КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности современной ситуации в психологии
Этапы развития психологии 1 этап – психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Душа – особо тонкий материальный предмет (начало), которое соединено с телом, но способно отделяться от тела: ей приписывали голос, видимый облик, ничтожный вес, возможность быстро перемещаться в пространстве; потеря сознания, обморок – временное отделение души от тела; смерть – отступление души от тела Гиппократ – учение о 4-ех жидкостях – версия о 4-ех темпераментах – сангвиник – кровь, флегматик – слизь, холерик – желтая желчь, меланхолик – черная желчь. Демокрит – душа – поток огненных атомов. Душа причина движения тела. Душа материальна и состоит из мелких частиц, особо подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа – продукт распределения атомов. Душа смертна. Ее обновление происходит с каждым новым дыханием. Болезнь – это изменение пропорции атомов. Особо благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу, он –место высших духовных функций, способности к познанию. Впервые высказал мысль, что человек не может совершенно правильно, адекватно познавать окружающий мир. Ввел принцип демерминизма – причинной обусловленности. Моральные принципы являются результатом воспитания и упражнения. Считал воспитание столь трудным делом, что сознательно отказался иметь детей. Считал, что от детей бывает много неприятностей, и в случае удачи, последнее приобретено ценой большого труда, а в случае – неудачи горе родителей несравнимо ни с каким другим. Сократ выдвинул тезис «Познай самого себя» - под познанием понимал не обращение к внутренним переживаниям и состояниям сознания, а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Был пионером психотерапии. Ввел диалог-беседу. После Сократа – понимание души как феномена культуры (духовно). Аристотель – душа – как предмет психологического знания – способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. 2 этап – психология как наука о сознании. Возникает в 18 веке в связи с развитием естественных наук. Основной метод изучения – самонаблюдение и самоописание. 3 этап – Психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии – постановка экспериментов и наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. 4 этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления механизмы психики. · Критика естественнонаучного и деятельностного подходов и выдвижение других подходов – гуманитарного и психотехнического; · Поиск оптимального соотношения между психологическим теориями и психологической практикой; · Проблема эффективности психопрактик – реальна ли помощь психолога, каковы ее последствия, когда психолог имеет право помогать, а когда – нет. Вывод: кризис психологии, построенной на естественнонаучной парадигме. Его причины: человек – духовное существо, рефлексивное и активное, поэтому нельзя рассматривать его как механизм и использовать в отношении его инженерную. Установку – овладеть, подчинить, управлять и также естественнонаучную – описать процессы и условия, их определяющие.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |