Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные подходы к психологическому консультированию семьи




В настоящее время наиболее распространёнными являются следующие модели консультирования семьи:

· Психодинамическая модель (психоаналитическое направление)

· Поведенческая модель (бихевиористическое направление)

· Системная модель (структурная школа, гештальт – подход, экзистенциально – гуманистическое направление, модель, основанная на опыте).

Семья в процессе консультирования рассматривается как малая система, включающая в себя элементы, определенным образом взаимодействующие друг с другом. Основоположники системного подхода (М. Боуэн, С. Минухин, В. Сатир, К. Витакер и др.) рассматривают семью не просто как объединение индивидуальностей, связанных узами родства, а как целостную систему, где никто не страдает в одиночку: семейные конфликты и кризисы оказывают деструктивное влияние на всех. Поскольку семья – это система, то не так важно, какой из ее элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на нее и другие входящие в нее подсистемы (других членов семьи) и одновременно испытывают воздействие с их стороны.

Оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.

Поскольку целью консультирования является изменение всей системы семейного взаимодействия, то фокус проблемы должен сдвигаться от Я и Ты к паре вместе. Только после подобного переформулирования возможно изменение и разрешения проблемы. В этом состоит суть системного подхода к проведению индивидуальных семейных консультаций. В основе системной теории лежит предположение о том, что психологические и социально-психологические феномены семейного взаимодействия невозможно понять и объяснить только на основе линейных причинно-следственных связей (из книги Черниковой рассказать).

В рамках системного подхода к разрешению семейных проблем было представлено значительное количество разнообразных концепции, наиболее известными из которых являются структурные (С. Минухин) и стратегические (Дж. Хейли, С. Паяащдоли) теории семейной психотерапии и консультирования. В их рамках были разработаны представления о том, как самым оптимальным образом «функционирует» семья, а разработанные терапевтические вмешательства были направлены на то, чтобы привести семью из «дисфункционального» в «функциональное» состояние.

Системный подход избегает понятия «патологические семьи», в его рамках рассматриваются семьи или группы, которые плохо функционируют. При этом могут быть нормально функционирующие системы, создающие "проблемный" случай совершенно внезапно. Поэтому, когда такие семьи приходят за консультацией, принимаются во внимание все члены семьи. Консультант старается понять каждый элемент системы семьи, в которой живет человек, попавший в затруднительную ситуацию. Системные терапевты не только пытаются найти дефекты системы. Они также стараются выяснить, какие ее элементы функционирует хорошо, поскольку это делает возможным улучшение или преодоление переживаемых трудностей.

В рамках структурной семейной терапии С. Минухина реализуются достаточно директивный подход к разрешению семейных проблем.

В основе этого подхода лежат три аксиомы.

• Осуществляя психологическую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться как ее подсистема.

• Терапия семьи изменяет ее структуру и приводит к изменению поведения каждого из членов семейной системы.

• Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения.

Семья предстает как дифференцированное целое, подсистемы которого – отдельные члены семьи или несколько ее членов. Каждая подсистема (родительская, супружеская, детская) имеет специфические функции и предъявляет к своим членам определенные требования. Согласно точке зрения С. Минухина, основной функцией семьи является защита ее членов друг от друга и от постороннего вмешательства. В связи с эти автор вводит понятие семейных «границ», занимающее в его концепции центральную позицию. Для оптимального функционирования семьи важно, чтобы подсистема родителей и подсистема детей (сиблингов) были «хорошо» разграничены между собой, причем важно, чтобы это разграничение сочеталось с эмоциональная близостью, доверительностью и т.д.

С. Минухин выделяет два типа нарушения границ: первый – их спутанность, нечеткость, размытость; второй – излишняя закрытость, приводящая к разобщенности членов семьи. Один из этих типов нарушения границ можно найти в любой неблагополучной семье. Так, выраженная размытость границ между матерью и ребенком приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинают функционировать две автономные подсистемы: «мать– ребенок (дети)» и «отец». У детей в этом случае тормозится развитие компетентности в общении со сверстниками, а у родителей существует угроза развода. А вот у семей с разобщающими границами, наоборот, нарушена способность к формированию семейного Мы. Члены семьи настолько разобщены, что не могут удовлетворить в семье важнейшую из человеческих потребностей – в доверии, тепле и поддержке. Спутанная семья реагирует на любые изменения быстро и интенсивно, ее члены как бы заражают друг друга своим настроением. А вот в безучастной семье преобладает отчуждение, которое ребенок ощущает как холод, безлюбость и может охарактеризовать свою семью так: «У нас никому ни до кого нет дела».

Описанная классификация и подход к психологической помощи направлены, в первую очередь, на осознание и преодоление неадекватной близости членов семьи, доходящей до симбиоти-ческой взаимозависимости, и помогает каждому осознать и отстроить границы между собой и другими.

Роль психолога в системе С. Минухина понимается так: ему предписывается присоединиться к семье, на время как бы стать одним из ее членов. «Терапевтическое воздействие на семью, – пишет он, – является необходимой частью семейной диагностики. Терапевт не может наблюдать семью и ставить диагноз со стороны» (С. Минухин, 1978). «Вхождение» психолога в семейную систему вызывает «миникризис», имеющий важное значение: жесткие ригидные связи и отношения ослабляются, и это дает семье шанс изменить состояние своих «границ», расширить их, а значит и изменить свою структуру.

При проведении консультативной работы С. Минухин придает большое значение созданию терапевтической системы. Этот процесс предполагает:

- «принятие» терапевта в семью;

- признание его профессионального авторитета (роли штурмана);

- системное определение проблемы (которая часто оказывается иной, чем та, с которой обратилась семья);

- системное определение цели (и она может отличаться от той, с которой пришла семья);

- составление терапевтического договора (контракт), в котором оговариваются рамки консультативного процесса, установка, оплата и т.д.

Структурное консультирование предполагает, прежде всего, изменение структуры заявленной проблемы. Для этого изначально консультант выслушивает ее определение каждым членом семьи, выясняя, таким образом, способы ее субъективного конструирования. Как правило, по мнению С. Минухина, в возникновении проблемы обвиняют того члена семьи, которого эта проблема больше всего касается. При этом сам Минухин избегает употреблять термина «вина». В соответствии с основными принципами системного подхода, он отмечает, что трудности семейного взаимодействия - результат действия дисфункциональной системы отношений, которую необходимо изменить. Трансформация в сознании членов семьи структуры проблемы, через введение конструкта об ее общей принадлежности позволяет изменить способы построения отношений в семье. Принятие на себя ответственности за проблему способствует ее разрешению. Индивид включается в систему отношений, связанных с данной проблемой, таким образом, происходит трансформация отношений в семье, объединение усилий ее членов в плане разрешения имеющихся трудностей по схеме, наме­ченной в процессе консультирования. Такое построение процесса, позволяет, по мнению С. Минухина, успешно разрешать самые разнообразные проблемы, возникающие в семейной системе.

Основоположником стратегической семейной терапии, концепция которой также разрабатывалась в рамках системного подхода, был Дж. Хейли. Стратегическая семейная терапия предполагает разработку специфических стратегий для решения существующих в семье проблем. Особенностью данного подхода является то, что консультант отказывается от сравнительно многих данных (анамнез, история семьи и т.д.) и сосредоточивается исключительно на обозначенной проблеме и детальном описании механизмов, ее поддерживающих. Консультанты отмечают, что зачастую попытки, которые люди (пары, семьи) предпринимают для решения существующей проблемы, приводят к прямо противоположному результату, т.е. к ее стабилизации или обострению. Возникает заколдованный круг, способный привести к серьезному кризису в семье. В связи с эти объектом воздействия для консультантов, работающих в рамках стратегической концепции, является не сама семья, а симптом или проблема, заявляемая ее членами. При направлении воздействия на симптом предполагается, что изменение в этой точке повлечет за собой и другие перемены. Действительно, ситуация в браке часто меняется к лучшему, когда, например, ослабевает или прекращается симптоматичное поведение ребенка, если родители перестают спорить о том, как правильно обращаться с ним [31]. Вместе с тем, в стратегической концепции считается не столь важным было такое поведение ребенка причиной или следствием существующей проблемы, т.е. речь в данном случае идет о коррекции конкретного нарушения, через которую происходит изменение общей ситуации в семье.

П. Вацлавик, Уилкенд и Фиш [60] описывают четырехшаговую стратегию продуцирования изменений в семье:

1. Определение семейной проблемы (предполагается также как и в предыдущем подходе подчеркивание того, что эта проблема принадлежит и касается всех членов семьи).

2. Определение того, что сделала семья для разрешения данной проблемы с особым выделением и акцентированием того, что не сработало в этом процессе, не позволило достичь успеха.

3. Установление семейной цели. Цель и направленность изменения должна установить сама семьи, поскольку то, что хорошо для одной системы может совершенно не подходить для другой.

4. Разработка терапевтического вмешательства, разрушающего привычные модели взаимодействия, которые и составляют проблему.

Консультанты, работающие в рамках данной концепции, значительное внимание уделяют формам организации семей. Как и в структурных техниках, здесь подчеркивается важная роль ясных (четких) иерархий в семьях. Например, родители психотичного подростка, первый раз сбившегося с пути, поощряются к тому, чтобы установить их сыну ясные границы, что создаст основу для душевного равновесия, поможет ему сориентироваться и в конечном итоге лишит смысла (сделает ненужным) психотичное поведение [8]. Практически то же самое относится и к асоциальным подросткам, чье поведение почти всегда можно понять, если рассматривать его на фоне расшатавшейся семейной структуры. Поведение асоциальной молодежи, по мнению Дж. Хейли, может быть реакцией на структуру семейной системы, в которой границы стерты и расплывчаты, где часто встречаются коалиции нескольких поколении.

Помимо описанных консультативных концепций в рамках системной семейной терапии и консультирования были разработаны и другие, не менее интересные теории психологического воздействия: модель, основанная на опыте В. Сатир, концепция Б.Хелленгера, модель нескольких поколений Х.Штирлина, рефлексирующая команда Т. Андерсена и др. [8]

При всех различиях, которые наблюдаются сегодня в понимании сущности психологического консультирования и его задач, теоретики и практики сходятся в том, что консультирование представляет собой профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом, направленное на решение проблемы последнего. Это взаимодействие обычно осуществляется лицом к лицу, хотя иногда может включать в себя и более двух людей. В остальном позиции расходятся. Одни полагают, что консультирование отличается от психотерапии и центрировано на более поверхностной работе (к примеру, на межличностных отношениях), и основная его задача – помочь семье или отдельному человеку посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те моменты взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются (Ю. Е.Алешина, 1994). Другие считают консультацию одной из форм осуществления психотерапии и видят его центральную задачу в том, чтобы помочь клиенту обрести свое подлинное Я и найти в себе мужество стать этим Я (Р. Мэй, 1994).

Анализ многочисленных теоретических построений и практики работы семейных консультантов породил яркую и удобную для повседневного употребления типологию, где все многочисленные системы работы с семьей (в зависимости от избранного психологом подхода к целям работы и понимания собственных функций) разбивают на три группы: «ведущие», «реагирующие» и «чистильщики систем».

«Ведущие» терапевты авторитарны. Стремясь создать здоровые отношения в семье, они воздействуют из позиции «супер-родителя», который лучше членов семьи знает, что для ее членов хорошо или плохо и активно действует. Это полностью избавляет клиентов от самостоятельных усилий, снимает с них ответственность. Справедливости ради отметим, что для человека или семьи, обратившихся за помощью в период глубокого кризиса, такое отношение на начальном этапе консультативного процесса является не только потребным, но и единственно возможным, так как люди, только что пережившие жизненную катастрофу, нередко находятся в состоянии возрастной регрессии, когда возвращаются формы реагирования, свойственные испуганному беспомощному ребенку. В случае работы с такими клиентами (семьями или отдельными личностями) консультант сознательно принимает «родительскую позицию» и избирает стратегию дородительствования, постепенно «доращивая и довоспитывая», помогая поверить в свои силы, обрести точку опоры в себе, научиться продуктивно взаимодействовать сначала с самим собой, а затем и с окружающими. Именно этот подход представлен в данном ранее описании структурной семейной терапии (С.Минухин).

«Реагирующие» семейные психотерапевты для того чтобы добиться позитивных изменений в семье, стараются мобилизовать ее собственный внутренний потенциал развития. Они «включаются» в обстановку и атмосферу семьи, с которой проводится работа. Такую терапию удобно выполнять вдвоем: один из психологов дает втянуть себя в создавшуюся семейную ситуацию (при этом он чаще всего принимает на себя роль ребенка), второй выступает в роли наблюдателя и держится несколько более отстраненно (как бы вне семейной системы).

Если вспомнить, что реагирующие психотерапевты теоретически ориентируются прежде всего на психоанализ, то нетрудно понять и истоки такой работы, и ее сущность. Психоаналитический подход предполагает, что в своей деятельности терапевт выполняет обе эти функции (и идентификацию с клиентом, и обособление, отстранение от него). В процессе взаимодействия с клиентом он попеременно то идентифицируется с ним, глубоко проникает в его проблемы, то отстраняется от клиента и его ситуации с целью объективного суждения. Здесь же эти функции как бы «разделены* между двумя психологами.

«Чистильщики систем» прежде всего стремятся навести порядок в правилах, по которым живет семья. Консультант старается противодействовать неправильному поведению, заставить отказаться от незрелых и патологических форм поведения. Этот метод характерен для стратегической семейной терапии и системной семейной терапии миланской научной школы (с одним из вариантов такого подхода вы можете познакомиться, прочитав яркие и талантливые работы Вирджинии Сатир, которые переведены на русский язык и неоднократно издавались в нашей стране).

.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.