Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физической культуры

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ

 

Понятия: физическая культура, физкультурное движение, физическое воспитание, спорт, двигательная реабилитация, физическая рекреация, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, физическое образование, физическое развитие, физкультурная деятельность.

ПОНЯТИЕ – это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая

при этом наиболее существенные стороны, свойства и признаки определенного объекта (явления).

Самым широким, собирательным и многогранным является понятие «физическая культура». Для более глубокого и правильного представления о содержании этого понятия его целесообразно сравнить с термином «культура», который появился в период возникновения человеческого общества и был связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «развитие», «почитание». М.В. Выдрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории физической культуры определения культуры:

- культура – это мера и способ развития человека;

- культура – это качественная характеристика деятельности чело-

века и общества;

- культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития

и распространения материальных и духовных ценностей.

Каждое из перечисленных определений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура».

Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.

Деятельность – это различные виды и способы процесса освоения

мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребностей

человека и общества.

Потребность – это нужда в чем-либо, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей. В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали та-

кие виды деятельности, которые специально направлены на совершенствование самого себя, на преобразование собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.

Сферу физической культуры характеризует ряд присущих только

ей признаков, которые принято объединять в 3 группы:

• активная двигательная деятельность человека. Причем, не любая, а только организованная таким образом, чтобы формировались жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось совершенствование природных свойств организма, повышалась физическая работоспособность, укреплялось здоровье. Основным средством решения этих задач являются физические упражнения.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.

• положительные изменения в физическом состоянии человека -

повышение его работоспособности, уровня развития морфо-

функциональных свойств организма, количества и качества освоенных

жизненно важных умений и навыков выполнения упражнений, улучшения показателей здоровья. Результатом полноценного использования

физической культуры является достижение людьми физического совершенства.

• комплекс материальных и духовных ценностей, созданных в обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенствовании физических возможностей человека. К таким ценностям следует отнести различные виды гимнастики, спортивные игры, комплексы

упражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, материально-технические условия и др.

Таким образом, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это вид культуры, который представляет собой спе­цифический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение. ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ – это социальное течение (как самодеятельное, так и организованное), в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию, распространению, приумножению ценностей физической культуры. (А.А. Исаев) В настоящее время общественные физкультурные движения при- обретают все больший размах во многих странах, хотя имеют свои национальные и региональные особенности. Примерами физкультурных течений могут быть «Спорт для всех». Остановимся на понятии «физическое воспитание». Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного использования средств физической культуры осуществляется именно в процессе физического воспитания. Следовательно, этот процесс выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Это находит свое отражение в улучшение здоровья, повышения уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности, более гармоничном развитии и т.п..

Нередко физическое воспитание характеризуют в качестве одной из частей физической культуры. Такая трактовка соотношений двух понятий не лишена смысла, но, по мнению многих авторов недостаточна, корректна (Л.П.Матвеев, Б.А.Ашмарин, Ж.К.Холодов, А.А.Исаев). Точнее говоря, физическое воспитание является по отношению к физической культуре не столько частью, сколько одной из основных форм функционирования в обществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей в рамках системы образования. Физическому воспитанию присуще все признаки педагогического процесса, а именно: ведущая роль педагога-специалиста, организация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с дидактическими и педагогическими признаками, направленность деятельности на решение задач образования и воспитания, построение занятий в соответствии с закономерностями развития человека и т.д. Необходимо усвоить, что физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит процесс, обеспечивающий обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств.

Отсюда, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного человека, включающий в себя обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание (управлении развитием) физических качеств. (Ж.К.Холодов).

Либо, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (в широком смысле слова)– это вид воспитательной деятельности, специфической особенностью которой является управление процессом использования средств физической культуры с целью содействия гармоничному развитию человека (В.П.Лукьяненко). Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка». По существу они имеют аналогичный смысл, но вторым термином пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (Ю.Ф. Курамшин).

ФИЗИЧЕСКСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности, уровне развития физических качеств и уровне сформированности жизненно важных и прикладных умений и навыков.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – неспециализированный процесс физического воспитания, направленный на общие предпосылки успеха в различных видах деятельности.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – специализированный процесс физического воспитания, направленный на углубленную специализацию в спортивной деятельности или в профессиональной.

ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений,

навыков и связанных с ними знаний.

Смысл физического образования по мысли П.Ф. Лесгафта состоит

в том, чтобы научиться сознательно управлять движениями, сравнивать

их между собой, «приучиться» с наименьшим трудом, возможно в

меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую

физическую работу.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – процесс изменения естественных

морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной

жизни.

Этот процесс характеризуется следующими показателями:

 

1. Показателями, которые характеризуют биологические фор-мы или морфологию человека (размер тела, массы тела, осанка, величина жироотложения). 2. Показателями функциональных изменений физиологическихсистем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем, органов пищеварения и выделения и др.). 3. Показателями развития физических качеств (силы, быстро-ты, выносливости, гибкости, координационных способностей). Каждому отрезку жизни свойственны свои показатели физического развития. Они могут отражать процессы поступательного развития(до 25 лет) сменяющихся стабилизацией форм и функций (до 45-50 лет),а затем инволюционных изменений (процесс старения). Физическоеразвитие обусловлено множеством факторов, как биологического так исоциального характера. Этот процесс у п р а в л я е м ы й. В зависимости от всей совокупности факторов и условий физическое развитие может быть всесторонним, гармоничным или дисгармоничным, можно отодвинуть процесс старения. Физическое развитие определяется законами: наследственности;возрастной ступенчатости; единства организма и среды (климато-географических, социальных факторов); биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Показатели физического развития имеют большое значение дляоценки качества жизни того или иного общества. Уровень физического развития, наряду с такими показателями как рождаемость, смертность,заболеваемость, является одним из показателей социального здоровьянации. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНЧТВО – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности чело-века, оптимально соответствующий требованиям жизни. Общество в егоисторическом развитии предъявляло различные требования к физическому совершенствованию человека. Отсюда следует, что нет и не может быть единого идеала физического совершенства. Важнейшими конкретными показателями физически совершенно-го человека современности является: 1. Крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность быстроадаптироваться к различным условиям. 2. Высокая общая физическая работоспособность 3. Пропорционально развитое телосложение, правильная осанка 4. Владение рациональной техникой основных жизненно важныхдвижений 5. Всесторонне и гармонично развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека. 6. Физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде и спорте. ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – потенциальные возможности человека выполнять физическое усилие без снижения заданного уровня функционирования организма, в первую очередь его сердечно-сосудистой и дыхательных систем (Т.Ю. Круцевич). Физическая работоспособность – комплексное понятие. Оно определяется значительным числом факторов: морфофункциональным со-стоянием различных органов и систем, психическим статусом, мотивацией и др. факторами. Поэтому заключение о ее величине возможно со-ставить только на основе комплексной оценки. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это форма отношения человека к окружающей действительности, в процессе которой осуществляется создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры. Успешная реализация процессов физического воспитания, физической подготовки, спортивной тренировки возможна лишь на основе организованной физкультурной деятельности. Физкультурную деятельность необходимо рассматривать как один из основополагающих видовчеловеческой деятельности, обеспечивающих эффективное развитие органов и систем, высокий уровень здоровья и работоспособности. СПОРТ – специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностейчеловека в условиях соперничества. СПОРТ - составная часть физической культуры – это собственносоревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межличностные отношения. В последнем представлении термин «спорт» входит в понятие«физическая культура». «Спорт» имеет смысл рассматривать как частьфизической культуры пока он выполняет роль воспитания и являетсячастью общественно-педагогической системы подготовки человека кэффективной деятельности. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в последнее времяспорт все больше приобретает свое самостоятельное значение: вопросыразвития спорта имеют отражение в Конституциях многих стран, обсуждаются в организации Объединенных наций, в сфере спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют стимулыматериального характера. Наличие громадных физических нагрузок, установка на достижение наивысшего результата и победы «любой ценой» не позволяют рассматривать спорт как элемент физической культуры. Спортивная деятельность, особенно если она представлена профессионально-комерчеческим спортом, выступает как контркультура. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ – вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенныхформах для активного отдыха людей, получение удовольствия от этогопроцесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности надругой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной,военной деятельности. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений длявосстановления или компенсации частично или временно утраченныхдвигательных способностей, лечения травм и их последствий.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показатели и модели оценки рыночной активности и положения компании на рынке ценных бумаг | Тема 3. Техника безопасности на занятиях физической культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.