Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы организации консультирования семьи




Основные принципы консультирования семьи.

Основы семейного психологического консультирования.

8.1. Основные принципы консультирования семьи. Способы организации консультирования семьи.

8.2. Современные подходы к психологическому консультированию семьи

8.3. Этапы семейного консультирования. Методы и приёмы.

8.4. Добрачное и предбрачное психологическое консультирование

8.5. Содержание и организация консультирования по поводу супружеских проблем

8.6. Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами. Формирование навыков конструктивного поведения у супругов в конфликтной ситуации с помощью методики «Конструктивная ссора» Станислава Кратохвила (семинар)

8.7. Консультирование в ситуации развода. Работа с сетью.

В последнее десятилетие наметилась тенденция расширительно использовать термин «психологическое консультирование» (В. А. Бинас, Б. М. Мастеров и др.) как синоним психологического сопровождения клиента (личности или семьи) в сложные периоды жизни. Именно такого понимания консультирования мы и будем придерживаться. В зависимости от жизненной ситуации человека или семьи (как коллективного клиента) целями консультирования могут стать те или иные изменения самосознания (формирование продуктивного отношения к жизни, принятие ее во всех проявлениях, не исключая страдания; обретение веры в свои силы и желания преодолевать трудности, восстановление распавшейся связи между членами семьи, формирование у членов семьи ответственности друг за друга и др.), поведенческие изменения (формирование способов продуктивного взаимодействия членов семьи друг с другом и с внешним миром).

С точки зрения американских теоретиков и практиков консультирования, работа с семьёй имеет ряд особенностей:

- семейные консультанты видят корни проблемы не внутри самой личности, а в более широком контексте взаимодействия людей;

- от специалистов в этой области требуется больше активности, директивности и степени контроля;

- в очень редких случаях консультант может использовать один теоретический подход;

- центром внимания консультанта должны быть организационные структуры и естественный процесс развития семьи;

- предпочтительнее использовать циркулярную модель причинно – следственных связей;

- необходимо признавать, что в зависимости от культуры, существуют различные варианты структуры семьи.

Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное Мы, гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.

Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем основным группам:

· добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем),

· супружеские,

· проблемы взаимоотношений детей и родителей.

Семейное консультирование – это вовсе не обязательно работа со всеми членами семьи одновременно. На различных этапах процесса в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования: общение со всей семьей, индивидуальное консультирование одного из ее членов, работа с супружеской парой, работа с нуклеарной семьей, т.е. с семьей в узком смысле этого слова (отец–мать–дети), работа с расширенной семьей (она включает также прародителей и тех близких, которые оказывают влияние на семейные отношения: тети, дяди и др.); работа с экосистемой или социальной сетью.

При индивидуальной форме работы консультирование ведется с отдельной семьей или ее членом, заявившим проблемы, связанные с взаимодействием в семье. Независимо от того, идет ли работа со всей семьей или одним из ее членов, основой индивидуальной формы семейного консультирования является убеждение в том, что человека необходимо рассматривать в его отношении к семейной системе и далее в связи этой системы с комплексом систем более высокого порядка: общество, культурой и т.п. Каждая часть этого комплекса оказывает воздействие на внутренние подсистемы, поэтому отрыв индивидуального консультирования субъекта относительно его семейных проблем в отрыве от работы со всей семьей не только неправомерен, но и невозможен. Вот почему, при разрешении семейных проблем предпочтительно работать со всей семьей в целом, что, к сожалению, в современной действительности не всегда возможно. Индивидуальная работа с одним из членов супружеской пары. В этом случае развиваются классические отношения «консультант–клиент», однако и здесь незримо присутствует контекст семейных отношений (в памяти и образах клиента, в его рисунках и проигрываемых ситуациях и т. п). Семья продолжает существовать «в плане представления, вторичного образа и может получить истолкование и оценку пациента» (Н. Пезешкиан, 1994).

Если при индивидуальном консультировании возникают семейные проблемы или жалобы на непонимание домочадцев, то нужно мягко и ненавязчиво подвести клиента к мысли о том, что бессмысленно ставить себе цель «изменить жену или детей и их отношения ко мне». Однако возможно измениться самому, продумать свое поведение и свою роль в семье, и тогда, скорее всего, близкие люди будут относиться по-другому. Для этого вполне возможно использовать прием терапевтических притч (Н. Пезешки-ан и др.). К примеру, как бы между прочим задать вопрос о том, чем отличается психолог от милиционера, а потом с улыбкой пояснить, что если кто-либо жалуется милиционеру на соседа, то он разбирается с соседом, а если жалуются психологу, то он разбирается с самим жалобщиком.

Индивидуальная консультация вполне уместна, когда кому-либо из членов семьи сложно рассказать о проблеме открыто, и человек предпочитает индивидуальную беседу, где легче поделиться наболевшим, тем, что он долго и мучительно скрывал от домочадцев. В этих случаях индивидуальные беседы приводят к тому, что чуть позже человек сможет доверить тайну, рассказать «о стыдном» в присутствии других членов семьи. В такие моменты клиент зачастую испытывает большое облегчение: обнаруживается, что чувство вины, которое долго мучило его, было преувеличено, а замалчивание лишь усиливало его.

Но есть и другие случаи, когда успешное индивидуальное консультирование одного из членов супружеской пары вызывает сопротивление другого. Если консультируется один человек, а другой не хочет никаких изменений в семейных отношениях (как говорится: «Никогда хорошо не жили, так и начинать не стоит»), то возникает опасность разбалансировки эмоциональной динамики семейной системы. Домашние начинают испытывать тревогу и могут попытаться вернуть человека к прежним ролевым стереотипам, к саморазрушительному поведению.

В качестве примера приведем случай из практики.

Жена одного из клиентов (назовем его Александром) постоянно упрекала его в пьянстве. К психологу он пришел один, так как жена угрожала разводом. От совместной консультации она отказалась1 «Пьешь ты, а не я. У меня все нормально и у психолога мне делать нечего».

Однако когда по ходу консультирования поведение Александра изменилось и он мог обходиться без спиртного, жена испытала острую тревогу. Она стала сама приносить домой спиртное и провоцировать его «чуточку выпить». Ей это удалось – восстановился привычный семейный треугольник «жертва–спаситель–преследователь» Жена продолжала то жаловаться знакомым и родственникам на «ужас своей жизни» и получать их сочувствие, то «спасала бедняжку», «воспитывала и наказывала» его лишением интимной близости и человеческого внимания.

Когда через год, после повторного консультирования, муж всерьез прекратил пить – брак распался.

Более оптимистичный прогноз с подобными проблемами – ситуация, когда супружеская пара способна по собственной воле прийти к психологу. Уже сам такой приход свидетельствует о том, что у них имеется установка на сохранение совместной жизни, а значит, есть надежда на изменения к лучшему. Задача состоит в том, чтобы найти позитивный потенциал супружеской пары, столь необходимый для выхода из кризисной ситуации и реконструировать семейные отношения

 

При реализации групповой формы работы семья или один из ее членов принимают участие в работе терапевтической группы Основными формами групповой работы с семьей являются: социально психологический тренинг (СПТ), групповой консультирование и групповая психотерапия.

Социально - психологический тренинг построен на основе поведенческой терапии, т.е. он предполагает развитие каких - либо умений (умение разрешать конфликты, умение взаимодействовать с ребенком или супругов, умение проявлять эмпатию и т.п.). Особенностью СПТ является то, что при его использовании ведущий заранее определяет свои цели и цели работы группы, его деятельность может быть алгоритмизирована.

Групповое консультирование - более тонкий и глубокий способ работы с семьей. Его использование предполагает работу не только и не столько с поведением участников (как в случае с СПТ), но и с более глубинными личностными аспектами: мыслями, чувствами, переживаниями. В отличие от СПТ при групповом консультировании цели работы конкретной группы не определяются и не оговариваются заранее, т.е. они определяются уже в процессе групповой работы и зависят от индивидуальных потребностей участников. Таким образом, групповые цели складываются в данном случае из индивидуальных. В связи с эти ведущий - консультант не может алгоритмизировать свою деятельность, его действия формируются по принципу «здесь и теперь».

Одной из основных проблем группового консультирования является проблема оценки эффективности работы групп, т.к. стандартные психодиагностические методы в данном случае оказываются не достаточно эффективными. Они не позволяют выявить эффективность разрешения глубинных индивидуальных проблем, которые затрагиваются в процессе консультирования.

Теоретические и методологические основы группового консультирования могут быть различны. Если основой социально - психологического тренинга являются бихевиоральные техники, то в данном случае используются методы, затрагивающие глубинные мотивы и закономерности функционирования личности. Процесс группового консультирования может быть построен на какой - либо одной определенной методологической концепции: экзистенциально — гумани­стической, психоаналитической, логотерапевтическои, трансактной, когнитивно - бихевиоральной и т.п., либо в нем могут сочетать элементы всех перечисленных подходов в рамках так называемой эклектической концепции. Таким образом, в ходе группового семейного консультирования могут использоваться приемы индивидуального консультирования, имеющие различную методологическую основу. В принципе, каждая система психологического консультирования, каждый консультативный подход должен создаваться и реализовываться на базе строго определенной теоретической концепции. Однако небезызвестно, что в современной психологии в силу определенных причин отсутствует единая картина понимания мира и человека в нем. Соответственно, различные психологические школы и направления вырабатывают собственное понимание, принципы построения и технологии психологической воздействия. По сути, получается так, что человек в современной психологической науке выступает не как единая психологическая реальность, отдельные сферы функционирования личности как бы «поделены» между школами и направлениями: бихевиористы занимаются поведением, экзистенциалисты чувствами и переживаниями, когнитивисты мыслями и т.п. Это имеет место и возможно в рамках теории, но в ситуации реальной психологической помощи человек (клиент) предстает перед психологом в единстве своего поведения, когнидий, эмоций и других личностных проявлений, В связи с этим, консультант часто вынужден использовать в своей работе целый комплекс различных подходов и средств. Данная ситуация, по сути дела, породила новое, комплексное направление в психологическом консультировании в целом, а также психотерапии и консультировании по вопросам супружеских и родительско - детских отношений, в частности, - эклектизм. По мнению Ж. В. Кобцевой [25], его развитие было обусловлено рядом факторов:

- Многоаспектность проблематика Сложность и многообразие возникающих семейных ситуаций обусловливает развитие широкого спектра проблем, связанных с межличностным взаимодействием, переживанием и проживанием различного рода сложностей, определени­ем эффективных способов поведения в них. Кроме того, внутри каждой возникающей в семейных взаимоотношениях проблемы может быть сразу несколько источников неэффективности их разрешения: когнитивные, эмоциональные и поведенческие.

- Особенности субъекта. Каждый человек, решающий свои индивидуальные или семейные проблемы, представляет собой некоторую целостность, единство ряда сфер: психофизиологической, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, мотивационной и других. Применение одного консультативного подхода одновременно ко всем сферам практически невозможно и неэффективно, т.к. не соответствует природе объекта воздействия (т.е. консультируемого субъекта).

- Особенности группы. У каждого члена группы (семьи) проблемы межличностного взаимодействия имеют свою индивидуальную специфичность, следовательно, для эффективной работы консультант не может ограничиваться однонаправленным методическим набором, поскольку он не может быть одинаково приемлем для всех участников группы.

Таким образом, в современной психологической практике групповое консультирование становится все более эклектичным, сочетая в себе не только приемы и методы воздействия отдельных психологических направления. При этом часто групповое консультирования может включать в себя элементы социально - психологического тренинга и групповой психотерапии. При этом использование эклектизма возможно лишь при соблюдении определенных условий. Во-первых, выбирая средства необходимо помнить известное методологическое положение, которое Дж. Пол сформулировал как вопрос: «Какая помощь, кем осуществляемая и в каких условиях наиболее эффективная для этого клиента с этими конкретными проблемами?» [37]. Во-вторых, нельзя забывать и о том, что основным средством психологического консультирования становится не та или иная психотехника, а особая форма взаимоотношений между психологом и клиентом, основанная на сознательном использовании двуединого механизма бытия и развития личности - идентификации - обособления (B.C. Мухина). Именно эти взаимоотношения создают, по мнению Е.Г. Силяевой и других авторов, условия для переживания, объективации, рефлексии и реконструкции образа мира клиента в процессе консультирования и групповых занятий.

Групповая психотерапия в практике работы с семьей используется достаточно редко, т.к. изначально предполагает воздействие на больного человека. Применение групповой психотерапии требует овладения специальными навыками и приемами работы. Это достаточно длительный процесс. В основном используется в работе с семьями, включающими себя субъекта, имеющего определенные нервно - психические нарушения [2,24, 38].

Таким образом, в консультативной работе с семьей возможно реализация разнообразных методов и способов групповой работы. Общим для них является помогающий характер данного направления работы психолога, идущей на основе субъект - субъектного взаимодействия. Способы организации процесса семейного консультирования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.