Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды ощущений, чувствительность, адаптация




Основные методы психологического исследования

 

1. Методы исследования и диагностики

 

· Наблюдение

· Опрос (беседа, интервью, анкетирование)

· Эксперимент

· Анализ продуктов деятельности

· моделирование

 

2. Методы терапии и коррекции

o тренинговые группы

o группы встреч

o гештальтерапия

o психодрама

o телесная терапия

o арт-терапия

o поведенческий тренинг

o сказкотерапия и т.д.

3. Методы обучение и развития

Наблюдение – самый древний метод познания

 

 

 

Тема: Психические процессы

 

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы [7, с. 261].

Классификация ощущений зависит от классификации анализаторных систем, которыми обладает человек. Обычно используют следующие критерии:

1) по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение;

2) по месту расположения рецепторов;

3) по модальности (виду) раздражителя.

4) Наиболее используемой является классификация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основные класса ощущений [11, с. 44]:

1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2 ) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущение голода, жажды, боли и т.д.);

3) проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Существует также классификация, которая разделяет ощущения на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточные положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего – болевая чувствительность), затем появились контактная (прежде всего тактильная, то есть осязательная формы). И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85 % всей информации о внешнем мире), а также слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.

Следующая классификация выделяет ощущения по модальности раздражителя:

· зрительные;

· слуховые

· обонятельные;

· вкусовые;

· тактильные;

· статические;

· кинестетические,

· температурные;

· болевые

· ощущения жажды и голода.

Афферентные системы человеческого организма могут отображать состояние как окружающего нас внешнего мира, так и состояние нашего собственного тела с большей или меньшей точностью, т.е. могут быть более или менее чувствительными. Экспериментально можно установить минимальную интенсивность любого раздражителя, при действии которого появляется минимальное, едва заметное ощущение. Эту минимальную интенсивность раздражителя основоположник психофизики Г.Т. Фехнер назвал абсолютным порогом чувствительности. Всего же выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный.

Нижний порог чувствительности – это минимальная величина раздражителя, вызывающая заметное ощущение. Верхний порог чувствительности – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор [11, с. 47].

Дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще различаются как различные [11,с. 47]. Несмотря на то, что абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности представляют собой явно различные характеристики, за этими понятиями стоит один общий принцип – сенсорный ряд прерывен или дискретен, то есть до определенных пределов ощущение есть, а потом пропадает.

Современные концепции порогов чувствительности отличаются двумя характерными особенностями. Первая из них состоит в том, что различение и обнаружение трактуется как процесс, неотъемлемой частью которого является неопределенность и случайность. Вторая – в том, что все глубже исследуются механизмы несенсорного порядка, в широком смысле – механизмы принятия решений, которые приходят на помощь сенсорной системе и позволяют тем или иным способом решать сенсорные задачи, несмотря на неопределенность, случайность, смутность и неясность внешнего мира [8, с. 171].

Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптацию и сенсибилизацию.

Адаптация – или приспособление – есть изменение чувственности органов чувств под влиянием действия раздражителя.. Выделяют негативную и позитивную адаптацию.

Негативная адаптация бывает двух видов:

1) полное исчезновение ощущение в процессе продолжительного действия раздражителя (легкий груз, неприятный запах);

2) притупление ощущения од влиянием действия сильного раздражителя (холодная вода, переход из полутемной комнаты в ярко освещенное пространство).

Позитивная адаптация – это повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Явление адаптации можно объяснить:

1) теми изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном действии на него раздражителя;

2) процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов – при длительном раздражении коры головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность.

Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Взаимодействие ощущение заключается в следующем: слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность под влиянием слабого обонятельного раздражителя, звуковые раздражители слабые повышают световую чувствительность.

Таким образом, ощущение – это простейший психический процесс, физиологической основой которого выступает деятельность анализаторов.

2) Общая характеристика восприятия, виды восприятия, индивидуальные различия восприятия.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [11, с. 49].

Восприятие – это отражение комплексного раздражителя. Восприятие –есть результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга в синтезе целостного образа.

Восприятие отличается закономерность субъективности. Это означает, что одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих потребностей, интересов, способностей и т.д. Например, студент на лекции более остро воспринимает ту информацию, которая отвечает его актуальным потребностям, интересам.

Зависимость восприятия от содержания психической жизни индивида, особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, они виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх [11,с. 52].

Основные свойства восприятия:

· целостность (восприятие целостного образа предмета),

· константность (постоянство по форме, цвету, величине и т.д.);

· структурность (восприятие абстрагированной обобщенной структуры);

· осмысленность (связь с мышлением, с пониманием сущности предметов);

· избирательность (преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими) [11,с. 52-53].

В других экспериментах американский психолог Бэгби (1957) продемонстрировал значение прошлого опыта для восприятия в с детьми из Мексики и из США. Он предварительно подобрал пары картинок, каждая из которых включала одну сцену из мексиканской жизни и одну – из североамериканской. Затем он показывал их детям с помощью стереоскопа, который позволяет проецировать в течение короткого времени на сетчатке глаз разные картинки. Таким образом, мозг получал одновременно сложные сигналы двух типов, которые он не мог объединить: в таких случаях благодаря феномену избирательного внимания мозг воспринимает только один из сигналов.

Ученый обнаружил, что при одновременном предъявлении таких двух объектов, как например, изображение тореодора и игрока и бейсбол, мексиканские ребята чаще видели только первый из них, а североамериканские – второй. Мозг каждого улавливал наиболее привычный образ с учетом окружающей среды и прошлого опыта [2, с. 211-212].

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течение жизни человека. Приведем несколько примеров. Так, у 2—3-летнего ре­бенка константность восприятия еще очень несовер­шенна: воспринимаемая величина предметов уменьшает­ся с их удаленностью, но к 10-летнему возрасту она устанавливается на уровне взрослого. Интересна по этому вопросу позиция Пиаже. Он считает, что конс­тантность восприятия величины и расстояния развивается и достигает высокого уровня уже в период младенчества, но только по отношению к ближнему пространству, в ко­тором ребенок непосредственно действует. Дальнее пространство в младенческом и детском возрасте воспри­нимается неконстантно вследствие недостатка собствен­ного опыта в этой среде [214].

Свойство обобщенности также изменяется в процессе индивидуального развития. Это хорошо иллюстрируется на примере слепых от рождения людей, обретающих зрение в зрелом возрасте. У них отсутствует собственный опыт обобщения зрительных объектов. По данным Грегори, че­ловеку, прозревшему в 52 года и читавшему с детства по Брайлю, нетрудно было научиться читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с боль­шим трудом. За три года практики чтения рукописного текста он научился узнавать только простые короткие слова [91].

Су­щество сенсорной депривации заключается в том, что испытуемых изолируют от внешних воздействий с по­мощью специальных приемов. Например, для снижения кожной чувствительности испытуемых помещают в теп­лую ванну, для уменьшения зрительной информации на­девают им светонепроницаемые очки, для исключения слуховой чувствительности помещают в звукоизолированное помещение.

Нормальный, физически здоровый человек, погружен­ный в такую ванну, где до него не доходят никакие акустические и световые раздражители и почти исключе­ны осязательные и обонятельные ощущения, а также ощущения температуры, испытывает большие трудности в управлении своими мыслями, представлениями, он теряет ориентировку в строении собственного тела, у него на­чинаются галлюцинации и кошмары. При обследовании испытуемых сразу после такой изоляции у них наблюдали нарушения восприятия, особенно зрительного: изменялось восприятие цвета, формы, размера и расстояния. В одних условиях цвет казался более ярким и насыщенным, а в других терялось различение цветов. Так, известный спелео­лог Сиффр не различал зеленого и синего цветов еще целый месяц после двухмесячного дефицита ин­формации вследствие одиночного пребывания в пещере.

После пребывания в изоляции происходит также из­менение восприятия глубины и постоянства размеров, все вокруг может представляться испытуемому плоским, окружающие предметы кажутся находящимися в одной плоскости, как бы нарисованными, а стены помещения то «приближаются», то «отдаляются» от него. Иногда на­блюдалась утрата константности восприятия, при этом плоские поверхности воспринимались как изогнутые. У участников антарктических экспедиций, работавших в условиях крайне однородной в зрительном отношении сре­ды, отмечалась склонность переоценивать размеры пред­метов и недооценивать расстояния до них, а также из­менение восприятия скорости движения.

Сенсорная депривация приводила к изменениям вос­приятия и времени: короткая — к завышению, а длитель­ная — к занижению временных интервалов. Наблюдались изменения зрительной и слуховой бдительности. Общим же направлением изменений после изоляции для всех видов восприятия является увеличение чувствительности.

Как уже упоминалось, при сенсорной депривации про­исходит утрата константности восприятия, нарушение цветового зрения, искажение восприятия формы и т. д. Все это свидетельствует о том, что для нормального восприятия необходим определенный приток сигналов из внешней среды. Если бы восприятие сводилось лишь к пассивному приему информации, то можно было ожидать, что психические процессы не нарушались бы при времен­ных перерывах в поступлении информации. Однако опыты с сенсорной депривацией показали обратное. В условиях изоляции умственная деятельность человека приходит в упадок. В ходе эксперимента испытуемые, обнаружив в себе неспособность к обычному мышлению, пытались ком­пенсировать отсутствие внешних раздражителей воспоми­наниями или воображением, но вскоре вспоминаемые и воображаемые картины становились навязчивыми и не­контролируемыми, не зависящими от воли человека, как если бы они были навязаны ему извне. Такой процесс приводил даже к галлюцинациям. Если испытуемые име­ли возможность произвольно двигаться, то эти явления смягчались, но не устранялись полностью.

Замечено, что в условиях естественного «сенсорного голодания» люди стремятся к творческой деятельности: лепят, пишут стихи, рассказы. Интересно, что в усло­виях одиночества внутренняя речь может снова стано­виться внешней, осуществляя функцию общения человека с самим собой. Привычные формы социального общения (советы, одобрения, порицания, утешения, напоминания) в этих условиях исключаются, и человек вынужден в процессе приспособления к одиночеству вырабатывать особые механизмы регулирования своего поведения. В по­ведении большинства людей после прекращения длитель­ного одиночества наблюдалась повышенная активность с оживленной мимикой, и многие из них навязчиво стре­мились вступить в речевой контакт с окружающими.

Приведенные данные касались резкого сокращения по­тока информации из внешней среды. Однако уменьшение объема сигналов, поступающих из внутренней среды орга­низма, также оказывает неблагоприятное воздействие на восприятие. Поясним это на примерах. Проводились на­блюдения за восприятием людей, находящихся в состоя­нии невесомости, т. е. в условиях, когда резко сокра­щается поток импульсов от скелетной мускулатуры, вно­сящей значимый вклад в информацию, поступающую в мозг. Один испытуемый так описывал свои пережи­вания: «Я понял, что наступило состояние невесомости. У меня внезапно возникло ощущение стремительного па­дения вниз, что все кругом рушится, разваливается и разлетается в стороны. Меня охватило чувство ужаса, и я не понимал, что вокруг меня происходит». Теперь известно, что изменение восприятия окру­жающего мира, наблюдаемое при разных вариантах пер­цептивной депривации, вызывается изменением работы мозга из-за рассогласования и извращения информации, поступающей к нему от мускулатуры и органов чувств.

Выделяют следующие виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движения, пространства, восприятие человека (социальная перцепция).

Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается предмет. Восприятие видимого движение определяется данными о пространственном положении объектов, то есть связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также при восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.

Восприятие времени также имеет свои закономерности.

Существует тенденция переоценивать отрезки времени менее одной секунды недооценивать интервалы более одно секунды. Вунд сформулировал основной закон восприятия времени: «Всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется длиннее». Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьируется в зависимости от душевного и физического состояния. При подавленности и фрустрации время течет медленнее. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период времени, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший.

Виды восприятия делятся в зависимости от форм отражения:

- восприятие пространства,

- времени,

- движения;

Также выделяют восприятие отношений и человека.

Восприятие каждого человека обусловлено его прежним прошлым опытом; оно также зависит от поставленной задачи, установки, психического состояния человека. Поэтому восприятие носит индивидуализированный характер.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.