КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Темперамент и характер
Важнейшими факторами функционирования личности являются её темперамент и характер. Темперамент (соразмерность или надлежащее соотношение частей), это определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств индивидуума, проявляющихся в его деятельности и поведении. Это общий врожденный стиль реагирования, приспособления, адаптации, который особенно ярко заявляет о себе в каких-то экстремальных ситуациях. Обычно, когда мы находимся в спокойном, уравновешенном состоянии, мы не очень ярко проявляем свою темпераментную принадлежность. Но в случае возникновения какой-то экстремальной ситуации каждый в ней будет следовать своему темпераменту. Темперамент это, прежде всего, динамическая характеристика индивидуума. Такие факторы как интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний – все это относится к темпераменту. Сюда же можно отнести уровень энергетического потенциала, темп восстановления сил, работоспособность, степень устойчивости к трудностям, уровень психического темпа, возбудимость внимания и т.д. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания. Он меняется в течение жизни, но очень медленно и инертно. В интересующий нас период жизни, т.е. в детстве, мы можем считать темперамент величиной постоянной. Темперамент может благоприятствовать, а может препятствовать образованию определенных черт личности. Он дает своеобразный уклон факторам среды и воспитания, и поэтому одно и то же воспитание, при различных темпераментах воспитуемых, даст разный результат в плане формирования личностных свойств. Темперамент это врожденный тип реагирования, т.е. генетически-запрограммированный. Основными классическими типами темперамента являются четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Они достаточно хорошо описаны. Меланхолик слабый тип, но очень чувствительный. Холерик быстрый, взрывной, неуравновешенный, подвижный. Сангвиник сильный, подвижный, уравновешенный. Флегматик сильный, но инертный, очень выносливый, неторопливый. В 80-х годах в Америке вышла книга Стеллы Чесс и Александра Томаса «Темперамент и нарушения поведения детей». Авторы говорят о 9-ти темпераментах, но если присмотреться, то можно говорить о 9-ти факторах темперамента, которые так или иначе задействованы в поведении детей. Какие эти факторы? 1. Уровень активности или степень наследственной моторной активности, который определяет активным или пассивным является ребенок. Есть дети от рождения активные и эти дети должны вести активный образ жизни, а если они не ведут такой образ жизни, то возникает масса неприятных проблем с их воспитанием и их психическим функционированием. Есть дети пассивные и эти дети стремятся вести пассивный образ жизни. Попытки стимулировать пассивного или притормозить активного ни к чему хорошему не приводит, ребёнок, невротизируясь, пытается отстаивать свой темперамент. 2. Ритмичность (регулярность или нерегулярность), предсказуемость или непредсказуемость таких ритмических функций как голод – питание, питание – выделение, сон – бодрствование. У одних детей эти функции ритмичны, у других неритмичны. 3. Приближение и удаление. Это тип естественной реакции ребенка на новые стимулы – новая еда, новая игрушка, новая одежда, незнакомый человек. Один при виде чего-то незнакомого идёт к нему навстречу, другой сохраняет дистанцию, пока не привыкнет к новизне. 4. Приспособляемость или адаптивность. Имеется в виду скорость и легкость, с которой ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды, обстановки, ситуации. Одному нужно адаптироваться долго, другой это делает моментально. 5. Интенсивность. Количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроений. Один быстро дает бурную эмоциональную реакцию, другой как будто не реагирует, внешне ничего не выдаёт. 6. Порог реактивности. Имеется в виду уровень интенсивности стимула, который требуется для того, чтобы появилась реакция. Есть люди с высоким порогом восприятия и низким порогом восприятия. 7. Качество настроения. Преобладающий в эмоциональной сфере положительный или отрицательный настрой. Одни люди по темпераменту – мажорные, веселые, дружелюбные, контактные, а другие – минорные, грустные, капризные, подавленные. 8.Способность отвлекаться. Характеризует степень влияния посторонних помех на способность концентрировать внимание на своей линии поведения. Одному не мешают никакие внешние помехи, другой постоянно отвлекается по мелочам. 9. Интервал времени и настойчивость. Имеется в виду продолжительность времени, в течение которого ребенок сосредоточен на своей активной деятельности и продолжительность активности в случае возникновения помех или препятствий. Исходя из этих представлений, можно задаться вопросом: какие дети наиболее подвержены стрессам, какие дети чаще дают невротический срыв, формируют невротический конфликт. Существует четыре типа таких детей: - дети с высокой степенью реактивности; - дети, которые склонны замыкаться в себе при изменении обстоятельств; - дети, которые трудно приспосабливаются к новым условиям; - дети, у которых постоянно плохое настроение. Авторы книги предлагают схему, которая наглядно демонстрирует влияние матери на психическое развитие ребёнка. Всех младенцев можно разделить на лёгких и трудных (4 обозначенных типа); матери могут зрелыми для материнства и незрелыми, ласковыми с ребёнком и неласковыми. В схеме это получает следующее отображение: ласковая мать неласковая мать легкий младенец
трудный младенец Эта схема показывает, что для наилучшего развития ребенка более важен тип материнства, чем врожденный тип темперамента ребенка. Мать своим влиянием в значительной мере нейтрализует неблагоприятные факторы темперамента. В детстве система мать-дитя представляет собой очень значимую, прочную психобиологическую систему. Темперамент во многом генетически-наследуемая форма реагирования, он предопределяет собой способ взаимодействия индивидуума с окружением, являясь психобиологической основой поведения. Эта та основа, на которой индивидууму легче всего себя проявить. Нельзя сломить темперамент в угодную для воспитателя сторону, это будет создавать колоссальные проблемы в формировании личности. Единственное, чем могут помочь ребёнку его воспитатели – это осваивать реальность, базируясь на том темпераменте, который присущ ребенку. Любить ребенка можно только таким, какой он есть. Нередко невротичные родители любят свои фантазии по поводу ребенка. Воспитанный ребенок – это совсем не тот ребенок, который удобен воспитателю, а это тот ребёнок, который при помощи воспитателя осваивает и познает свою природу, и умеет направлять свои природные силы в нужном для себя направлении собственной самореализации. В отличие от генетически-наследуемого темперамента, характер - это приобретенный, сформированный в процессе жизни тип реагирования. Характер (печать, чеканка) это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека, которая складывается в деятельности и общении и проявляется в типичном для данного индивидуума поведении. Характер формируется в процессе личного опыта, в процессе социализации субъекта. Характер можно рассматривать, как систему отношений личности, а можно как систему влечений, стремлений человека, которые подспудно влияют на формирование тех или иных черт характера. Если рассматривать характер как систему отношений, то можно выявить следующие типы отношений в характере: 1. Отношение к другим людям (общительный – замкнутый, правдивый – лживый, тактичный – грубый). 2. Отношения к самому себе (скромный – самовлюбленный, самокритичный – самоуверенный, гордый – приниженный). 3. Отношение к деятельности (ответственный – недобросовестный, трудолюбивый – ленивый). 4. Отношение к собственности (щедрый – жадный, бережливый – расточительный, аккуратный – неряшливый). В.Н.Мясищев говорил, что именно нарушение особо значимых отношений приводит человека к неврозу. Невротический срыв практически неизбежен там, где есть чрезмерная переоценка значимости того или иного отношения. Скажем, если для человека особенно значимой оказывается его собственность, а все другие типы отношений для него индифферентны, то невротический срыв у него будет там, где будет задета его собственность. Для другого же человека особо значимыми могут быть отношения с другими людьми, а потому его невротический срыв возникнет у него при невозможности иметь удовлетворительные для него отношения с этими другими. Карен Хорни дает пять критериев невротизма: 1. Зависимость самооценки от мнения окружающих. 2. Комплекс недостаточности (неполноценности). 3. Невротический смысл жизни. 4. Повышенная агрессивность. 5. Невротическая сексуальность. Во всех четырёх типах отношений при их невротизации будут прослеживаться все эти пять критериев. Скажем, при невротическом срыве в отношениях с другими людьми человек будет особо зависим от их оценки, он будет испытывать комплекс неполноценности в коммуникациях с другими людьми, он будет находить смысл своей жизни в обретении своей референтной группы, он будет подвержен вспышкам гнева при неудавшихся взаимоотношениях с кем-либо, он, наконец, может иметь срыв в сексуальных отношениях или попытается компенсировать себя в чрезмерной сексуальной активности, которая нужна ему будет только для собственного самоутверждения. Эти же пять критериев можно отследить и в других типах отношений.
Свой вклад в учение о темпераментах внес З.Фрейд. До него психология изучала в основном психические процессы без соотнесения их с личностью. Изучалась память, мышление, восприятие, ощущения, воля, эмоции как функции мозга. Фрейд показал, что все эти психические процессы в значительной степени замотивированы личностью. Он развил теорию характера, рассматривая его не как систему отношений, а как систему влечений, стремлений, которые лежат в основе поведения человека и мотивируют его характер. Например, такая черта как смелость может прикрывать либо амбиции, желание вызвать восхищение окружающих, либо суицидные намерения, либо недостаточность умственного развития, либо твёрдое следование какому-то принципу. Только в последнем случае смелость оказывается подлинной смелостью. Представления З.Фрейда о характерах даёт более объёмное представление о скрытых мотивациях поведения человека. З.Фрейд считал, что при изучении характера имеешь дело, прежде всего, с силами, которые мотивируют поведение человека. Поведение человека это не просто результат его рационально-взвешенных ответов на вызовы реальной ситуации; его ответы во многом формируются в лоне его сформировавшегося характера, который, собственно, и определяет его поведение. В свою очередь, характер складывается за счёт усвоенных в детстве эмоциональных установок, определяющих в последующем эмоциональные мотивации поведения уже взрослого человека. Поэтому в своём поведении человек во многом мотивирован бессознательным для себя выбором. Фрейд полагал, что структура характера человека представляет собой особую форму, которая направляет его жизненную энергию в определенном русле на протяжении всей его жизни. Совершенно очевидно, что базисные черты характера человека закладываются в его детстве, которое оставляет неизгладимый след в сфере его жизненных предпочтений. Черты характера З.Фрейд объяснял, исходя из своей теории либидо, т.е. судьба человека, его характер, связаны с теми трансформациями, которые либидо претерпевает в детстве. З.Фрейд говорит о том, что черты характера возникают за счёт соприкосновения либидных влечений с социальной реальностью. В результате этого происходит либо сублимация различных форм сексуального влечения, либо возникновение реактивных образований на сексуальные влечения. Разумеется, жизненный опыт человека не исчерпывается исключительно его сексуальным становлением. Нужно учитывать и сознательные факторы формирования характера (опыт труда, лидерства, дружбы, инициативы, различные объективные обстоятельства жизни). Однако, характер, полагает З.Фрейд, есть результат жизненной истории, основные события которой связаны с теми, кого мы любили или ненавидели. Характер складывается в существенной своей части под влиянием приобретений и утрат, даваемых чувственным влечением. Переживания детских лет имеют решающее значение для формирования характера. З.Фрейд пытался установить связь между прохождением важнейших стадий развития в детстве и типом характера. В каждый период могут происходить фрустрации либидо, вызванные запретами и наказаниями, которые в последующем, у взрослого, проявятся в виде своеобразия его характера, а также возможными невротическими реакциями, страхами, психическими барьерами. В соответствии с особенностями протекания каждой из стадий сексуального развития – оральной, анальной, клиторально-фаллической, нарцисстической – вырабатывается и соответствующий характер. Особенности каждого характера, как полагал З.Фрейд, связаны с двумя факторами: 1) со следами фрустраций или чрезмерных удовлетворений, характерных для каждой стадии развития либидо; 2) с символами, замещающими специфические для каждой стадии желания и удовольствия, после того, как эти желания и удовольствия вытесняются. Возьмём оральную фазу развития либидо. Удовольствия оральной стадии связаны с сосанием, кормлением, насыщением. Фрустрации – с голодом, отрывом от груди. Символы оральной ориентации – всё, что напоминает материнскую грудь – округлые предметы, зрелые фрукты и т.д. Какие следы оральной стадии будут прослеживаться в характере «орального человека»? Такой человек не созидает, а ждёт благ со стороны. Он ждёт, что кто-то его накормит, напоит, защитит, полюбит. Ему представляется, что источник всех благ для него – во вне, главное заполучить его извне, как материнскую грудь. Ему присущи типичные оральные удовольствия: любит поесть, выпить, поболтать, закурить. Этим людям свойственны сговорчивость, доверчивость, нежность, но нередко они являются социальными приспособленцами, они беспринципны, трусливы, неуверенны. Или анальная стадия развития либидо. Удовольствия анальной стадии связаны с актами дефекации и уринации, с ситуациями вокруг горшка. Фрустрации – с приучением к опрятности, регулярности, настойчивости. Символы анальной ориентации – фекалии (особая «ценность» в глазах ребёнка) – подарки, ценности, золото, деньги. Проявлениями следов анальной стадии развития либидо у взрослого человека являются скупость, аккуратность, настойчивость в достижении цели. Его жизнь основана на стяжательстве и экономии, а всякие траты он воспринимает как угрозу себе. Скуп не только материально, но и душевно, и интеллектуально. Всякую близость воспринимает как угрозу, поэтому в отношении других либо обладание, либо отстранённость. Любит коллекционировать, копить и считать деньги. Жаден, невеликодушен, агрессивен. Практичен, экономен, осторожен, методичен, при этом подозрителен, чёрств, вязок, холоден. Каждая фаза психосексуального развития может стать корневой системой будущего характера. Особенно важной фазой является эдипальная, поскольку в этой фазе происходит вытеснение аутоэротизма предыдущих четырёх стадий и ребёнок оказывается способен к более зрелой социализации собственного поведения. В противном случае, он не осваивает важного для него «принципа реальности», оставаясь в инфантильном «принципе удовольствия». Это обрекает его не невротическое развитие. Характер ребенка – во многом слепок с характера его родителей. Поэтому семью можно рассматривать, как это делает Э.Фромм, в качестве «психического посредника» между ребёнком и обществом. Приспосабливаясь к своей семье, усваивая необходимые требования, предъявляемые ему родителями, ребёнок осваивает определённые социо-нормативные требования, которые будут необходимы ему в его социальной деятельности. Другими словами, семью можно считать общественным институтом, который выполняет функцию передачи требований общества подрастающему поколению. Эту функцию семья выполняет двумя путями: 1) через способы воспитания детей, обычные для данного социума; 2) через влияние, которое оказывает характер родителей на характер ребёнка. Характер большинства родителей является выражением так называемого «социального характера» (термин Э.Фромма). Что это такое? Социальный характер, в отличие от индивидуального, это характер, который свойственен большинству представителей данного социума. Через социальный характер родителей ребёнок усваивает основные черты желательной для общества структуры характера. Совершенно очевидно, что члены любого общества вынуждены, как правило, вести себя так, чтобы иметь возможность функционировать в соответствии с требованиями социальной системы. Если в социуме никто не будет придерживаться тех или иных социо-нормативных правил и обязательств, то социум как налаженная система межличностных отношений окажется невозможным.
Следует упомянуть также о том, что линия развития человека никогда не бывает гладкой. Помимо непредсказуемых событий в ней незыблемыми вехами стоят годы возрастных кризисов, миновать которые не удаётся никому. С некоторым приближением можно говорить о таких возрастах: 1год – у ребёнка вырабатывается отношение к миру, в котором ему предстоит жить, формируется либо доверие к нему, либо недоверие. 3 года – ярко проявляются негативизм, упрямство, ребёнок начинает ощущать себя отдельной личностью; происходит осознание понятия «нет». 7 лет – рождение социального «Я» ребёнка, обобщение переживаний; именно в этом возрасте обычно возникает комплекс неполноценности или ощущение собственной исключительности; происходит расставание с детской непосредственностью. 12-14 лет – подросток становится агрессивным, переживает резкие перепады настроения, борется за самостоятельность: окончательно осознаёт себя представителем своего пола: именно в этом возрасте могут проявиться скрытые психические заболевания. 18-20 лет – окончательное расставание с детством, обретение самостоятельности: человек выбирает профессию, начинает борьбу за место в жизни. 27-29 лет – начало зрелости, когда приходится приводить к общему знаменателю мечты и реальности: в этот период человек часто кардинально меняет образ жизни и сферу деятельности. 35-37 лет – кризис среднего возраста, когда человек ставит под сомнение всё достигнутое: происходит переоценка ценностей: в этом возрасте человек часто начинает заниматься благотворительностью. 53-55 лет – кризис предпенсионного возраста; человека пугает изменение социального статуса; многие начинают работать лучше, чем молодые; мужчины влюбляются в молоденьких девушек. 65-67 лет – подготовка к смерти, или «узелковый период», когда человек собирает в узелок всё достигнутое; человек существует как бы в двух мирах – здесь и там, обретает большую свободу в предпочтениях, творчестве и даже любви. 100 лет – футурологический кризис; усталость о жизни; понимание того, что отпущенный срок прошёл, а продолжающаяся жизнь лишена привычных смыслов, отсюда ощущение пустоты и вероятность самоубийства.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |