Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследования Ж. Пиаже в области психологии




Основатель генетической психологии Ж. Пиаже

Ж. Пиаже (1896 – 1980) – швейцарский психолог, основатель генетической психологии. Один из наиболее известных ученых, чьи работы составили важнейший этап в развитии психологии.

Научные интересы Ж. Пиаже в юности были сосредоточены на биологии и математике. В 1918 г. получил докторскую степень за работу о моллюсках. После окончания университета уехал в Цюрих, где познакомился с работами К. Юнга и техникой психоанализа. Стремился соединить строго экспериментальный метод, лабораторный, свойственный биологическим исследованиям с более информативным и свободным методом беседы, применяемым в психоанализе. Разработке такого нового метода, который он собирался применять для изучения мышления детей, он посвятил несколько лет. В результате Ж. Пиаже апробировал метод клинической беседы.

Большое значение для Ж. Пиаже имела его работа в течение 2-х лет в Париже, куда он был приглашен в 1919 г. в лабораторию А. Бине для исследования шкал измерения интеллекта. В это же время он начинает уделять внимание изучению типичных ошибок, которые дети делают, выполняя тест А. Бине. В 1921 г. возвратился в Женеву на пост директора института Ж.-Ж. Руссо. Одновременно начинает читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. Материалы, полученные им в этот период, легли в основу первых книг «Мышление и речь ребенка» (1921), «Моральное суждение у ребенка» (1923). В них он изложил основы концепции когнитивного развития детей, рассматриваемого как постепенный процесс, проходящий в своем развитии несколько стадий.

В последующие годы Ж. Пиаже сочетал преподавательскую работу с различными административными должностями, публиковал книги, в которых пересмотрел и дополнил свои теоретические воззрения на природу и развитие мышления у детей. В 1949 – 1951 гг. создал свой основной труд «Введение в генетическую эпистемологию» (1951), а в 1955 г. возглавил созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. Директором этого центра он оставался до конца жизни.

 

Свою теорию развития детского мышления Ж. Пиаже построил на основе логики и биологии. Он пришел к выводу, что этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы служит логическое мышление.

Ж. Пиаже считал, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создания правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к миру. При этом адаптация не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Активность есть необходимое условие развития, так как схема не дается в готовом виде человеку при рождении, она вырабатывается в процессе взаимодействия со средой.

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы – ассимиляция и аккомодация. Само развитие представляет чередование процессов аккомодации и ассимиляции, причем до определенного предела ребенок пользуется старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

Изучая связи между мышлением и речью (20-ые годы) он пришел к выводу, что развитие мышления – это процесс экстериоризации. Эта позиция вызвала критические нарекания со стороны других психологов, особенно Л.С. Выготского.

В этот период Ж. Пиаже делает серию фундаментальных открытий в понимании психического развития детей, формирования их интеллекта. Это открытия таких особенностей детского мышления как эгоцентризм (неумение встать на нужную точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукция (переход от частного к частному минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям.

Второй этап исследований, начавшийся в 30-е гг. был связан с изучением операциональной стороны мышления. Ж. Пиаже считал, что развитие мышления связано не только с речью, а с развитием мыслительных операций и разработал эксперименты для их изучения. В результате исследований он пришел к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные – впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные операции. В таком контексте он открыл главное свойство этих операций – их обратимость.

Эти исследования привели Ж. Пиаже к выводу, что до семи лет дети находятся на предоперационной стадии, к 7 годам начинают решать предложенные задачи, к подростковому возрасту формируется конкретное и абстрактное мышление. Таким образом, периодизация интеллекта, разработанная Ж. Пиаже приобрела законченную и широко известную форму: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций, стадия формальных операций.

 

Взгляды Л. Кольберга (теория развития нравственности)

Идеи Ж. Пиаже об этапах психического развития детей стала отправной точкой для исследований Л. Кольберга (1927 – 1987), одним из основных открытий которого стала теория развития нравственности у детей.

Л. Кольберг исходил из того, что в психической эволюции детей не только формирование знаний об окружающем мире, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами. Вслед за Ж. Пиаже Л. Кольберг исследовал развитие нравственности у детей, расширив и углубив его идеи. В своих экспериментах он ставил перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора и анализировал систему их рассуждений. Это позволило ему выделить три уровня развития нравственных суждений:

w доусловный уровень, при котором дети оценивают действия исходя из его последствий.

w уровень традиционной нравственности, на котором общественно признанные ценности превалируют над личными интересами ребенка.

w посттрадиционный уровень: на нем люди обосновывают нравственные суждения принципами, которые они сами создали и приняли.

Л. Кольберг, как и Ж. Пиаже предполагал, что смена нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций.

 

Брунер Д.С. «Теория перцептивных гипотез»

Развитие новых закономерностей познавательного развития детей связано с именем известного американского психолога Д.С. Брунера (род.1915).

В своих исследованиях Д.С. Брунер впервые начал изучение влияния потребностей и ценностных ориентаций на процесс восприятия. Полученные материалы привели его к выводу, что восприятие селективно. В состоянии фрустрации даже нейтральные слова воспринимаются детьми как тревожные и угрожающие. На основе этих исследований Д.С. Брунер ввел термин «социальная перцепция», подчеркивал зависимость восприятия от социального опыта детей.

Анализируя структуру восприятия, Д.С. Брунер выделил в нем три компонента:

w представления об окружающем мире в форме действий;

w представления об окружающем мире в форме образов;

w представления об окружающем мире в форме слов (языковая форма).

Теория перцептивных гипотез: все познавательные процессы представляют собой процессы категоризации, то есть предметы окружающего мира объединяются друг с другом на основе усвоения детьми правил объединения (категорий). В процессе объединения последовательно возникают гипотезы о том, какие качества являются основой для объединения данных предметов и все ли предметы имеют эти качества. Таким образом, овладение понятийным мышлением происходит как обучение тому, какие свойства среды наиболее значимы для группировки объектов в определенном классе.

На основе проведенных кросскультурных исследований Д.С. Брунер дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей», то есть способов, знаков, операций, помогающих ребенку справиться с решением возникающих перед ним задач.

Д.С. Брунер также разработал методику формирования искусственных понятий. В целом работы Ж. Пиаже и Д.С. Брунера во многом способствовали появлению нового направления в 60-е гг. XX в. – когнитивной психологии.

становление и развитие гуманистической психологии

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.