Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции педагогического общения




-Познание личности.

-Обмен информацией.

-Организация деятельности.

-Сопереживание (обмен ролями)

-Самоутверждение.

Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача учителя помочь ученику осознать свое «Я», ощутить свою личностную значимость.

Планируя урок, надо думать не только об усвоении информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждения школьников, особенно тех, которые нуждаются в помощи учителя.

Структура педагогического общения.

1.Моделирование учителем предстоящего общения с классом (прогностический этап)

2.Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).

3.Управление общением в ходе педагогического процесса.

4.Анализ осуществленного общения и моделирование предстоящего (В.А. Кан-Калик)

-Что необходимо учителю, чтобы осуществлять общение на каждом из этапов.

1. Моделирование требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятных затруднений, динамики работы. Готовящийся урок должен иметь разные варианты.

2. Коммуникативная атака – нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.

3. Управление общением - необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на конкретную ситуацию.

4. Анализ общения – соотношение цели, средств и результатов.

Учитель должен быть инициатором, лидером в управлении общением.

-оперативно начинать контакт

-быстро формировать «мы» чувство

-демонстрировать собственную расположенность к классу

-передать учащимся понимание учителем их внутреннего состояния

-изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.

Залог успеха в общении –

-интерес к предстоящей работе

-открытая позиция (выражение доверия)

-стиль общения.

Стиль отношений.

В общении выделяют две стороны: отношение и взаимодействие. Как показывают исследования, у педагогов со стабильным эмоционально – положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки, спокойным и ровным тоном в общении – школьники - раскованы, общительны, доверчивы.

У педагогов с отрицательным отношением к детям, зависящих от своего настроения, неустойчивости позиции – недоверие, замкнутость или лицемерие, подхалимство.

Учитель не имеет права забывать, что идея для ученика неотделима от личности учителя. То, что говорит любимый учитель воспринимается совсем по-другому, чем чуждый человек. Самые высокие идеи в его устах – ненавистны.

Исследователи определяют три основных стиля отношений учителя к классу:

1.устойчиво-положительный;

2.пассивно-положительный;

3.Неустойчивый.

Отрицательные стили отношения.

1.ситуативно – отрицательный;

2.устойчиво – отрицательный (редко).

 

Стили руководства (учитель руководитель)

1. Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Учитель единолично определяет направление деятельности группы. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, поучение, инструкция, выговор. Даже редкая благодарность звучит как команда или оскорбление. «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидала от тебя». Обнаружив ошибку у ученика, такой учитель высмеивает виновного, а не объясняет ошибку. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия. Для учителя характерна низкая удовлетворенность профессией.

2. Демократический стиль («возвращающийся бумеранг»). Опора на мнение коллектива. Старание донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к участию в обсуждении, видит свою задачу не только в контроле, но и в воспитании. Каждый ученик поощряется, оптимальное распределение нагрузок с учетом способностей каждого. Основные способы общения: просьба, совет, информация. Ученик рассматривается как равный партнер в общении. Для учителей с таким стилем характерна большая профессиональная удовлетворенность своей профессией.

3. Либеральный стиль («плывущий плот») анархический, попустительский, позиция невмешательства, самоустранения. Учитель уходит от принятия решений. Об авторитете речи не может быть.

Авторитарный стиль. Может обеспечить кажущуюся эффективность деятельности. Психологический климат –формируются невротики. Количественные показатели могут быть высокими. Авторитаризм: - при недостаточной зрелости педагога, низком уровне культуры, пренебрежением индивидуальными особенностями детей. Преодоление – подлинная культура общения в коллективе, гуманное отношение между педагогами, развитие детского самоуправления в сочетании с педагогическим руководством.

Демократический. Качественные показатели могут быть ниже, чем при авторитарном. Творческий тонус, чувство ответственности.

Либеральный. Наихудший стиль, меньше всего работы и качество ее хуже.

 

Стиль педагогического общения.

Стиль отношений и характер взаимодействий в процессе работы с детьми создают в совокупности стиль педагогического общения. В.А. Кан-Калик выделяет следующие стили общения:

1.Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

2.Общение на основе дружеского расположения.

3.Общение – дистанция.

4.Общение – устрашение.

5.Общение – заигрывание.

1) Увлеченность совместной творческой деятельностью. В основе – устойчиво –положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно (а значит демократично) решать вопросы. Увлеченность совместной деятельностью, заботами.

2) Дружеское расположение. Тесно связано с первым. Задача учителя - не превращать дружественность в панибратство.

3) Общение – дистанция. Ограничитель в общении «Вы не знаете – я знаю». «Слушайте меня – я старше, имею опыт». Может такой педагог положительно относится к детям, но стиль работы ближе к авторитарному. Внешне – порядок, но много педагогических неудач.

4) Устрашение. Отрицательное отношение к детям, авторитарность. На уроке атмосфера нервозности, эмоционального неблагополучия, нет творческой деятельности.

5) Заигрывание. Либерализм, нетребовательность к детям, завоевать ложный авторитет. Причины – быстро установить контакт, понравиться; отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Типы общения

Диалогический (общение – диалог) Монологический (одна сторона является исполнительницей)

Общение – диалог. Особые отношения взгляды учителя и ученика направлены в одну сторону – стремлении к самооценке, а не к оценке других. Признаки: духовная близость; взаимное доверие; откровенность; доброжелательность, равенство позиций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.