештальтпсихология базируется на принципах изоморфизма и структурности.

В. Келлер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» (1920) проводит мысль о том, что физический мир, так же как и психологический, подчинен принципу гештальта. Он вводит принцип изоморфизма: как выражение структурного единства мира – физического, физиологического и психологического; последний есть точная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов. Вводится предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, которые возникнув под влиянием стимула, изоморфны структуре образа.

Принципиальное значение имело введение В. Келером принципа структурности: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен (элемент не часть целого, а целое не сумма частей). В 1921 г. К. Коффка сделал попытку преломить принцип структурности к фактам психического развития. Был сделан вывод, что уже мир младенца в какой-то мере гештальтирован. Однако, структуры младенца не связаны друг с другом.

Важное значение имели обобщающие статьи М. Вертгеймера «К учению о гештальте» (1921), «О гештальттеории» (1925).

В 1921 г. К. Левин пишет статью «Намерения и потребность» – экспериментальное исследование, посвященное изучению потребностей и волевых действий. Эта работа имеет принципиальное значение для гештальтпсихологии в ней раскрыто экспериментальное исследование таких областей психической жизни, наиболее трудно поддающихся эксперименту.

Плодотворные исследования продолжились до 30-х г. до того времени. Когда в Германию пришел фашизм. М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин эмигрировали в Америку.

 

Теория поля К. Левина

Военную область гештальтпсихологии составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем К. Левина. Он исходил из того, что основанием любой человеческой активности является намерение – потребность. Потребность – это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель. Чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившегося в психологии, и связанного главным образом с врожденными потребностями, К. Левин вводит термин «квазипотребности». Они образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями и направляет активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения требует разрядки, в которой состоит удовлетворение потребности. Отсюда, название теории К. Левина – «динамическая теория личности».

Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации, которая получает название, «психологическое поле». К. Левин использовал топологические понятия (топология – раздел геометрии, изучающий преобразования пространства). Каждая вещь в комплексе характеризуется не какими-то физическими свойствами, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта. Следовательно, предметы в комплексе имеют либо положительную валентность (притягивают к себе), либо отрицательную.

Факт единства личности и среды выражается в понятии «жизненное пространство». Оно обладает свойствами – уровнем реальности, временной перспективой (то есть включает будущее, прошлое).

В американский период К. Левин отходит от интрапсихических проблем и обращается к интерперсональным отношениям. Особенно большое внимание уделяется вопросам лидерства, их типам (демократическое, авторитическое, либералистическое), проблеме групповой атмосферы, группового стандарта.

В 1945 г. К. Левин возглавил Центр групповой динамики. Материал его исследований, особенно методики, в многочисленных модификациях продолжают использоваться и в настоящее время. В то же время подчеркивается, что в подходе К. Левина к личности недостаточно раскрывается роль интеллекта.

 

Исследования восприятия, представления, мышления в гештальтпсихологии (является инсайта, опыты Б.В. Зейгарник по запоминанию).

Гештальтисты выступили с критикой метода аналитической инструкции. Ей был противопоставлен феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем своего восприятия, своего переживания. С самого начала гештальтисты отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущения «фикцией, созданной в психологических сочинениях и лабораториях» (принцип структурности). В отличие от инструктивной психологии от испытуемых требовалось описать предмет восприятия не таким, каким они его знают, а таким, каким они его видят, в данный момент – в таком описании нет элементов.

При экспериментальном исследовании восприятия были сформулированы некоторые положения, которые получили названия законов восприятия в гештальт-теории. Важнейший из них – закон фигуры и фона, согласно которому зрительное поле делится на фигуру (она замкнута, оформлена, обладает яркостью, ближе нам в пространстве, занимает главенствующее положение в поле) и фон (аморфен, плохо локализуется в пространстве, кажется расположенным за фигурой).

Еще один закон – закон дополнения до целого (амплификации): если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое. Факты, полученные в гештальтпсихологии при изучении восприятия, обогащают представление о восприятии. На их основе были сделаны ценные практические выводы. В частности, с учетом закономерности фигуры и фона были разработаны некоторые приемы маскировки фигур, которые использовались во время войны.

В гештальтпсихологии экспериментально также исследовалось мышление (В. Келлер, М. Вертгеймер, С. Дункер, Х. Майер). По В. Келлеру интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, если все элементы, необходимые для решения находятся в поле восприятия животного. М. Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения – инсайта. Условием переструктурирования ситуации, по М. Вертгеймеру, является умение отказаться от привычных, сломившихся в прошлом, опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем.

Следовательно, введенный гештальтпсихологией структурный принцип в качестве нового подхода Л.С. Выготский оценивал как «великое незыблимое завоевание теоретической мысли». В этом сущность и исторический смысл гештальттеории.

Существенно отметить также, что основатель общей теории систем
Л.фон Берталанфи считал, что в работе «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» В. Келлер предвосхитил отдельные положения общей теории систем. Этим определяется научный вклад гештальтпсихологии в методологию научного исследования. Методики экспериментального исследования восприятия, мышления, личности, а также полученная в результате их применения богатая феноменология составляют важный итог деятельности гештальтистов. «Наиболее ценный эффект структурной психологии – это сделанные ею описания», – писал
Л.С. Выготский. Однако в теоретическом плане концепция зашла в тупик. Введенный ею структурный принцип не оправдал себя как универсальный (распространенный на детскую психологию, зоопсихологию).

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Зигмунд Фрейд и психоанализ

Эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики. Центральное психологическое течение глубинной психологии – психоанализ З. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Глубинная психология отличается от эмпирической психологии сознания представлениями о форме существования психического: психика существует вне и независимо от сознания и именно бессознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет предмет и общую проблему.

Психоанализ З. Фрейда (1856 – 1939) формировался в условиях и под воздействием политического и социального развития Австрии конца прошлого – начала ХХ столетия и сопровождался следующими социально – политическими особенностями:

¨ крушение патриархальных принципов в столкновении с буржуазным укладом жизни;

¨ соперничество политических сил либералов и консервантов и поражение либерализма;

¨ расцвет национализма и на его почве распространение антисемитских настроений.

Экономические потрясения (кризисы) порождают пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррациональности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. Поэтому в конце ХIХ в. появляется интерес к бессознательному в широких сферах общественной жизни (в философии, художественном творчестве). Взгляды З. Фрейда, его понимание человека, согласно которому под напором инстинктов сексуальности и в силу бессознательности психологических процессов признавалось, что «Я – не хозяин в собственном доме», были исторически обусловлены.

 

Создание психоанализа и его методы

Психоанализ возник в начале 90-х г. ХIХ в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. З. Фрейд после окончания медицинского факультета Венского университета (1881) работал практикующим врачом в Вене. Занимаясь неврозами, главным образом истерией, З. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов
Ж. Шарко и М. Бернгейма. Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями способствовали такому пониманию этиологии неврозов, которое составило ядро будущей концепции. Оно было изложено в книге «Исследование истерии» (1895).

В общей форме теория Фрейда в этот период сводилась к пониманию невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных аффектов, сильных, но задержанных в области бессознательных переживаний». Решающим моментом в столкновении оригинальной теории З. Фрейда был отход от гипноза как средства (единственного) проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям: во многих случаях он оставался бессильным и даже вредным. З. Фрейд разрабатывает свои методы: толкование сновидений; свободно всплывающих ассоциаций; малых и больших психологических симптомов (проявлений); двигательных расстройств, оговорок, забываний. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала З. Фрейд и назвал психоанализом. Психоанализ – новая форма терапии и метод исследования. Ядро (предмет) психоанализа – учение о бессознательном.

 

Этапы создания психоанализа

Научная деятельность З. Фрейда охватывает несколько десятилетий. В его учении можно различать, хотя и несколько условно, три основных периода: медицинский, общепсихологический и философский.

Первый период: 1897 – 1905 (медицинский). Здесь психоанализ является методом лечения неврозов с отдельными попытками заключений о характере душевной жизни.

Основные произведения: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905, первое и законченное изложение метода лечения). Особенное значение имеет работа «Толкование сновидений», в которой излагается первый вариант учения о глубинной психике. В ней выделяются три уровня: сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними. В этот период учение З. Фрейда приобретает популярность. В 1902 г. складывается кружок из представителей разных профессий, желающих изучить психоанализ и применить его в своей практике.

Второй период: 1906 – 1918 (общепсихологический). Фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии.
З. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии.

В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1912) – работы, в которых З. Фрейд распространяет психоанализ на область художественного творчества и проблемы человеческой истории, «Положение о двух принципах психологической деятельности» (1911). Психоанализ возбуждает интерес во многих странах. В 1909 г. З. Фрейд по приглашению С. Холла читает лекции в Кларковском университете (1909), что способствует распространению психоанализа в Америке. Значительным событием в развитии психоанализа в этот период был отход от З. Фрейда его первых сотрудников А. Адлера (1911) и К. Юнга (1912).

Третий период: 1913 – 1939 (философский). Концепция З. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение. Под влиянием событий первой мировой войны изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920). Структура личности предстает в виде учения о трех инстанциях – «Я», «Оно», «Идеала-Я» («Я и Оно», 1923). В ряде работ З. Фрейд распространяет свою теорию на понимание культуры и разных сторон общественной жизни: религию – «Будущность одной иллюзии» (1927), антропологию, социальную психологию – «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921); «Моисей и единобожие» (1939). Психоанализ становится философской системой и смыкается с другими течениями современной философии.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА

 

Дальнейшее развитие психоаналитического движения А. Адлером

После окончания Венского Университета А. Адлер (1870 – 1937) начал свою практику в начале в качестве глазного врача, но скоро основным направлением его работы становится психиатрия. Встретившись с большими трудностями в лечении неврозов, А. Адлер обратил внимание на новый подход З. Фрейда, в частности, высоко оценил его «Толкование сновидений». Эта книга подверглась резкой критике, особенно утверждение о сексуальной этиологии неврозов. А. Адлер выступил в печати в защиту З. Фрейда.
З. Фрейд обратил внимание на это выступление и предложил А. Адлеру вступить в психоаналитический кружок (1902). Однако между ними начались глубокие теоретические разногласия, главным из которых было отрицание
А. Адлером сексуальной этиологии неврозов и крайней биологизации человеческой концепции. Конфликт разрешился разрывом и отходом
А. Адлера (1911), и образованием собственной концепции.

По А. Адлеру не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект являются движущими силами развития личности. Чувство неполноценности уравновешивается стремлением к превосходству, к власти над окружающей средой, (к совершенству). Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта. С чувством неполноценности связана постановка цели, которая вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую А. Адлер называет «стилем жизни». Он складывается уже к 4 – 5 годам. Стиль жизни – продукт творчества и отражает его уникальность и неповторимость. Формирование стиля во многом зависит от ситуации семейной жизни, особенно от материи, которая вводит ребенка в мир. Индивидуализм не может развиваться вне общества, человек – социален. Социальное чувство или социальный интерес развивается в трех основных жизненных сферах: в профессиональной деятельности (работа); в социальных контактах с другими людьми (дружба); в любви и браке.

Личность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить этих трех задач и получает отклоняющееся от нормы невротическое развитие. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенной активной целью к достижению превосходства.

 

Чувство неполноценности и его анализ в индивидуальной психологии А. Адлера

Существуют 3 группы условий, способствующих появлению чувства неполноценности в раннем детстве.

1) Наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия. Преодоление этих недостатков возможно: для этого необходимо изменить отношение к дефекту и овладеть приемами, необходимыми для работы (музыкант с плохим слухом, художник с плохим зрением).

2) Неправильное воспитание (гиперопека), результатом которого являются угнетенные дети, у которых не возникает чувства собственной ценности, и они встречаются с трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми.

3) Неправильное воспитание (гипоопека) – результат: бессердечные дети, у которых в силу враждебного отношения к людям также затрудняется процесс кооперации в обществе.

Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка чувство неполноценности. С точки зрения А. Адлера, воспитание у детей упорства и самостоятельности, отсутствие бессмысленного унижения, насмешек, наказаний способствуют укреплению у человека веры в свои силы.

Согласно А. Адлеру, дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания. Подчеркивание А. Адлером роли общества в развитии личности явилось основанием для квалификации его в зарубежной психологии как родоначальника социального направления в развитии психоанализа.

 

Книга К. Юнга «Психология бессознательного». Критика З. Фрейда

Карл Юнг (1875 – 1961) после окончания медицинского университета работал как психиатр в психиатрической клинике Цюрихского университета под руководством Э. Блейлера. В этот период в зимнем семестре
1902 – 1903 гг. работает в Париже под руководством Ж. Пиаже. Здесь он экспериментировал со словесными ассоциациями с целью выявления бессознательных комплексов, ядро которых составляют эмоционально окрашенные содержания. Заинтересовался «Толкованием сновидений»
З. Фрейда, начал применять принципы психоанализа на практике, но использовал при этом свой метод контролируемых ассоциаций. Этот метод – одна из модификаций ассоциативного эксперимента. С 1906 г. начал сотрудничать с З. Фрейдом. Начавшиеся разногласия с Фрейдом казались природы либидо. С 1909 г. покидает клинику Э. Блейлера и занимается частной практикой. В 1912 г. в книге «Психология бессознательного» К. Юнг выступил с критикой учения З. Фрейда.

По К. Юнгу, либидо – психологическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет размер формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, сексуальность – есть только одна из этих форм. В 1914 г. К. Юнг разрывает с психоанализом, признавая работы
З. Фрейда лучшими, хотя и верными на половину.

К. Юнг совершил путешествие в Америку, Тунис, Сахару, где с большим интересом изучал неевропейскую культуру. В последствии он познакомился с культурой примитивных народов: американскими индейцами. Анализ этих культур, фольклора, миров, религий народов мира К. Юнг использовал в построении своей концепции бессознательного.

 

Основы аналитической психологии К. Юнга

Собственную концепцию К. Юнг назвал аналитической психологией. Ее центральное содержание составляет учение о бессознательности и о процессе развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное он развивает учение о двух системах бессознательного – личном и коллективном бессознательном.

Личное бессознательное – поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы. Оно зависит от личной истории индивида. Коллективное бессознательное – сверхличная бессознательная психика, включает инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Инстинкт и архетипы выступают результатами жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип – обуславливает конкретное формирование сознательных психических содержаний. Архетипы – это некоторые прообразы: Персона, Тень, Анима, Анимус, Мудрый Старец.

Процесс становления личности К. Юнг назвал индивидуацией. Ее цель – становление самости, которое психологически обозначает объединение, уравновешивание сознательного и бессознательного.

В труде «Психологические типы» (1921 г.) К. Юнг различает две базисные установки: интроверсию и экстраверсию и 4 функции психики – мышление, чувство, ощущения, интуиция. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической дискуссией дает 8 типов индивидуальности. Эти взгляды породили большую литературу, получили дальнейшее развитие в психологии.

НЕОФРЕЙДИЗМ

Неофрейдизм и причины его возникновения

Неофрейдизм – обширное направление в зарубежной психологии, возникшее в 30-х г., истоком которого были идеи З. Фрейда. Его крупными представителями являются К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан. Его появлению способствовал новый, не невротический тип больных, которые жаловались на неудачи, беспокойство, чувство одиночества, чем на специфически неврологические симптомы (Последствие экономического кризиса 1929 г.). Поэтому для анализа причин заболевания было недостаточно погрузиться в семейные драмы, в результате чего и возник неофрейдизм как социально ориентированная форма психоанализа.

 

Неофрейдизм К. Хорни

В книге «Невротическая личность нашего времени» К. Хорни
(1885 – 1952) выступила с социологизированным вариантом фрейдизма, в котором поставила проблему социальной (по Хорни – культурной) обусловленности формирования характера человека. К. Хорни выступила с критикой ряда положений З. Фрейда как недостаточно отражающих значение социальных факторов. Эта критика касалась: пансексуализма, Эдипова комплекса, инстинкта смерти, структуры Я, Сверх – Я, Оно, сексуальной этиологии неврозов.

Однако К. Хорни не отказывается от наследия З. Фрейда. Она заменяет преимущественно биологизаторскую ориентацию З. Фрейда на эволюционно – социологический подход. К. Хорни обратила внимание на некоторые важные для современного общества аспекты – соревнование в смысле соперничества, конкуренции, характерной как для экономической жизни, так и для личной.

Сохраняя основные особенности психоанализа, К. Хорни подчеркивает роль культуры, противоречий, вызываемых ею. С одной стороны – культура стимулирует нами потребности, с другой – налагает большие ограничения (экономические, этические, юридические), которые подавляют эти же потребности, следовательно, усиливают бессознательную психическую драму. Основными элементами этой драмы, как и у З. Фрейда, служат противоположные бессознательные побуждения, внутриличностные конфликты.

 

Неофрейдизм Г. Салливана и его концепция межличностной психиатрии

Г. Салливан (1892 – 1949) – психиатр-практик, автор концепции межличностной психиатрии. Эта концепция – другая форма социализированного психоанализа. Ее основу составляет тезис о роли межличностных отношений в формировании личности. При этом задача воспитания сводится к социальной адаптации человека. В ходе итерперсональных отношений формируются персонификации, которые сложившись в детстве, в последующем определяют все отношения человека к другим людям. Все психические процессы, привычки, формы поведения являются формами поведения, являются способами трансформации энергии и называются «динамизмами». В сумме они составляют «Я – систему».

Г. Салливан также утверждал, что межличностные отношения лежат в основе душевных заболеваний. Он имел огромный опыт применения динамических психотерапевтических методов к лечению шизофреников.

В целом, Г. Салливан развивает важные идеи о значении и месте связей и отношений человека с другими людьми, оставаясь при этом в рамках психоаналитического учения.

 

Радикально-гуманистический психоанализ Э. Фромма

Э. Фромм (1900 – 1980) объединил психоанализ с социологией в концепции гуманистического психоанализа. Так же как К. Хорни и
Г. Саливен, Э. Фромм отвергает биологизм З. Фрейда и пытается понять человека в зависимости от социальных условий его существования. Но, в отличие от понимания и культуры в традиционном антропологическом смысле («цивилизация»), Э. Фромм анализирует все общественные сферы – экономическую, социальную, политическую. Он обращается к различным концепциям общества, в том числе к учению К. Маркса. В процессе развития человечества происходит постепенное отделение человека от природы, разрываются естественные – инстинктивные связи с ней, нарушается гармония между человеком и природой. Поскольку человек, свободный (негативный смысл) от первичных связей с ней, «свобода от» приводит к возрастанию чувства одиночества. Для того, чтобы победить чувство одиночества возможно два пути:

¨ продуктивный: добровольная связь с миром и природой, связь не «первичная», но как свободного и независимого индивида;

¨ непродуктивный: авторитаризм, деструктивизм, конформизм.

Э. Фромм непродуктивный путь называет механизмом бегства от свободы.

Признавал качественные различия между обществами на разных этапах истории, Э. Фромм указывает, что радикальные изменения экологических, социальных, политических сторон жизни сопутствуют столь же радикальные изменения в структуре личности. Зависимость характера человека от социальных условий, от его образа жизни, он назвал «социальным характером». Э. Фромм различал следующие его типы:

¨ неплодотворная ориентация: эксплуататорский, накопительский; воспринимающий; рыночный.

¨ плодотворная ориентация: гармония между человеком и обществом.

Только создание нового общества в будущем приведет к плодотворному характеру. Вера в это «светлое будущее» составляет основу радикально – гуманистической концепции Э. Фромма.

Эго ‑ психология А. Фрейд

В русле психоаналитической концепции развивается Эго-психология –направление, в центре которого находится исследование проблемы «Эго». Оно выступает против догматического взгляда, согласно которому психоанализ должен ограничиваться только бессознательным.

Дочь А. Фрейд (1895 – 1982), отталкиваясь от представлений
З. Фрейда, развиваемых им в работах: «По ту сторону принципа удовольствия», «Групповая психология и анализ человеческого Я», в которых З. Фрейд указывал на собственные тенденции «Эго», выступила с собственной концепцией. Эта концепция получила название «психология – Эго».

Крупным теоретиком этого направления является Х. Гартман
(1894 – 1970); к нему принадлежат такие Д. Рапапорт (1911 – 1961),
Э. Эриксон (р. 1902). Это направление ставит задачей исследовать содержание и происхождение «Эго» как автономного, независимого от «Оно» образования, его функций, главной из которых является адаптация к внешнему миру.

 

 

развитие психологии в россии

в первой половине XX в.

 

Социально-экономические условия становления отечественной психологии

Для отечественной психологии первых лет ее развития (после революции 1917 г.) было характерно пристальное внимание к достижениям мировой психологической науке. Из зарубежных концепций внимание отечественных психологов привлекали гештальтпсихология, персонализм
В. Штерна, психотехника и тестология, психоанализ З. Фрейда.

10 – 15 января 1923 г. в Москве прошел Первый Всероссийский съезд по психоневрологии. На этом съезде был актуализирован вопрос о соотношении психологии и марксизма, выдвинуто требование распространения марксистской точки зрения на эту область научного знания. В дискуссии приняли участие Г.И. Челпанов, В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов, П.П. Блонский, А.П. Нечаев. В результате, с этого момента начинается становление отечественной психологии – как нового этапа, в развитии мировой психологии; этапа создания диалектико-материалистической психологии, которая должна была ориентироваться на формирование всесторонне развитой коммунистической личности.

В начале 20-х гг. XX в. психология в России развивалась весьма интенсивно. Так, в 1923 г. в России было 13 психологических институтов (Москва, Ленинград, Харьков). Основными направлениями дисциплинарной развития психологии стали психотехника и педология.

Основателем российской психотехники явился С.Н. Шпильрейн, который активно исследовал вопросы профотбора, профконсультации, оптимизации психологии производства.

Теоретической основой педологии, стала интеграция педагогики, психологии и физиологии как попытка создания единой науки о воспитании, обучении ребенка. Основные представители М.Я. Басов, П.П. Блонский,
Л.С. Выготский. Педологи стали использовать зарубежные тесты, издавался журнал «Педология». Постановлением ЦК ВКПБ «О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСА» (1936) педология, в частности, психология вообще, были запрещены. Многие педологи были впоследствии репрессированы.

 

Д.Н. Узнадзе – основатель психологических установок

Д.Н. Узнадзе (1886 – 1950) – был создателем грузинской Академии наук и основателем грузинской психологической науки. Автор первых универсальных учебников по психологии («Основы экспериментальной психологии» (1925), «Общая психология» (1940), «Психология ребенка» (1946)). Проанализировав мировую психологическую науку, Д.Н. Узнадзе, выделил одно общее основание, которое назвал «постулат непосредственности» то есть внешнее раздражение, которое воздействует на психику однозначно, игнорирование психических факторов (S→R). Он пришел к выводу, что истоком этого постулата является лежащее в основе ориентации на естествознание, где есть связь на физические реакции (S→R), а психические реакции отсутствуют.

Д.Н. Узнадзе предположил, что на явление преодоления постулата является установка, которая пытается объяснить активность организма как единого целого во взаимодействии с действительностью. Установка возникает при наличии двух условий: потребность актуально действовать в данный момент; объективность ситуации удовлетворения этой потребности, то есть учитывались и внутренние и внешние факторы. Действия – это не реакция организма, а акт личности.

 

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) создатель культурно-исторической концепции, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной
С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, П.Я. Гальпериным,
Д.Б. Элькониным.

Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях, исследовал проблемы мышления, развития речи, логической памяти, произвольного внимания. Первым изложением этого учения была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» (1928). Все последующие исследования были связаны с теоретическим и экспериментальным подтверждением его основных идей. Диапазон исследований был очень широк: от проблем детской психологии до истории психологии. По мнению Л.А. Кандыбовича, все свои исследования он объединил одной идеей: проблемой генезиса структуры и функций человеческой психики.

После переезда в Москву, одним из его главных трудов была книга «Мышление и речь» (1936), в которой раскрываются вопросы обучения и развития ребенка. В результате этой работы появилось учение о зоне ближайшего развития ребенка.

 

Философские проблемы психологии С.Л. Рубинштейна

С.Л. Рубинштейн (1884 – 1960) сформулировал методологические проблемы психологии принцип единства сознания и деятельности, который составил основу деятельностного подхода в психологии.

Свои основные положения он изложил в книгах «Основы психологии» (1935), «Основы общей психологии» (1940 – 1 часть; 1943 – 2 часть;
1946 – 3 часть). По С.Л. Рубинштейну, в зависимости от характера мотивации различаются деятельность и поведение. «Единицей поведения является поступок, тогда как единицей деятельности – действие. Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к общему, к нормам общественной морали». Таким образом, в сферу психологического изучения была включена деятельность. «Психологическое познание – это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных объективных связей». В дальнейшем вопросы деятельности стали предметом изучения А.Н. Леонтьева.

В 50-х гг. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма на экспериментальном материале исследования мышления. Согласно этому принципу внешние причины, влияния действуют только внутренние условия, в качестве которых выступают аналитико-синтетические акты по соотнесению каждого элемента условий и требования задач. В связи с исследованием мышления было сформулировано положение о психическом как процессе. Последователи С.Л. Рубинштейна выявили и описали свойства психического процесса: динамичность, непрерывность, недизъюнктивность и другие.

Труды С.Л. Рубинштейна на современном этапе продолжают служить важным источником развития отечественной психологии. Общие принципы, сформулированы в его работах, находят свою конкретизацию в исследованиях учеников и последователей С.Л. Рубинштейна.

 

Рекомендуемая литература

Основная литератур:

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 512 с.

2. Марциновская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд. «Академия», 2001. – 544 с.

Дополнительная литература:

1. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / Под ред. А.Н. Ждан. М., 1988.

2. История психологии: Период открытого кризиса: Начало 10-х середина 30-х гг. ХХ в.: Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина и А.Н. Ждан
М., 1992.

3. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. М.,1995.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.

5. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина и
А.Н. Ждан. М., 1980.


 

Историческое развитие генетической психологии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.