Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социально-экономической сущности внебюджетных фондов




25.10.03

Экономическое содержание системы расходов бюджета

Экономическое содержание доходов бюджета

18.10.03

Понятие и назначение бюджетной классификации

11.10.03

Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

1. Перечисление и зачисление доходов ФБ на единый счет ФБ.

2. Распределение в соответствии с утвержденным ФБ федеральных регулируемых налогов.

3. Возврат излишне уплаченных сумм доходов.

4. Учет доходов ФБ и отчетность о доходах ФБ в соответствии с бюджетной классификацией.

Исполнение ФБ по расходам включает:

1. Составление и утверждение бюджетной росписи.

2. Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств.

3. Утверждение смет доходов и расходов распорядителем бюджетных средств и бюджетными учреждениями.

4. Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств.

Лимит бюджетных обязательств – это объем бюджетных обязательств, определений и утверждений для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет на срок, не превышающий квартал.

5. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств.

6. Подтверждение и сверка исполнения бюджетных обязательств.

При казначейском исполнении ФБ на Федеральное казначейство возлагаются следующие обязанности:

1. Регистрация поступлений.

2. Регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств.

3. Совершение разрешений надписи на право осуществления расходов в рамках лимитов выданных бюджетных обязательств.

4. Осуществление платежей от имени и за счет средств ФБ.

Длительность бюджетного года с 1.01. по 31.12.

IV. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Все обязанности по составлению отчета об исполнении ФБ возлагаются на Минфин, МНС, ГТК.

Отчет предоставляется Федеральному собранию, которое его и утверждает.

Есть отчеты квартальные и годовые.

 

 


Схема бюджетного процесса в РФ

 

 
 

Тема 5: Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджета

Понятие и назначение бюджетной классификации.

1. Экономическое содержание доходов бюджета.

2. Экономическое содержание системы расходов бюджета.

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы России используется бюджетная классификация.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источником финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджета, а также обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно гл. 4 БК РФ, бюджетная классификация включает в себя:

1. Классификацию доходов бюджета.

2. Функциональную классификацию расходов бюджета.

3. Ведомственную классификацию расходов.

4. Экономическую классификацию расходов.

5. Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджета.

6. Классификация источников внешнего финансирования дефицита ФБ.

7. Классификация видов государственных внутренних долгов России, субъектов РФ и муниципальных образований.

8. Классификация видов государственного внешнего долга России и государственных внешних активов России.

Законодательные органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе проводить своими нормативными актами дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая при этом общих принципов построения и единства бюджетной классификации.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Для осуществления своих функций государству требуются финансовые ресурсы, поэтому в его собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений, в результате чего государство располагает собственными доходами.

В процессе формирования доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства. Кроме этого, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, от осуществления предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д.

В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.

По своей структуре государственные доходы представляют совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, о эффективности последних при формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства выделяют поступления от:

1) государственного хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных предприятий и от использования государственного имущества;

2) предприятий и организаций не государственных форм собственности (налоги, сборы и другие обязательные платежи);

3) от совместных предприятий, иностранных предприятий и других организаций, действующих на территории России;

4) личные доходы граждан.

По методам мобилизации доходов в бюджет разделяют:

- налоговые доходы;

- не налоговые доходы.

По видам доходов выделяют следующие доходы:

- налоговые;

- не налоговые;

- доходы целевых бюджетных фондов;

- безвозмездные перечисления (в федеральном бюджете их нет).

По территориальному уровню доходы делятся на:

- федеральные доходы;

- доходы субъектов федерации;

- местные доходы.

По существующей бюджетной классификации доходы бюджетов подразделяют на группы, подгруппы, статьи.

1) Группы

Код Наименование
  Налоговые доходы
  Неналоговые доходы
  Безвозмездные перечисления (в ФБ их нет)
  Доходы целевых бюджетных фондов

 


2) Подгруппы

Код Наименование
  От нерезидентов
  От бюджетов других уровней
  От государственных внебюджетных фондов
  От государственных организаций

 

3) Статьи

Код Наименование
  Дотации
  Субвенции
  Средства, получаемые по взаимным расчетам, в т.ч. По компенсации дополнительных расходов в результате решений, принятых органами государственной власти
  Трансферты

 

Федеральные налоги могут носить характер регулирующих доходов для бюджетов нижестоящего уровня.

Регулирующие доходы – это федеральные (есть и региональные) налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджет субъектов Федерации или в местные бюджеты на финансовый год или на долговременный период (не менее 3 лет).

Механизм разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы разрабатывается Правительством и утверждается вместе с принятием Федерального бюджета на будущий год.

Механизм разграничения:

Поступления от отдельных федеральных налогов распределяется по единым базовым нормативам между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом субъектов Федерации.

К неналоговым доходам ФБ относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении государственной власти РФ;

- доходы от продажи имущества, находящиеся в государственной собственности;

- прибыль Центрального банка;

- доходы от внешнеэкономической деятельности государства;

- часть прибыли унитарных предприятий, созданных в РФ, оставшейся после уплаты налогов и др. обязательных платежей;

- доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Дотация – это бюджетные средства, предоставленные нижестоящим бюджетам на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые нижестоящим бюджетам или юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – это бюджетные средства, предоставленные нижестоящим бюджетам, юридическим или физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 

Расходы бюджета являются компонентом общей финансовой категории – бюджет, и представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Экономические сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает и качественной, и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяется установить назначение бюджетных расходов, а количественная – их величину.

В практике финансов существует несколько признаков классификации расходов:

1. Классификация по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства:

- текущие;

- капитальные.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на содержание и покрытие их текущих потребностей.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и с вложением в прирост запасов. Они включают в себя капитальные вложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии или долгосрочные бюджетные кредиты государствам или частным предприятиям, или другим органам государственной власти.

2. Важным признаком классификации расходов бюджета является предметный признак.

Применяются следующие группы расходов:

1) финансирование социально-культурной сферы;

2) финансирование обороны;

3) финансирование промышленности;

4) финансирование науки;

5) содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления;

6) расходы по ВЭД;

7) расходы по обслуживанию государственного долга;

8) формирование резервных фондов;

9) прочие расходы.

При предметной классификации четко прослеживается роль государства в разных областях общественной жизни.

3. Все расходы государства делятся по

- по целевому признаку;

- по ведомственному признаку.

Ведомственный признак позволяется выделить в каждой группе расходов соответствующие министерства, ведомства или юридическое лицо, получающее бюджетные средства. Этот признак классификации расходов отражает наиболее существенные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Целевой признак классификации расходов позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат.

Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, являющиеся базой для осуществления эффективного действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в РФ применяется классификация расходов по 19 целевым направлениям:

1) Заработная плата.

2) Начисления на оплату труда.

3) Командировочные расходы.

4) Канцелярские и хозяйственные расходы.

5) Стипендии.

6) Дотации на питание.

7) Приобретение медикаментов и перевязочных средств.

8) Приобретение оборудования и инвентаря.

9) Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования.

10) Государственные капительные вложения.

11) Средства на капительный ремонт.

12) Содержание сооружений, благоустройство.

13) Специфические геологоразведочные работы.

14) Расходы на проектирование.

15) Государственные дотации.

16) Выплаты по ссудам.

17) Операционные расходы.

18) Возмещение разницы в ценах.

19) Прочие расходы.

4. Территориальный признак классификации расходов:

- расходы федерального бюджета;

- расходы субъектов Федерации;

- расходы местных бюджетов.

Бюджетные расходы в соответствии со статьей 69 БК РФ предоставляются в следующих формах:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполненных юридическими или физическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

- трансферты населению – это расходование бюджетных средств на финансирование обязательных выплат населению (пенсии, стипендии и т.д.);

- инвестиции в уставный капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- в форме бюджетных ссуд, субсидий, дотаций и субвенций др. уровням бюджетной системы, а также государственным внебюджетным фондам.

Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, выделяемые другому бюджету на возвратной, возмездной или безвозмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств другим бюджетам или юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

- кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

- в форме кредитов иностранным государствам;

- в форме средств на обслуживание долговых обязательств в т.ч. государственных или муниципальных гарантий.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы бюджетного финансирования.

Бюджетное финансирование – предоставление средств бюджетополучателем на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

1) Принцип получения максимального эффекта при минимальных затратах.

Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться с одной стороны в решении различных социально-экономических задач развития, а с другой стороны – в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.

2) Целевой характер использования бюджетных ассигнований.

3) Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей, а также с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

4) Принцип безвозвратности бюджетных ассигнований.

 

Тема 6: Государственные внебюджетные специальные фонды

1. Понятие социально-экономической сущности внебюджетных фондов.

2. Пенсионный фонд РФ. Основные цели и задачи его деятельности.

3. ФСС.

4. Обязательное медицинское страхование и ФОМС.

 

Внебюджетные фонды государства – это важное звено финансовой системы и вторая составляющая государственных финансов.

Это совокупность финансовых ресурсов находящихся в распоряжении центральных и региональных органов власти и имеющих строго целевое назначение.

Внебюджетные фонды (ВФ) – это один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп или слоев населения.

Обычно ВФ представляют собой самостоятельные юридические лица. Они независимы в правовом и экономическом отношении от федерального и др. бюджетов. Они имеют самостоятельные источники доходов и расходов, которые не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджетов соответствующих уровней. Но вместе с тем, средства ВФ находятся в федеральной собственности. Государство осуществляет руководство и правовое регламентирование их деятельности.

Кроме этого, органы государственной власти определяют:

- целевое назначение и задачи деятельности конкретного внебюджетного фонда;

- возможное направление использования денежных средств, аккумулируемых в фонде.

Однако вместе с государством задачи оперативного управления и руководства фондом осуществляют правления ВФ, которые несут ответственность за выполнение функции, относящейся к компетенции этих фондов, определяют перспективные задачи, утверждают бюджет и отчеты о его исполнении, сметы расходов, а также структуру и штаты внебюджетных фондов.

В настоящее время ВФ решают 2 важные задачи:

1) расширение сферы социальных услуг, предоставленных населению;

2) обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер развития национальной экономики.

Внебюджетные фонды могут создаваться двумя путями. Первый путь – это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение для государства.

Второй путь – формирование внебюджетного фонда для решения строго определенной цели с собственным источником дохода.

Материальным источником ВФ является национальный доход.

Основным методом мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения являются специальные налоги и сборы, а также средства, передаваемые из бюджета.

Основные особенности ВФ:

1. находятся в распоряжении федеральных и региональных органов власти;

2. средства концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для решения определенных задач;

3. ВФ создаются за счет специальных (целевых) отчислений;

4. ВФ расширяют возможности государственного регулирования экономики;

5. ВФ имеют значение государственных финансовых резервов, к которым прибегают в случае финансовых затруднений.

Основные источники доходов ВФ:

1. специальный целевой налог, который распределяется между фондами;

2. средства бюджетов;

3. прибыль от коммерческой деятельности, которую фонд осуществляет как юридическое лицо;

4. добровольные взносы юридических и физических лиц;

5. прочие доходы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.