КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория А. Маслоу
Теория Г. Олпорта Г. Олпорт (1897 – 1967) является одним из основателей гуманистической психологии. Одним из главных постулатов теории К важнейшим заслугам относится то, что один из первых заговорил об уникальности качеств человека, так как он является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Г. Олпорт называл trite ‑ черта. Эти потребности, или черты личности, он подразделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генетические, а инструментальные – оформляют поведение, формируются в процессе жизни человека, то есть являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость. Важным в теории Г. Олпорта является положение об автономности черт. У ребенка нет этой автономности, его черты неустойчивы и не полностью сформированы. Только у взрослого, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека позволяет ему, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Так Г. Олпорт решает проблему идентификации – отчуждения – одну из важнейших для гуманистической психологии. Г. Олпорт разработал специальные методы системного исследования психики человека. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (MMPI).
Абрахам Маслоу (1908 – 1970) считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Именно им были разработаны теоретические положения этого направления ‑ о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности. А. Маслоу окончил Висконсинский университет и получил степень доктора психологии в 1934 г. Собственная теория А. Маслоу, которую он разработал к 50-м годам изложена в книгах «К психологии бытия» (1968), «Мотивация и личность» (1970). Она появилась на основе детального знакомство с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период, так же как и сама идея А. Маслоу о необходимости формирования третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму. В 1951 году А. Маслоу пригласили в Бренденский университет, где он занимал пост председателя психологического отделения до 1968 г. Последние годы жизни он был Президентом Американской психологической ассоциации. Он активно выступал против тенденции сведения всей психической жизни к поведению (бихевиоризм), так как считал, что самое ценное в психике – Самость, стремление к саморазвитию, не может быть описана с позиции психологии поведения, а потому она должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, которая бы исследовала В отличие от психоанализа, который исследовал главным образом отклоняющееся поведение, А. Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а, не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротичных индивидуумов». Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его современниками, а 9 – историческими личностями: А. Линкольн, ¨ физиологические потребности – в пище, воде, сне; ¨ потребность в безопасности – стабильности, порядке; ¨ в любви и принадлежности – семье, дружбе; ¨ в уважении – самоуважении, признании; ¨ самоактуализации – развитие способностей. Одно из слабых мест в теории А. Маслоу заключалось в его положении о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более «высокие» потребности возникают только после того, как удовлетворяются элементарные, например потребность в безопасности или в любви. Впоследствии и сам А. Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса – потребности нужды и потребности развития. Таким образом, он выделил два уровня существования человека – бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделил группы бытийных и дефициентных потребностей, обозначив их терминами Б и Д (например: Б – любовь и Д – любовь), а также ввел термин метамотивация – собственно бытийная мотивация, ведущая к личностному росту. Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Однако стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности (непонимание окружающих, собственная неуверенность), поэтому большинство людей отказывается от желания проявить себя, самоактуализироваться, что в дальнейшем приводит к неврозам. Исследования А. Маслоу показали, что невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью к самоактуализации. А. Маслоу был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонение, но и на позитивные стороны личностного развития.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |