Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрасли психологии




Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Психология связана:

- с общественными науками ( философией, социологией )

- с медицинскими науками ( патопсихология, медицинская психология, нейропсихология, психофармакология )

- естественным науками (биология, психофизиология, сравнительная психология)

- с педагогическим науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию )

- техническими науками ( через инженерную психологию )

Традиционно выделяют:

· социальную психологию

· возрастную психологию

· инженерную психологию

· психологию труда

· клиническую психологию

· психофизиологию

· дифференциальную психологию

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Социальная психология изучает то, как люди думают друг о друге, как они относятся друг к другу и как они влияют друг на друга.

Феномены социальной психологии:

- восприятие и понимание людьми друг друга;

- подражание, внушение, убеждение;

- сплоченность и конфликтность;

- совместная деятельность и межличностные отношения;

- феномен группового давления;

- качественные и количественные характеристика малых групп, их влияние на эффективность совместной деятельности;

- влияние меньшинства и большинства;

- психология паники, слухов, толпы;

- этнопсихология.

Педагогическая психология – закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания (влияние педагога (стиля педагогического руководства) и личности учащегося).

Возрастная психология – закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости (детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология).

Инженерная психология- закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации АСУ, новых видов техники.

Клиническая психология – изучает проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения.

Патопсихология – отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология – физиологические основы психической деятельности

Дифференциальная психология – индивидуальные различия в психике людей.

Также выделяются следующие отрасли психологии:

· юридическая психология;

· военная психология;

· психология рекламы;

· психология религии;

· парапсихология;

Прикладные области психологии:

– психолог-консультант

– клинический психолог

– школьный психолог

– промышленный психолог

 

4. Психика человека и ее структура

 

Под «психикой» понимают свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями объективный мир в его связях и отношениях [12, c. 14].

Психологический словарь дает такое определение психики: «Психика (от греч. рsychikos - душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности [7, c. 299].

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копирование мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, то есть психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т.к. оно принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Отражение осуществляется словно через призму личного опыта человека, оно обусловлено целями и задачами, которые человек ставит перед собой. Таким образом, психика – это «субъективный образ объективного мира».

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Поэтому характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы.

Психические явления соотносятся не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Человеческая психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и не развивается сама по себе; не появляется сама по себе и человеческая душа, если ребенок изолирован от других детей. Только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми у ребенка формируется человеческая психика.

В противном случае, при отсутствии общения с людьми, у него ничто человеческое ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли).

Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у индивида только в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющие: внешний мир, природа, ее отражение – полноценная деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Особенности психического отражения [12, с. 17].

· оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

· сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

· психическое отражение углубляется и совершенствуется;

· обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

· преломляется через индивидуальность человека;

· носит опережающий характер.

Сознание – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу [3, c. 368].

Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом. Поэтому сознание есть со-знание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом.

Сознание может уменьшаться или увеличиваться, отчасти утрачиваться во сне или обмороке. Это своеобразное «свечение», перемещающийся световой зайчик или, лучше сказать, прожектор, луч которого освещает внешнее или внутреннее поле. Его перемещение по этому полю выражается в явлениях внимания. «Поле внимания», или что тоже самое, «поле сознания», может быть узким, более концентрированным, или более широким, рассеянным; оно может быть боле устойчивым или менее устойчивым.

Для осознания справедливы следующие законы [6, c. 6]:

· Закон Клапареда: чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем. Или иначе мы осознаем лишь в меру нашего неумения приспособиться. Чем более какое-либо отношение употребляется автоматически, тем труднее его осознавать.

· Закон сдвига или смещение: осознать какую-нибудь операцию – значит перевести ее из плоскости действия в плоскость языка, т.е. воссоздать ее в воображении так, чтобы можно было выразить ее словами.

Структуры сознания имеют социокультурный характер, сформировались филогенетически в ходе истории человечества, под влиянием надиндивидуальных социальных структур, сложившихся в процессе совместной деятельности (прежде всего производственно-практической).

В отечественной психологии С.Л. Рубинштейном выдвинуто положение о единстве сознания и деятельности, которое заключается в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние в свою очередь осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условиям их адекватного выполнения (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин).

Единство сознания и деятельности раскрыто в работах А.Н. Леонтьева, который выделяет следующие характеристики деятельности:

1. Предметность – воспроизведение в деятельности тех качеств, которые заложены в предмете;

2. Субъективность – субъект обладает активностью (опыт, потребности, смысл);

3. Целесообразность;

4. Опосредованный характер (орудия, социум);

5. Социальная природа – усвоение общественно-исторического опыта.

По А.Н. Леонтьеву сознание не есть простая сума элементов, оно имеет свое собственное строение, свою внутреннюю целостность. И если жизнь человека есть система сменяющих друг друга деятельностей (которые сосуществуют или конфликтуют между собой), то сознание есть то, что их объединяет, обеспечивая их развитие и иерархию. Поэтому главное в положении единства сознании и деятельности в признании системообразующей роли сознания по отношению к целокупности деятельностей [5].

В психике человека существуют три сферы: 1) сознание; 2) предсознание; 3) бессознательное.

Предсознание или подсознательное включает те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание [11, с.65]. Собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, во влиянии которых индивид не отдает себе отчета.

Бессознательное может стать осознанным, а то, что осознается – стать временно неосознаваемым. Между сознанием и бессознательным нет особых границ и непреодолимых препятствий.

З. Фрейд полагал, что бессознательное – это не столько процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавленные сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Отличие бессознательного от сознания. Отражаемая бессознательным реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. Бессознательно переживается субъектом через такие формы уподобления как непосредственное эмоциональное заражение, эмоциональное вчувствование, идентификацию, но не через выявление логических противоречий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.