Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы организации бюджетного процесса




4.10.03

Понятие бюджетной системы и принципа ее построения в РФ

Бюджетная система основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права, совокупность всех видов бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, действующих на территории страны.

В современных условиях бюджетная система РФ построена на 10 принципах:

1. Единство бюджетной системы;

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Он означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за определенным уровнем государственного управления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов. Каждый уровень бюджета имеет собственные источники дохода, определяет собственные источники для покрытия дефицита и т.д.

4. Принцип полноты отражения всех доходов и расходов. Все доходы и расходы должны быть отражены в бюджете в полном объеме.

5. Принцип сбалансированности бюджета. Объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.

6. Принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств. Он означает, что при составлении и исполнении бюджетов нужно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего совокупного покрытия расходов (копирует 5-й принцип).

8. Принцип гласности (СМИ).

Секретные статьи допускаются только на федеральном уровне.

9. Принцип достоверности.

Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей (адресность) с обозначением направления их на финансирование конкретных целей (целевой).

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета, утверждению и исполнению бюджета, а также по контролю за его исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент РФ.

2. Органы законодательной (представительной) власти.

3. Органы исполнительной власти.

4. Органы денежно-кредитного регулирования.

5. Органы государственного и муниципального финансового контроля.

6. Государственные внебюджетные фонды.

7. Главные распорядители бюджетных средств.

8. Бюджетные учреждения и др. участники бюджетного процесса.

Президент в бюджетном послании, направляемом Федеральному собранию не позднее марта текущего года, определяет основные ориентиры бюджетной политики на следующий год.

Бюджетный процесс в РФ включает четыре основные стадии:

1. Составление проекта бюджета.

2. Рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета.

3. Исполнение бюджета.

4. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

I. Составление проекта бюджета регламентируется разделом 6 Бюджетного кодекса.

Деятельность по составлению проекта бюджета является прерогативой исполнительных органов власти, т.е. лежит на Правительстве РФ. Правительство РФ должно начинать составление проекта бюджета не позднее, чем за 10 месяцев до начала нового финансового года.

В проекте закона «О бюджете» должно содержаться основные характеристики бюджета:

1) Прогнозируемый объем дохода бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов.

2) Нормативы отчислений от федеральных налогов, передаваемых бюджетам других уровней.

3) Расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам функцион-й классификации расходов.

4) Общий объем капитальных и текущих расходов.

5) Объем финансовой помощи, предоставляемой бюджетам других уровней.

6) Распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов

и др. показатели.

Обязательно содержатся показатели государственные долговые:

1) Источники финансирования дефицита бюджета (если он есть).

2) Предполагаемый верхний предел размера государственного долга (он должен быть разбит на пределы внутреннего и внешнего долгов).

3) Предел предоставления Россией государственных внешних кредитов.

4) Должны быть указаны в проекте закона лимиты налоговых кредитов (если они будут предоставлены на срок более 1 финансового года).

Не позднее 2 августа текущего года Правительство РФ должно предоставить на рассмотрение в Госдуму проект закона «О федеральном бюджете» на будущий год.

Вместе с проектом федерального бюджета в Госдуму предоставляют следующие основные документы и материалы:

1. Предварительные итоги социально-экономического развития России за истекший период текущего года.

2. Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год.

3. Основные направления бюджетной и налоговой политики на будущий год.

4. Основные принципы расчета между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации на будущий год.

5. Проект программы государственных внешних заимствований.

6. Проект структуры государственного внешнего долга с разбивкой по видам задолженности и по отдельным государствам.

7. Проект программы государственного внутреннего долга и программы государственных внутренних заимствований на будущий год.

8. Проект предложений по индексации минимального размера стипендий, МРОТ, пособий, пенсий и т.д.

Одновременно с проектом федерального закона «О федеральном бюджете» в Государственную Думу вносят проекты следующих законодательных актов:

1. Проект изменений и дополнений в законодательные акты о налогах и сборах.

2. Проект законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Не позднее 1 августа Правительство должно внести в Госдуму проект о новых тарифах.

II. Рассмотрение проекта и утверждение бюджета – это деятельность высших законодательных органов власти РФ.

Рассмотрение и утверждение проекта бюджета осуществляется Госдумой РФ.

Рассмотрение проекта бюджета осуществляется в четырех чтениях:

Первое чтение.

Госдума готовится к первому чтению 30 дней со дня передачи проекта закона Правительством. I чтение начинается не позднее 24.09.

Предмет первого чтения – основные характеристики бюджета:

1. Доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям.

2. Распределение доходов от федеральных налогов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

3. Общий объем расходов федерального бюджета.

4. Дефицит федерального бюджета как в абсолютном выражении, так и в процентном к расходам и источники покрытия дефицита бюджета.

Если проект федерального бюджета в первом чтении отклоняется, то Правительство дорабатывает его в течении 20 дней с учетом предложений и рекомендаций.

При повторном внесении проекта бюджета Госдума должна его рассмотреть в течение 10 дней.

Предмет второго чтения – утверждение расходов бюджета по разделам функциональной классификации, размер федерального фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР).

Госдума предмет второго чтения рассматривает в течение 15 дней.

Предмет третьего чтения – утверждение расходов федерального бюджета по подразделам функциональной классификации и по главным распорядителям средств федерального бюджета; распределение средств ФФПР по субъектам РФ, расходы федерального бюджета по финансированию федеральных целевых программ, программы государственных внутренних и внешних заимствований и многое другое.

Госдума рассматривает проект закона в течение 15 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении.

Предмет четвертого чтения.

Госдума рассматривает проект закона в течение 15 дней со дня принятия в третьем чтении.

Законопроект голосуется в целом. В принятый законопроект внесение поправок не допускается.

В течение 5 дней со дня принятия законопроекта он должен быть передан в Совет Федерации.

Совет Федерации закон «О федеральном бюджете» рассматривает в течение 14 дней. Совет Федерации голосует на предмет одобрения федерального закона в целом. Если бюджет не одобрен, то он обратно передается в Госдуму. В течение 5 дней со дня одобрения Советом Федерации Президент РФ должен его подписать и обнародовать.

Федеральный бюджет на очередной финансовый год должен быть принят не позднее 15 декабря текущего года.

III. Исполнение бюджета.

Казначейское исполнение бюджета основано на принципе единства кассы.

Принцип единства кассы означает зачисление всех поступающих доходов и осуществление всех расходов с единого счета бюджета за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ.

Деятельность по исполнению бюджета лежит на органах исполнительной власти:

1. Министерство финансов.

2. МНС.

3. ГТК (Государственный таможенный комитет).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.