КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансы как экономическая категория
29.11.03 Классификация государственных займов И его роль в макроэкономическом регулировании Экономическое содержание кредита 22.11.03 Тема 7: Государственный кредит 1. Экономическое содержание кредита и его роль в макроэкономическом регулировании. 2. Классификация государственных займов. 3. Управление государственным долгом.
Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а другой физические или юридические лица. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды в качестве кредиторов. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам юридических или физических лиц. Это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств вышеупомянутых юридических или физических лиц. В рамках отношений государственного кредита государство может выступать и как кредитор, предоставляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. В качестве кредитора государство направляет свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли экономики, которые не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую социальную значимость. Основными функциями государственного кредита являются: 1. образование денежных фондов, т.е. аккумулирование денежных средств; 2. использование денежных фондов; 3. контроль за формированием и использованием денежных фондов. Кроме того, государственный кредит играет важную роль в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения, в повышении эффективности использования средств, в ускорении концентрации финансовых ресурсов.
Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов, которые в свою очередь приводят к появлению государственного долга. Финансово-кредитный словарь определяет государственный долг, как сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисление по ним процентов. Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов государственного долга: 1) по месту размещения займов: - внешний (задолженность перед нерезидентами РФ); - внутренний (задолженность перед резидентами РФ). 2) по способу обращения займов: - рыночные; - не рыночные. 3) по способу заимствования средств: - краткосрочные (сроком до 1 года); - среднесрочные (от 1 года до 5 лет); - долгосрочные (свыше 5 лет). 4) по способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов: - закладные; - беззакладные. 5) по уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России госзаймы могут быть: - федеральными; - региональными; - местными. 6) по форме выплаты дохода: - процентные займы; - дисконтные займы; - выигрышные займы. 7) по принципу наличия обязанностей заемщика соблюдать сроки погашения займов, обязательства можно разделить на: - обязательства без права досрочного погашения; - обязательства с правом досрочного погашения. 8) по способу погашения задолженности: - займы, подлежащие оплате единовременно; - займы, подлежащие оплате частями (можно погашать равными частями, можно погашать увеличивающимися долями, можно погашать уменьшающимися долями). 9) по способу определения предлагаемого инвестором дохода: - с постоянным фиксированным уровнем дохода; - с переменным уровнем дохода. 10) по направлениям использования заемных средств: - целевые; - нецелевые. Управление государственным долгом – один из наиболее важных элементов государственной финансовой политики. Оно представляет собой комплекс мероприятий Правительства по реализации следующих направлений деятельности: 1. Обслуживание долгов, т.е. погашение основной суммы долга и выплата процентов кредиторам, а также изменение условий выпущенных займов. 2. Мониторинг показателей объема и уровней долгов и их сопоставление с показателями сост-ия гос. финансов. 3. Взаимоотношения с кредиторами по поводу урегулирования старых долгов и предоставление новых кредитов. 4. Реструктуризация долгов. 5. Рефинансирование долгов. Управление гос. долгом обуславливает деление всех долговых обязательств на капитальные и текущие. Капитальный гос. долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисл-е %, срок выплаты которых наступит в будущем. Текущий гос. долг составляет расходы по выплате доходов кредитора по всем долговым обязательствам государства, срок оплаты которых наступил. Долговая политика государства представляет собой систему мер государства по поддержанию необходимого и приемлемого для финансов страны размера долга и расходов по его обслуживанию в соответствии с его текущими и стратегическими целями в рамках общего экон-го курса Правительства. При управлении гос. долгом важно достижение сбалансированности между бюджетной и долговой политикой государства. Способы управления государственным долгом: - рефинансирование; - реструктуризация. Под рефинансированием понимается размещение новых гос. займов для погашения задолженности по уже выпущенным, т.е. взамен погашения обязательств по уже существующим. Правительство выпускает новый заем и обменивает старые ценные бумаги на новые с целью продления срока погашения. В соответствии со ст. 5 БК под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. Методы управления гос. долгом: 1. Обмен облигаций по регрессивному соотношению. 2. Отсрочка погашений и займов. 3. Аннулирование займов. Все методы и способы управления гос. долгом предназначены для ослабления долгового бремени на гос. бюджет. Основы организации финансов предприятий: 1. Содержание и функции финансов предприятий. 2. Принципы организации финансов предприятий. 3. Особенности организации фин. предприятий различных правовых форм. 1. Финансовая система любого государства состоит из 3-х основных звеньев: - государственные финансы; - финансы предприятий; - финансы домохозяйств. Государственные финансы находятся на высшем уровне иерархии финансов. Это централиз-е финансы. Основу гос. финансов составляет система общегосударственных и региональных бюджетов, внебюджетных и др. спец-х фондов. Они предназначены для формирования центр-х финансовых ресурсов и их распределения на финансирование различных общественных потребностей. Финансы домохозяйств – это важный элемент децентрализованных финансов, который в последнее время приобретает возрастающее значение: - как источник обеспечения социальной стабильности общества; - как источник пополнения гос. бюджета; - как источник инвестиций в развитии экономики страны; и др. Основу финансов домохозяйств составляют финансы отдельных семей или граждан. Они служат для формирования доходной части общесемейных бюджетов и использование этих доходов на цели текущего потребления и накопления. Наряду с гос. финансами и финансами домохозяйств немаловажное значение в финансовой сфере играют финансы предприятий, которые составляют основную часть финансов и фактически являются исходным звеном финансовой системы страны. В отличие от государственных финансов они являются децентрализованными финансами. Главная цель финансов предприятий – это формирование необходимого объема финансовых ресурсов для их использования в процессе текущей производственной деятельности и обеспечения развития организации в предстоящем периоде. Финансы организаций представляют собой денежные отношения по поводу формирования и распределения финансовых ресурсов, которые складываются за счет таких источников как собственные и приравненные к ним средства, средства, мобилизуемые на финансовом рынке, и средства, поступающие в порядке перераспределения. Финансы фирм имеют четкую целевую ориентацию, которая накладывает отпечаток на все аспекты деятельности, включая организационный, коммерческий, инвестиционный и др. Финансы предприятий во всех своих аспектах направлены на поощрение предпринимательской активности. Финансы предприятий имеют свою классификацию, в основе которой лежат следующие признаки: 1) по организационно-правовой форме: - финансы полных товариществ; - финансы товариществ на вере; - финансы ЗАО и ОАО; - финансы обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью; - финансы производственных кооперативов; - финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий; - некоммерческих организаций. 2) по отраслевому признаку - финансы предприятий народного хозяйства, включающие в себя финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и т.д. 3) в зависимости от субъекта права собственности различают финансы коммерческих и некоммерческих организаций, имущество которых находится в собственности граждан и юридических лиц РФ, самой РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан и юридических лиц, совместной собственности. Финансы предприятий как экономическая категория проявляется в выполняемых ими функциях: 1) обеспечивающая; 2) распределительная; 3) контрольная. 2. Организация финансов предприятий строится на определенных принципах: 1. Принцип самоокупаемости и самофинансирования. Самоокупаемость предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование фирмы должны окупиться, т.е. принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестировании средств в развитие производства за счет собственных денежных ресурсов, а также при необходимости за счет банковских и коммерческих кредитов. 2. Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности, который заключается в самостоятельном определении перспектив развития фирмы. 3. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности фирм за ведение и результаты своей хозяйственной деятельности. 4. Заинтересованность в результатах деятельности. 5. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью фирмы. 6. Принцип обеспечения финансовых резервов, который связан с необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности. РФРФ Финансы – это фундаментальная, обобщающая экономическая категория, которая характеризует процессы образования, распределения, перераспределения денежных средств государства, регионов, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц в ходе образования их доходов, расходов, накоплений и возникающие при этом денежные отношения. Т.е. Финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе образования и использования фондов денежных средств предприятий, государственных организаций, муниципальных образований и населения. Финансовые отношения – денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального хозяйства в связи с формированием у хозяйствующего субъекта и государства денежных доходов и накоплений, образованием и использованием денежных фондов целевого назначения. Категория финансы отражает политическую и социально-экономическую систему, в условиях и в составе которой действует финансовая система. Финансовая система, как часть производственных отношений общества составляет его экономический базис. Эволюция финансов характеризуется следующим: 1) экономические процессы производства, обращения, использования и потребления продукции, товаров, работ и услуг сопровождается и отображается адекватными финансовыми процессами, которые отражают стоимостную сторону производственного процесса, движения и изменения стоимости, динамику доходов, расходов и прибыли 2) кроме того, возникают самостоятельные финансовые операции, движение денежных средств, как таковых, не связанных непосредственно с производством и продажей товаров, формируется единый финансовый рынок, движения денег обретает самостоятельность и денежные отношения становятся финансовыми отношениями. Распределение и накопление денежных доходов приобретает целевой характер, возникает понятие - финансовые ресурсы – это накопленные или текущие доходы, предназначенные на конкретные нужды. Финансы возникают в процессе развития денежных отношений в определенных социально-экономических условиях. К этим условиям относится: 1) образование и признание права собственности отдельных лиц, групп населения на производимые и покупаемые ими товары, а также землю и другие природные ресурсы. 2) Сложившиеся система правовых норм в части имущественных отношений 3) Возникновение и укрепление государства, как выразителя интересов всего общества, государства обеспечивающего порядок и стабильность, а также жизнеспособность по отношению с другими государствами и государство имеет также статус собственника. 4) Создание относительной постоянной социальной структуры, т.е. появление разнородных групп населения, различающихся по материальной обеспеченности, профессиональной принадлежности и образу жизни. Общие предпосылки для создания данных условий: увеличение производства, повышение его эффективности, рост доходов населения за пределы выживания и определенный уровень развития культуры. Для появления финансов необходим высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, четкое формирование и использование основных функций денег. Основой финансов становятся денежные доходы, т.е. формирование, распределение и использование денежных доходов порождает финансы. Финансы – движение денежных доходов. Сфера влияния финансов гораздо шире, чем просто экономические отношения. Финансы влияют на политику, культуру, науку и частную жизнь граждан. Финансы – это целая система отношений между участниками, во-первых: отношения между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, при закупки сырья, оборудования и при реализации продукции и услуг (образование Фондов обращения); во-вторых: отношения между предприятиями и выше стоящими организациями при создании фондов и их распределения; в третьих: отношения между государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансирование расходов; отношение между государством и гражданами по внесению налогов и платежей, отношение между гражданами, предприятиями и внебюджетными фондами по внесению платежей и ресурсов; отношение между отдельными звеньями бюджетной системы; отношения между органами имущественного и личного страхования предприятий и населения при уплате страховых взносов и возмещения ущерба при наступлении страхового случая; отношения между предприятиями и другими субъектами в процессе кругооборота фондов. Таким образом, финансы представляют собой экономическую категорию, выражающую систему денежных отношений, возникающих при образовании и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта, ВВП и ВНП в целях обеспечения расширенного воспроизводства, выполнения государства своих функций и удовлетворения потребностей общества.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |