Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы как экономическая категория




29.11.03

Классификация государственных займов

И его роль в макроэкономическом регулировании

Экономическое содержание кредита

22.11.03

Тема 7: Государственный кредит

1. Экономическое содержание кредита и его роль в макроэкономическом регулировании.

2. Классификация государственных займов.

3. Управление государственным долгом.

 

Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а другой физические или юридические лица. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды в качестве кредиторов. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам юридических или физических лиц. Это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств вышеупомянутых юридических или физических лиц.

В рамках отношений государственного кредита государство может выступать и как кредитор, предоставляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. В качестве кредитора государство направляет свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли экономики, которые не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую социальную значимость.

Основными функциями государственного кредита являются:

1. образование денежных фондов, т.е. аккумулирование денежных средств;

2. использование денежных фондов;

3. контроль за формированием и использованием денежных фондов.

Кроме того, государственный кредит играет важную роль в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения, в повышении эффективности использования средств, в ускорении концентрации финансовых ресурсов.

 

Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов, которые в свою очередь приводят к появлению государственного долга.

Финансово-кредитный словарь определяет государственный долг, как сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисление по ним процентов.

Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов государственного долга:

1) по месту размещения займов:

- внешний (задолженность перед нерезидентами РФ);

- внутренний (задолженность перед резидентами РФ).

2) по способу обращения займов:

- рыночные;

- не рыночные.

3) по способу заимствования средств:

- краткосрочные (сроком до 1 года);

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет).

4) по способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов:

- закладные;

- беззакладные.

5) по уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России госзаймы могут быть:

- федеральными;

- региональными;

- местными.

6) по форме выплаты дохода:

- процентные займы;

- дисконтные займы;

- выигрышные займы.

7) по принципу наличия обязанностей заемщика соблюдать сроки погашения займов, обязательства можно разделить на:

- обязательства без права досрочного погашения;

- обязательства с правом досрочного погашения.

8) по способу погашения задолженности:

- займы, подлежащие оплате единовременно;

- займы, подлежащие оплате частями (можно погашать равными частями, можно погашать увеличивающимися долями, можно погашать уменьшающимися долями).

9) по способу определения предлагаемого инвестором дохода:

- с постоянным фиксированным уровнем дохода;

- с переменным уровнем дохода.

10) по направлениям использования заемных средств:

- целевые;

- нецелевые.

Управление государственным долгом – один из наиболее важных элементов государственной финансовой политики. Оно представляет собой комплекс мероприятий Правительства по реализации следующих направлений деятельности:

1. Обслуживание долгов, т.е. погашение основной суммы долга и выплата процентов кредиторам, а также изменение условий выпущенных займов.

2. Мониторинг показателей объема и уровней долгов и их сопоставление с показателями сост-ия гос. финансов.

3. Взаимоотношения с кредиторами по поводу урегулирования старых долгов и предоставление новых кредитов.

4. Реструктуризация долгов.

5. Рефинансирование долгов.

Управление гос. долгом обуславливает деление всех долговых обязательств на капитальные и текущие.

Капитальный гос. долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисл-е %, срок выплаты которых наступит в будущем.

Текущий гос. долг составляет расходы по выплате доходов кредитора по всем долговым обязательствам государства, срок оплаты которых наступил.

Долговая политика государства представляет собой систему мер государства по поддержанию необходимого и приемлемого для финансов страны размера долга и расходов по его обслуживанию в соответствии с его текущими и стратегическими целями в рамках общего экон-го курса Правительства.

При управлении гос. долгом важно достижение сбалансированности между бюджетной и долговой политикой государства.

Способы управления государственным долгом:

- рефинансирование;

- реструктуризация.

Под рефинансированием понимается размещение новых гос. займов для погашения задолженности по уже выпущенным, т.е. взамен погашения обязательств по уже существующим. Правительство выпускает новый заем и обменивает старые ценные бумаги на новые с целью продления срока погашения.

В соответствии со ст. 5 БК под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.

Методы управления гос. долгом:

1. Обмен облигаций по регрессивному соотношению.

2. Отсрочка погашений и займов.

3. Аннулирование займов.

Все методы и способы управления гос. долгом предназначены для ослабления долгового бремени на гос. бюджет.

Основы организации финансов предприятий:

1. Содержание и функции финансов предприятий.

2. Принципы организации финансов предприятий.

3. Особенности организации фин. предприятий различных правовых форм.

1.

Финансовая система любого государства состоит из 3-х основных звеньев:

- государственные финансы;

- финансы предприятий;

- финансы домохозяйств.

Государственные финансы находятся на высшем уровне иерархии финансов. Это централиз-е финансы.

Основу гос. финансов составляет система общегосударственных и региональных бюджетов, внебюджетных и др. спец-х фондов. Они предназначены для формирования центр-х финансовых ресурсов и их распределения на финансирование различных общественных потребностей.

Финансы домохозяйств – это важный элемент децентрализованных финансов, который в последнее время приобретает возрастающее значение:

- как источник обеспечения социальной стабильности общества;

- как источник пополнения гос. бюджета;

- как источник инвестиций в развитии экономики страны;

и др.

Основу финансов домохозяйств составляют финансы отдельных семей или граждан. Они служат для формирования доходной части общесемейных бюджетов и использование этих доходов на цели текущего потребления и накопления.

Наряду с гос. финансами и финансами домохозяйств немаловажное значение в финансовой сфере играют финансы предприятий, которые составляют основную часть финансов и фактически являются исходным звеном финансовой системы страны. В отличие от государственных финансов они являются децентрализованными финансами. Главная цель финансов предприятий – это формирование необходимого объема финансовых ресурсов для их использования в процессе текущей производственной деятельности и обеспечения развития организации в предстоящем периоде.

Финансы организаций представляют собой денежные отношения по поводу формирования и распределения финансовых ресурсов, которые складываются за счет таких источников как собственные и приравненные к ним средства, средства, мобилизуемые на финансовом рынке, и средства, поступающие в порядке перераспределения.

Финансы фирм имеют четкую целевую ориентацию, которая накладывает отпечаток на все аспекты деятельности, включая организационный, коммерческий, инвестиционный и др.

Финансы предприятий во всех своих аспектах направлены на поощрение предпринимательской активности.

Финансы предприятий имеют свою классификацию, в основе которой лежат следующие признаки:

1) по организационно-правовой форме:

- финансы полных товариществ;

- финансы товариществ на вере;

- финансы ЗАО и ОАО;

- финансы обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью;

- финансы производственных кооперативов;

- финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий;

- некоммерческих организаций.

2) по отраслевому признаку

- финансы предприятий народного хозяйства, включающие в себя финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и т.д.

3) в зависимости от субъекта права собственности различают финансы коммерческих и некоммерческих организаций, имущество которых находится в собственности граждан и юридических лиц РФ, самой РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан и юридических лиц, совместной собственности.

Финансы предприятий как экономическая категория проявляется в выполняемых ими функциях:

1) обеспечивающая;

2) распределительная;

3) контрольная.

2.

Организация финансов предприятий строится на определенных принципах:

1. Принцип самоокупаемости и самофинансирования.

Самоокупаемость предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование фирмы должны окупиться, т.е. принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности.

Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестировании средств в развитие производства за счет собственных денежных ресурсов, а также при необходимости за счет банковских и коммерческих кредитов.

2. Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности, который заключается в самостоятельном определении перспектив развития фирмы.

3. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности фирм за ведение и результаты своей хозяйственной деятельности.

4. Заинтересованность в результатах деятельности.

5. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью фирмы.

6. Принцип обеспечения финансовых резервов, который связан с необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности. РФРФ

Финансы – это фундаментальная, обобщающая экономическая категория, которая характеризует процессы образования, распределения, перераспределения денежных средств государства, регионов, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц в ходе образования их доходов, расходов, накоплений и возникающие при этом денежные отношения. Т.е. Финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе образования и использования фондов денежных средств предприятий, государственных организаций, муниципальных образований и населения.

Финансовые отношения – денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального хозяйства в связи с формированием у хозяйствующего субъекта и государства денежных доходов и накоплений, образованием и использованием денежных фондов целевого назначения.

Категория финансы отражает политическую и социально-экономическую систему, в условиях и в составе которой действует финансовая система. Финансовая система, как часть производственных отношений общества составляет его экономический базис.

Эволюция финансов характеризуется следующим:

1) экономические процессы производства, обращения, использования и потребления продукции, товаров, работ и услуг сопровождается и отображается адекватными финансовыми процессами, которые отражают стоимостную сторону производственного процесса, движения и изменения стоимости, динамику доходов, расходов и прибыли

2) кроме того, возникают самостоятельные финансовые операции, движение денежных средств, как таковых, не связанных непосредственно с производством и продажей товаров, формируется единый финансовый рынок, движения денег обретает самостоятельность и денежные отношения становятся финансовыми отношениями. Распределение и накопление денежных доходов приобретает целевой характер, возникает понятие - финансовые ресурсы – это накопленные или текущие доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Финансы возникают в процессе развития денежных отношений в определенных социально-экономических условиях. К этим условиям относится:

1) образование и признание права собственности отдельных лиц, групп населения на производимые и покупаемые ими товары, а также землю и другие природные ресурсы.

2) Сложившиеся система правовых норм в части имущественных отношений

3) Возникновение и укрепление государства, как выразителя интересов всего общества, государства обеспечивающего порядок и стабильность, а также жизнеспособность по отношению с другими государствами и государство имеет также статус собственника.

4) Создание относительной постоянной социальной структуры, т.е. появление разнородных групп населения, различающихся по материальной обеспеченности, профессиональной принадлежности и образу жизни.

Общие предпосылки для создания данных условий: увеличение производства, повышение его эффективности, рост доходов населения за пределы выживания и определенный уровень развития культуры.

Для появления финансов необходим высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, четкое формирование и использование основных функций денег. Основой финансов становятся денежные доходы, т.е. формирование, распределение и использование денежных доходов порождает финансы. Финансы – движение денежных доходов.

Сфера влияния финансов гораздо шире, чем просто экономические отношения. Финансы влияют на политику, культуру, науку и частную жизнь граждан.

Финансы – это целая система отношений между участниками, во-первых: отношения между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, при закупки сырья, оборудования и при реализации продукции и услуг (образование Фондов обращения); во-вторых: отношения между предприятиями и выше стоящими организациями при создании фондов и их распределения; в третьих: отношения между государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансирование расходов; отношение между государством и гражданами по внесению налогов и платежей, отношение между гражданами, предприятиями и внебюджетными фондами по внесению платежей и ресурсов; отношение между отдельными звеньями бюджетной системы; отношения между органами имущественного и личного страхования предприятий и населения при уплате страховых взносов и возмещения ущерба при наступлении страхового случая; отношения между предприятиями и другими субъектами в процессе кругооборота фондов.

Таким образом, финансы представляют собой экономическую категорию, выражающую систему денежных отношений, возникающих при образовании и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта, ВВП и ВНП в целях обеспечения расширенного воспроизводства, выполнения государства своих функций и удовлетворения потребностей общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.