Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторный метод формирования себестоимости




Метод планирования себестоимости продукции факторным позволяет учесть многие факторы, которые будут наиболее существенно образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:

1) технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии;

2) организационные. Под этими факторами понимается совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организационной структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);

3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

4) уровень инфляции в плановом периоде;

5) специфические факторы, которые зависят от особенностей производства. Например, для горных предприятий — изменение горно-геологических условий разработки полезных ископаемых; для сахарных заводов — изменение содержания сахара в сахарной свекле.

Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда (выработку), изменение норм и цен на материальные ресурсы.

Методика планирования себестоимости продукции факторным способом приведена на условном примере.

Пример. За отчетный год на предприятии объем товарной продукции составил 15 млн. руб., ее себестоимость — 12 млн. руб., в том числе заработная плата с отчислениями на социальные нужды — 4,8 млн. руб., материальные ресурсы — 6,0 млн. руб.

Условно-постоянные расходы в себестоимости продукции составили 50 %.

В плановом периоде предусматривается за счет реализации плана организационно-технических мероприятий увеличить объем товарной продукции на 15 %, повысить производительность труда на 10 %, среднюю заработную плату на 8 %. Нормы расхода материальных ресурсов в среднем снизятся на 5%, а цены на них возрастут на 6 %.

Необходимо определить плановую себестоимость товарной продукции и плановые затраты на 1 руб. товарной продукции.

 

Решение

1. Определяются затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде:

12: 15 = 0,8 руб.

2. Рассчитываются плановые затраты на выпуск товарной продукции, если бы в плановом периоде затраты на 1 руб. товарной продукции остались на уровне отчетного периода:

15 1,15 • 0,8 = 13,8 млн. руб.

3. Определяется величина изменения себестоимости продукции за счет реализации в плановом периоде организационно-технических мероприятий:

а) за счет роста производительности труда

т. е. за счет этого фактора себестоимость продукции снизится на 0,8%;

 

б) за счет изменения объема производства

т.е. за счет этого фактора себестоимость продукции снизится на 6,5%;

 

в) за счет изменения норм и цен на материальные ресурсы

т.е. за счет этого фактора себестоимость продукции увеличится на 0,35%.

 

Общая величина снижения себестоимости продукции за счет влияния всех факторов составит:

4. Определяется плановая себестоимость продукции:

13,8 • 0,9305 = 12,84 млн. руб.

5. Определяются плановые затраты на 1 руб. товарной продукции:

12,84: 17,25 = 0,74 руб.,

где 17,25 — плановый объем товарной продукции (15 х 1,15). Таким образом, затраты на 1 руб. товарной продукции снизились на 7,5\% (0,74: 0,8 х 100 = 92,5\%).

 

 

Среди технических способов и приемов расчета плановой себестоимости продукции применяют способы прямого счета, коэффициентный, и комбинированный способы.

Способ прямого счета заключается в детальном расчете каждой статьи плановой себестоимости продукции с обоснованием и расшифровкой всех затрат в натуральном и стоимостном выражении. При этом прямой расчет производится с использованием системы норм и нормативов, стандартов, статистических данных за прошлые периоды, трендовых тенденций изменения плановых показателей, прогнозных цен на ресурсы и т.п. Это один из самых точных, надежных способов расчета плановой себестоимости, но в тоже время достаточно трудоемкий.

Немного снижает трудоемкость планирования себестоимости продукции применение коэффициентного способа.

Коэффициентный способ расчета плановой себестоимости применяется, в основном, при расчете прямых затрат. Условием применения данного способа является сохранение производственно-технологических параметров при неизменности технологии. В качестве основы можно использовать обоснованный расчет прямых затрат за предшествующий период. Для расчета затрат в плановом периоде необходимо умножить эти затраты на коэффициент изменения объемов производства и индекс-дефлятор, учитывающий прогнозируемое изменение цен на потребляемые ресурсы.

Коэффициентный способ можно использовать при определении плановой величины косвенных затрат, если в плановом периоде не предполагается существенных изменений. Для этого необходимо умножить достигнутую величину косвенных затрат за предшествующий период на индекс-дефлятор. Это укрупненный способ, который часто используются для предварительной оценки затрат.

Комбинированный способ предполагает сочетание разных способов и технических приемов планирования себестоимости продукции.

Экономическая практика в действительности представляет собой комбинацию различных методов, способов и технических приемов. Выбор определяется спецификой предприятия, целями управления, степенью удобства и трудоемкостью применения, степенью автоматизации управленческого учета, уровнем профессионализма экономической службы, а также другими факторами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.