Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции и модели менеджмента




 

В процессе развития менеджмента были сформированы следующие концепции управления организацией: управление по результатам, управление по отклонениям, управление по целям, стратегическое управление.

Суть управления по отклонениям состоит в том, что все цели, стоящие перед организацией и ее подразделениями формализуются в систему нормативов, отклонения от которых, выявленные в результате контроля, служат основой принятия управленческих решений. Руководитель включается в деятельность только в наиболее серьезных случаях, положившись в остальных на опыт и способности исполнителей.

Стратегическое управление на основе предвидения изменений исходит не из существующих условий, а из тех, которые могут сложиться в будущем и чьи признаки в данный момент отсутствуют. Основой управления является прогноз грядущей ситуации и обеспечение на этой основе выживаемости организации в длительной перспективе (разработка стратегической миссии).

Ввиду более широкого распространения, рассмотрим управление по целям (англ. Management by objectives).

Управление по целям (УПЦ) можно определить как процесс совместного оп­ределения членами организации целей для каждой долж­ности и координации усилий по их достижению. В соответствии с целями высшего уровня работники совместно со своим руководителем устанавливают те конкретные результаты, которые они планируют достичь за конкретный промежуток времени. Хотя работникам предоставлена некоторая степень свободы в разработке планов дости­жения поставленных целей, эти планы также обсужда­ются с руководителем с точки зрения их желательности, выполнимости и обоснованности. Руководитель регулярно анализирует успехи каждого работника в достижении поставленных целей. В конце планового периода произ­водится окончательный анализ, в ходе которого получен­ные результаты соотносятся с намеченными целями. Затем устанавливаются новые цели на следующий период.

Питер Драккер считается родоначальником этого подхода как пути осу­ществления целевого планирования во всей организации. УПЦ основано на той предпосылке, что, чем яснее понимается цель, тем больше вероятность ее достижения, а прогресс можно измерить только по отношению к по­ставленной цели.

УПЦ дает поло­жительные результаты в следующих областях:

1. Постановка цели:

а) постановка конкретных целей приводит к более высокому уровню исполнения по сравнению с призывом сделать все воз­можное;

б) чем выше предполагаемый уровень достижения целей, тем выше уровень исполнения;

в) установление приоритетов целей помогает создать благоприятное отношение к УПЦ.

2. Знание результатов (обратная связь):

а) установление ясных целей и проведение частых обзоров хода работы всегда связаны с положительными результатами;

б) обратная связь улучшает исполнение при условии постановки целей, с которыми сравниваются ре­зультаты.

3. Участие в управлении.

Установленные цели служат стандартами, по отноше­нию к которым менеджеры могут периодически оцени­вать результаты своей работы. Если цели оказы­ваются не достигнутыми, то проводится анализ причин срыва с целью выработки корректирующих мероприятий или для того, чтобы избежать таких ошибок в будущем.

Использо­вание УПЦ дает много преимуществ:

1. Повышается эффективность управления.

2. Совершенствуется планирование.

3. Эффективнее контроль. УПЦ способствует самоконт­ролю.

4. Улучшаются взаимоотношения между подчиненны­ми и руководителями: снижается потребность в строгом контроле; под­чиненные участвуют в процессе планирования, др.

5. Расширяются возможности подготовки руководите­лей.

6. Обеспечиваются стандарты и критерии для оценки исполнения.

7. Облегчается делегирование.

Слабые стороны УПЦ:

1. Недостаток поддержки высшего руководства.

2. Чрезмерное внимание к количественным целям и показателям.

УПЦ может быть эффективной программой, которая дает преимущества, связанные с постановкой целей, только если оно серьезно внедрено на предприятии.

В рамках общего менеджмента также рассматриваются его модели: американская, японская, европейская и российская. Особенности моделей управления США и Японии представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Американская и японская модели менеджмента

Объект сравнения США Япония
     
Характер решений Индивидуальный Коллективный
Преобладающие цели Тактические Стратегические
Разграничение обязанностей и полномочий Четкое Расплывчатое
     
Специализация работника Узкая Широкая, со знанием смежных сфер
Ответственность Индивидуальная Коллективная
Приверженность работника Профессии Организации
Оценка и продвижение Быстрые Медленные
Разделяемые ценности Индивидуальные Коллективные
Идеал менеджера Лидер, сильна личность Координатор
Объект сравнения США Япония
Способы контроля Руководителем по индивидуальным количественным результатам Коллективно по совместно выработанным качественным результатам
Найм Краткосрочный Пожизненный
Направленность руководства На индивида На коллектив
Отношения с подчиненными Формальные Неформальные
Обусловленность карьеры Личными результатами Коллективными достижениями, возрастом, стажем
Структура управления Жесткая, формализованная Гибкая
Оплата труда По индивидуальным результатам По коллективным результатам, возрасту, стажу

По данным таблицы видно, что данные модели имеют противоположные характеристики, что в основном объясняется менталитетом и особенностями экономики данных стран.

Особенности европейского менеджмента можно рассмотреть на примере немецкой модели менеджмента. Немецкий стиль менеджмента отличают коллегиальность деятельности и принятия решений, стремление к согласованию, ориентированность на качество продукции и обслуживания, соперничество в обеспечении более высокого качества товаров и услуг, постепенное проведение изменений, преданность одной компании и особое внимание к перспективам ее долгосрочного развития.

Что касается российской модели менеджмента, то на данный момент она находится на этапе становления. Среди отличительных характеристик можно выделить следующие: спокойная атмосфера внутри организации, стремление к коллективному результату, управление через коллектив, широкая специализация работников, формализованная структура управления и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.